Самый главный человек по промышленной политике в Кабинете министров, вице-премьер правительства РФ Борис Алешин, рассказывает корреспонденту `Комсомольской правды` о том, как обживает `Белый дом`, нужен ли стране свой автопром, на что надеяться малому бизнесу и как министерствам обрезают лишние функции.
- Борис Сергеевич, вы первый вице-премьер, который является одновременно и членом-корреспондентом Академии наук?
- Ну почему, академик Фортов, блестящий наш физик, одновременно возглавлял Министерство по науке и технологиям и был вице-премьером. Так что я далеко не первопроходец.
- Вы не классический чиновник. Наверное, что-то пришлось ломать в себе, когда пришли в правительство?
- Три года работы в Минпроме и в Госстандарте дали опыт, который, безусловно, в этих стенах пригодился. Хотя я все еще в большей степени человек промышленности и науки.
- Тем не менее ваше назначение вызвало удивление. Хотя бы потому, что вы не из питерских.
- Чем амбициознее и серьезнее ставят перед собой цели президент и правительство, тем активнее поиск людей, способных их реализовывать. Думаю, то, что произошло со мной, это вполне нормально, я бы сказал, чрезвычайно реалистично. Вы знаете, я не пытаюсь каким-то образом принизить свои достоинства, но и не пытаюсь их в то же время превознести. Просто случилось так, что выбор пал на меня.
- А кто именно предложил вам работу в `Белом доме`?
- Меня пригласил премьер-министр Михаил Михайлович Касьянов. И он предлагал мою кандидатуру, в свою очередь, президенту.
- Значит, вас не случайно называют человеком Касьянова?
- Вокруг моего появления в правительстве пытаются выстроить целую систему взаимоотношений `свой - чужой`, `приближенный к кому-то`. Но я раньше не был даже лично знаком с Михаилом Михайловичем. И стал, как вы выражаетесь, человеком Касьянова только в процессе работы. Он возглавил Кабинет министров в 2000 году, а я только начинал работать первым заместителем министра. Между нами каких-либо других связей просто быть не могло.
- Вы без колебаний согласились занять кабинет в `Белом доме`? Не смущало то, что нынешнее правительство временное - уже весной после президентских выборов уйдет в отставку.
- Меня смущало только одно: хватит ли у меня компетентности, опыта. В меньшей степени я думаю о том, будет ли через полгода отставка. Я привык просто добросовестно выполнять свою работу. И очень огорчаюсь, когда что-то не получается, даже начинаю слегка нервничать. Сколько смогу здесь, в правительстве приносить пользу, столько и буду трудиться.
- Говорят, будучи главой Госстандарта, вы любили повторять: `Свежая зелень должна пахнуть свежей зеленью`?
- Да, это правда.
- Именно в этом страшно забюрократизированном и унылом ведомстве, доставшемся в наследство от советских времен, вы устроили целую революцию, снискав лавры реформатора.
- Действительно, сложнейший закон о техническом регулировании, который на корню менял бывшую систему ГОСТов и переводил все на рыночные рельсы, получил очень высокую оценку не только в России, но и за границей. Даже Евросоюз взял кое-что себе на вооружение.
- Обычно на реформы бросают теоретиков-либералов. Вы же - выходец из ВПК, из научной среды.
- К сожалению, в начале 90-х мы все очутились в такой ситуации, когда или либеральных идей было в избытке, или прошлого жизненного опыта. Возглавив Госстандарт, я просто поразился, насколько вся эта система не соответствует той общественно-экономической формации, в которой мы оказались.
- У нас и при ГОСТах было столько подделок, фальсификаций. А теперь же любой предприниматель сам решает, как и из чего делать ему колбасу или водку. Не грозит ли это массовым отходом от технологий, необходимых для продовольственной безопасности?
- Во-первых, на переходный период ГОСТы по-прежнему действуют. Но согласитесь, это же абсурд, когда в Москве в том же Госстандарте решали, какие трусы шить швейной фабрике в Пензе или какой хлеб печь. У федерального правительства свои полномочия, у регионов - свои. А во-вторых, представление о том, что мы весь процесс пускаем на самотек, принципиально неверно. Действительно, для производителя намного упрощается доступ на рынок, но государство обязательно оставляет за собой контроль и надзор за действиями тех же производителей.
- Кого-кого, а контролеров у нас и так полно. Малый бизнес просто замордован всякими проверками пожарных, Сан- эпидемнадзора, милиции.
- Поэтому необходимо формирование контрольно-надзорных органов. Не нужно их раздувать, там должны четко знать, кто чем занимается. Не должно быть такого, чтобы контролеры самолично останавливали предприятия или, еще хуже, - закрывали их. Милиция не должна как ей вздумается проверять торговлю.
- Но вы же лишаете их любимого бизнеса!
- Все должно делаться через суд. Только так можно остановить произвол.
- В этом году принято несколько законов, которые должны облегчить судьбу малого и среднего бизнеса. Сам президент несколько раз публично выступал, Госсовет усиленно обсуждал `малышей`. А воз и ныне там.
- Как бы нам ни хотелось, но, к сожалению, получить результат быстро, путем введения одного-двух законов не получится. К марту 2004 года мы представим премьеру и президенту оптимальную систему контрольно-надзорных органов, структуру их взаимоотношений с бизнесом. Это одна из основных задач административной реформы.
А пока впервые в бюджете 2004 года для поддержки малого предпринимательства выделены три миллиарда рублей в форме госгарантий. Оператором по кредитованию будет Российский банк развития и, вероятно, будет участвовать Европейский банк реконструкции и развития. Ведь получение стартового капитала для малого бизнеса сейчас еще большая проблема, чем давление чиновников и налоговый гнет.
- А разве новый Налоговый кодекс не помог?
- К сожалению, вслед за его введением появилось 280 страниц в 74 инструкциях, которые навалились на малое предпринимательство. И получается, что на вполне законной основе чиновники могут запросто задушить на корню любое начинание. Но самое ужасное в том, что сами предприниматели плохо представляют свои проекты, не знают, как и с чего начинать, какая у них рыночная ниша.
- Кто же, как не государство, должно им в этом помочь?
- Мы предлагаем не останавливаться только на выдаче кредитов. А создавать еще консалтинговые, информационные центры. И, конечно же, привлекать активнее венчуристов: тех, кто готов свой рисковый капитал использовать. Вообще малый бизнес многолик: есть традиционный, а есть инновационный. Развитие инновационного - одна из основных задач поддержки предпринимательства в научно-технической сфере.
- Сейчас многие регионы России - как пороховые бочки: бюджет держится на налогах нескольких сырьевых корпораций или крупных заводов. Но как только с ними что-то происходит или просто цены на мировом рынке падают - зарплаты, социальные выплаты под угрозой.
- Необходимость структурных реформ в нашей экономике очевидна. Без этого мы не сможем уйти от сырьевой зависимости нашей экономики. В бюджете 2004 года, к примеру, заложена программа поддержки экспорта как раз перерабатывающих отраслей, а не сырьевиков. В полмиллиарда долларов.
- А вообще у правительства есть какая-то промышленная политика? Или надо зарубить себе на носу: мы - сырьевой анклав, этим живем и будем жить?
- У России богатые природные ресурсы. И мы как умеем, так ими и распоряжаемся. Но у нас совершенно не задействован потенциал, связанный с высоким уровнем образования наших людей, с высочайшим уровнем науки. Превращение научного потенциала в инновацию, способную обеспечить конкурентоспособность в будущем, - вот на что должна навалиться вся государственная машина.
- При вице-премьере Клебанове была принята целая программа развития рос-автопрома. А толку-то? Может, нам набраться смелости и признать, что не умеем мы делать хорошие машины?
- Почему мы обязательно противопоставляем: или делать свои машины, или собирать чужие? Только методами тарифного регулирования эту проблему не решить. При повышении пошлин на иномарки тут же начинают дорожать российские автомобили. Нужно искать `золотую середину`. Поэтому будем делать свои машины. Но если к нам приходят с инвестициями и предлагают сборку, то этим надо пользоваться.
- Став вице-премьером, вы обещали не увлекаться пошлинами на иномарки. Но они недавно опять увеличены.
- Я сторонник того, чтобы пошлины на автомобили старше 7 лет росли. Евросоюз с конца 2006 года ставит жесткое условие: такой автомобиль должен утилизоваться за счет компании-производителя. К нам просто хлынет поток металлолома. Чтобы это остановить, мы должны поднимать пошлины.
- Борис Сергеевич, российские автолюбители чуть ли не в панике: в рамках административной реформы техосмотр переходит от ГАИ к частным структурам.
- Мы надеемся, что частники будут больше любить своих клиентов, чем их любит ГАИ. Конкуренция заставит. Сегодня существует `черный` рынок подобных услуг, где цены явно завышены. И только тогда, когда появится конкуренция среди легальных компаний, проводящих техосмотр, можно надеяться, что он не будет бить по карману людей. А государство и дальше будет избавляться от всего того, что неэффективно в его руках.
- Но в России, как известно, хотят лучше, а получается как всегда: качество услуг все то же, зато цены взлетят.
- Чтобы этого не произошло, вводятся переходные периоды. Если мы возьмем ГАИ, то это два года. У человека одновременно будет выбор - проходить техосмотр в ГАИ или идти к частнику. `Главное, чтобы до рукоприкладства не доходило!`
- Вы наверняка нажили уже себе врагов. У милиции, пожарных, ГАИ отбираете `бизнес`, у чиновников - власть и возможность получать взятки.
- Действительно, многие министерства и ведомства могут остаться без большого количества своих функций, не нужных никому, кроме них самих. Вы знаете, как обстояло дело с бюджетным финансированием в 90-е годы. И каждый себе придумывал определенную функцию, которая бы могла наполнить это министерство, ведомство деньгами. Людей это засасывает. Ликвидация избыточных функций - не мое личное желание, а объективная реальность. Однако все равно находятся люди, которые это воспринимают как нечто личное.
- К вам подходят господа министры и говорят: Борис Сергеевич, зачем вы лишаете нас смысла жизни?
- Все время. Вот на днях по нотариату был острейший разговор. Я услышал от одного из подчиненных министра юстиции такую тираду, что просто запретил в таком ключе вести разговор. Но после долгих обсуждений и министр Юрий Чайка, и его сотрудники согласились с доводами Комиссии по проведению административной реформы. За что я благодарен лично министру. Любой человек на заседании нашей комиссии по административной реформе может открыто высказаться. Главное, чтобы до рукоприкладства не доходило. (Смеется.)
- Вице-премьеры в структуре нового правительства тоже останутся?
- Было бы идеально иметь только министров на верхушке правительственной пирамиды. Но это палка о двух концах. Сегодня оборонный заказ, к примеру, находится целиком в Министерстве обороны, а военно-промышленная комиссия - лишь совещательный орган. А вот в США без визы соответствующего комитета конгресса Мин-обороны не может составить свой бюджет.
- Кстати, вы большую часть жизни проработали в `почтовых ящиках`, являясь `закрытым` человеком. Теперь же, наоборот, приходится быть публичным политиком и постоянно `держать удар`.
- Конечно, эта закрытость наложила свой отпечаток на весь образ жизни. Вот, к сожалению, не могу даже подобрать для вашей газеты какие-то неформальные снимки. Их просто нет. Я привык всегда находиться в тени.
- Но вы же как-то отдыхали, собирались с друзьями по праздникам, не только разработками новейших самолетов занимались.
- Но первым делом были самолеты. (Смеется.) А круг друзей всегда был свой. Это очень надежные люди.
- Вам в правительстве таких не хватает?
- Хватает, но надо в первую очередь рассчитывать на себя.
`Комсомольская правда` 23.12.2003
http://nvolgatrade.ru/