Глава города Белоярский и Белоярского района
"Белоярский район - территория эксклюзивная", - говорит его глава Сергей Петрович Маненков и в доказательство такому определению он приводит много доводов, основным из которых - территориальное устройство. Белоярский - это город плюс район. Так исторически сложилось. И смысла в смене такого расклада не видят ни жители района, ни местные власти. Еще одна "эксклюзивность" Белоярского района в том, что территория - одна из немногих, где нет круглогодичного наземного сообщения с "большой землей". Все это диктует свои правила развития рынка. О них наш сегодняшний разговор с главой Белоярского района и города Белоярский, Сергеем Петровичем МАНЕНКОВЫМ.
- Сергей Петрович, насколько благоприятны условия для развития малого бизнеса в Вашем, отдельно взятом, муниципалитете?
Какими бы замечательными не были условия для ведения бизнеса, предприниматели будут говорить, что этого недостаточно. И это правильно. Нет предела совершенству. Мы постоянно ищем новые формы взаимодействия, потому что хорошо понимаем: без этого сегмента экономики территории сегодня не выжить. Я всегда с интересом наблюдаю за тем, как белоярские предприниматели осваивают новые ниши, как расширяют свой бизнес, выходят на более высокий уровень ведения дела. Считаю, что у меня сложились добрые отношения с нашими предпринимателями. Они приходят ко мне на прием, если возникают проблемы, мы советуемся, вместе пытаемся их разрешить. Поэтому я в курсе дел многих предпринимателей. Отношусь к ним с огромным уважением и считаюсь с их мнением. Недавно выступил с инициативой создать Совет предпринимателей.
К сожалению, с принятием нового Бюджетного кодекса у нас не стало возможности помогать малому бизнесу рублем. До января этого года муниципалитеты могли выдавать предпринимателям льготные кредиты. Конкурсная комиссия отбирала, в первую очередь, социально значимые проекты, которым требовалась финансовая поддержка. За два года через филиал Окружного фонда поддержки предпринимательства было профинансировано 124 проекта на сумму 84 млн рублей. Для такого небольшого города, как Белоярский, это неплохой показатель. И мы получили реальный результат: если в 2005 году у нас в малом бизнесе было занято 11 процентов работающего населения, то сегодня эта цифра выросла до 15. Примерно полтора процента в год - хорошие темпы прироста. За этими цифрами не только создание новых рабочих мест, но и развитие инфраструктуры территории.
Однако в нашем районе есть две "естественные" проблемы, которые малый бизнес не в силах "победить" - это отсутствие круглогодичного наземного сообщения и небольшая численность населения. Летом доставка грузов осуществляется по воде, зимой - по зимникам, во время распутицы -самолетом. Все это сказывается на цене. Даже если тебе подарили килограмм огурцов, доставка его на самолете будет стоить денег. При этом с уверенностью могу сказать, что Белоярский - не самый дорогой город в округе. У нас самый дешевый в Югре хлеб и нет ни одной позиции по продовольственному снабжению, где цена бы зашкаливала по сравнению с территориями-соседями. Это заслуга наших предпринимателей. Да, им приходится работать в условиях жесткой конкуренции, но они научились делать это цивилизованно.
- Отношение населения к предпринимателям не всегда уважительное. Потребители товаров и услуг по-прежнему считают, что на них наживаются...
Понимание, что работать себе в убыток не будет никто, приходит постепенно. Но уже сегодня многие понимают и другое: именно малый бизнес нас кормит и одевает. Я считаю, что в Белоярском районе восприятие предпринимателей весьма доброжелательное. На выборах депутатов районной Думы белоярцы поддержали двоих представителей малого бизнеса. Еще два предпринимателя стали депутатами городского Совета. А выборы, согласитесь, это хороший барометр настроения жителей.
- Кто приходит сегодня в бизнес?
Газовики и нефтяники бизнесменами становятся редко. А вот представителей других профессий в бизнесе много. Белоярские бизнесмены к своей роли еще только привыкают. Заняться предпринимательством их заставили разные обстоятельства. Новую профессию пришлось осваивать при помощи интуиции: кому-то она помогла, с кем-то сыграла злую шутку. Многие бизнесмены признаются, что их сегодняшний хлеб не слаще того, который зарабатывали они, когда трудились на "чужого дядю". Теперь им сложнее, но они готовы преодолевать трудности, потому что начали дело, которое дает возможность реализовать свои амбиции, доказать себе свою же состоятельность.
Я с интересом наблюдаю за тем, как развивается бизнес наших предпринимателей. Помню, с чего многие начинали. Сегодня у этих людей уже торговые сети или же они пробуют себя в других сферах бизнеса. Кстати, любопытно, что еще пять лет назад 60 процентов предпринимателей представляли сферу торговли, сегодня этот показатель снизился до 40 процентов, остальные пошли в сферу услуг, производство, строительство.
Могу привести пример. Владимир Иванович Кулик много лет подряд занимался торговлей. Причем, делал это очень хорошо. На одном из конкурсов он был признан "Предпринимателем года" среди представителей малого бизнеса. Но в интервью он как-то обмолвился, что не прочь заняться производством, например, рыбопереработкой. А у нас был мини-завод, который безуспешно переходил из рук в руки. Вот мы и предложили ему перейти от слов к делу. Сегодня продукция этого мини-завода отмечена Золотой медалью Всероссийской выставки "Золотая осень". И главное - эта продукция есть на прилавках белоярских магазинов.
Владимир Иванович не побоялся вложить в производство свои деньги и душу. Сейчас он одержим идеей провести реконструкцию завода и, думаю, что мы ему вместе с окружными властями в этом вопросе постараемся помочь, вместе взявшись за реализацию инвестиционного проекта. Свою состоятельность в бизнесе Кулик доказал. Знаю, что народ у него держится, он нежадный, платит достойную зарплату.
Еще один победитель нашего конкурса "Предприниматель года" - Светлана Курзанова - в бизнес пришла через торговлю. Сейчас она вместе с мужем и детьми занимается производством тротуарной плитки. И никогда не плачется, что трудно выживать. Если она приходит на прием, то с единственной просьбой - дать работу. Сегодня ей трудно конкурировать в городе, есть завод с аналогичным производством, поэтому она предлагает свою продукцию и свои услуги в сельской местности. И они востребованы.
Год назад в Белоярский приехали супруги Капитоновы с идеей открытия стоматологической клиники. В Нягани у них уже был налажен бизнес, но они не побоялись начать все с нуля на новом месте. За тот уровень медицинских услуг, который они предлагают сегодня, действительно, не стыдно. В прошлом году Виктор Колодкин начал бизнес, очень рискованный для условий Крайнего Севера. Он выращивает огурцы. Правда, не ясно, что дешевле - привезти их или вырастить здесь, но зато свежие.
Понимание, что работать себе в убыток не будет никто, приходит постепенно. Но уже сегодня многие понимают и другое: именно малый бизнес нас кормит и одевает
- Пожалуй, для того, чтобы открывать свой бизнес в таких трудных условиях, нужна немалая решительность. Отваживается ли молодежь на такой шаг?
Я за то, чтобы в бизнес приходили молодые. Им легче адаптироваться в новых условиях, они более мобильны, азартны. Но им нужна помощь. И не только в виде стартового капитала. Несколько лет назад в Белоярском появился филиал окружного бизнес-инкубатора. Мы отдали под него двухэтажное здание, находившееся в муниципальной собственности. И хотя проще было выставить его на торги или сдать в аренду, мы посчитали, что более разумно будет начинающих предпринимателей взять под крыло. Отдача будет гораздо больше. Сегодня у нас действует трехгодичная программа поддержки малого бизнеса. Я считаю, что она дает хорошие результаты.
- Предпринимательский класс в новой России только нарождается. Говорить об его социальной ответственности еще рано?
Отчего же, у нас есть предприниматели, к которым это определение применимо. Николай Комиссаров, например. Его отношение к людям, которые рядом с ним работают, заслуживает уважения. Достойная заработная плата, хороший социальный пакет, ориентиры на развитие производства, а не на сиюминутную прибыль. Хотя, к сожалению, достаточно примеров, когда предприниматели занижают свою налогооблагаемую базу, по-прежнему платят зарплату ниже прожиточного минимума. Это дискредитирует предпринимательство в глазах обывателей. Страдают, прежде всего, наемные работники, которые не могут взять ипотечный кредит, обеспечить себе нормальную пенсию. В результате мы сталкиваемся с проблемой, когда молодежь не хочет работать ни за прилавком, ни в сфере услуг.
- Белоярский бизнес ориентирован на использование местных ресурсов?
Пока не в полной мере, но у нас есть хорошие наработки. В начале этого года был запущен деревообрабатывающий цех. В течение двадцати лет в Белоярском районе лесозаготовка в промышленных объемах не велась, поэтому сырья достаточно. Думаю, что с пуском цеха получит развитие в районе лесная отрасль: новый цех будет использовать исключительно местное сырье и выпускать погонажные изделия, комплекты домов. В оборудование немецкой фирмы "Массив Хольц Мауэр" вложен частный капитал.
Одним из основных заказчиков, скорее всего, станет муниципалитет, который заинтересован в строительстве комфортного и доступного по цене жилья. Интерес к продукции предприятия проявляют инвесторы с юга Тюменской, Курганской и Омской областей, из Татарстана. Ввод нового цеха позволит создать в районе 100 рабочих мест.
- Югра - регион нефтяной. Губернатор округа возлагает большие надежды на малый и средний бизнес при освоении низкорентабельных скважин. На территории района таких достаточно...
В семидесятые годы в Белоярском районе добывали нефть. Правда, не в таких объемах, как на Самотлоре и Шаиме. Со временем скважины были законсервированы. И почти два десятилетия о нефтедобыче в Белоярском районе не вспоминали. Чтобы взять здешнюю нефть, необходимы были прогрессивные технологии, которые невозможны без серьезных инвестиций.
Нам повезло с нефтяной компанией, которая пришла сюда десять лет назад. "РИТЭК" открыл перед Белоярским новые нефтяные перспективы. За эти годы им удалось главное - создать инфраструктуру, которая позволяет осуществлять транспортировку нефти, сохраняя при этом ее сортность. Это очень важно, поскольку наша нефть высокого качества.
"РИТЭК" начинал осваивать низкорентабельные скважины в нашем районе вахтовым методом, сюда привозили до трехсот человек из других регионов. Сегодня занятые на предприятиях "РИТЕК" работники - это местные жители. Руководство к решению кадрового вопроса подошло грамотно: был объявлен конкурсный набор юношей.
Лучших, прошедших по конкурсу, обучили и приняли на работу. "РИТЕК" заинтересован не только в рабочих, но и в инженерно-технических специалистах. В течение нескольких лет в Белоярский приезжает комиссия столичной Академии нефти и газа имени Губкина. Тоже на конкурсной основе отбирает самых достойных, а финансовое обеспечение учебы берет на себя "РИТЕК". Не это ли пример социальной ответственности? А ведь могли бы сказать: мы платим налоги, будьте счастливы этим. Но нет, нефтяники вкладывают средства в развитие инфраструктуры района, большое внимание уделяют развитию спорта на территории. В прошлом году муниципалитет при поддержке "РИТЭК" провел Кубок Владислава Третьяка. Триста мальчишек получили из рук именитого вратаря клюшки с его автографом, имели возможность пообщаться с легендой мирового спорта. В сентябре в Белоярском пройдет Спартакиада "РИТЭК". Думаю, у нас получится большой красивый праздник спорта.
- С какими еще предприятиями есть опыт социального партнерства?
Прежде всего, с нашим градообразующим предприятием - "Газпром Трансгаз Югорск". Сегодня на паритетных началах мы строим много социально значимых объектов - школы, детские сады, спорткомплексы, реализуем программу строительства плавательных бассейнов во всех трассовых поселках. Можно спорить, нужны они или нет. Но наша позиция и позиция руководства предприятия однозначна: нужны. Люди десять месяцев в году лишены солнечного тепла и света, они производству отдают свое здоровье. Качество работы, отдача зависят от того, какой будет забота о них.
Сегодня в городе есть два бассейна, два дома культуры. Один ведомственный, другой - муниципальный. Но доступ в них открыт всем. И это правильно. Мне приятно, что у нас есть понимание того, что социальные проекты на территории района нужны людям, независимо от того, где они работают.
Приведу еще один пример. Два десятка лет назад в Белоярском в системе "Тюментрансгаза" был создан совхоз. Однако предприятие было вынуждено от него отказаться, предав на баланс муниципалитету. Сегодня это унитарное предприятие. Но газовики не бросили его на произвол судьбы. Пусть не напрямую, но помогают: по себестоимости забирают продукцию совхоза для трассовых поселков. В результате всем хорошо: хозяйство неубыточное, в поселках круглый год есть цельное молоко, свежее яйцо, мясная продукция, а для дачных участков - органические удобрения, которые на Севере всегда в дефиците.
- Словом, бизнес и власть в Белоярском мыслят в одном направлении и разногласий не бывает?
Зарекаться не буду. Но то, что понимание на данный момент есть - это факт. Повторюсь, с большим уважением отношусь к людям, начавшим свое дело. На кон поставлен их личный капитал, и они заинтересованы его приумножить. У нас есть примеры, когда, например, пивоваренный завод или фитнес-центр, перейдя в руки к частникам, заработали, хотя до этого несколько лет были убыточными. Убежден, у малого бизнеса большое будущее и в России, и в нашем районе. Уже сейчас по количеству торговых площадей на душу населения мы близки к европейскому уровню. Построим еще 5 тыс. квадратных метров и догоним Европу. Сегодня стоит задача от количества перейти к качеству товаров, услуг. Покупатель уже требует более высокого уровня сервиса.
Интервью подготовила Т.Е. Семенова
www.region86.ugrariu.ru
15.06.2008