19 июля 2013
2840

Борис Долгов: `Главные противники ношения хиджаба - сами мусульмане`

Старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов:
Сейчас идут процессы глобализации, а миграция является символом глобализации. Сегодня мы поговорим о мусульманских мигрантах в странах Западной Европы. Мусульманская диаспора имеет свои особенности: для многих это образ жизни, а не [просто] религия.
Мусульманская диаспора в Европейском Союзе значительна, там проживают более 20 млн мусульман. Статистический учет сложен: к примеру, во Франции конфессиональная принадлежность - частное дело граждан. Он - гражданин страны, а конфессия - его личное дело. Но по различным данным, на территории ЕС проживает более 20 млн мусульман, а общая их численность [в мире] - 500 млн.
Что собой представляет исламский мир? Этот термин достаточно условен. Нет единого исламского мира. Нельзя говорить, что есть мусульманский мир, который противостоит европейской цивилизации. Исламский мир - это конгломерат исламских государств, в котором есть свои противоречия. Есть достаточно сильное противостояние между суннитами и шиитами, есть некоторое противостояние внутри суннизма. Есть межгосударственные противоречия, наиболее печальный феномен - война между Ираном и Ираком. Но [при этом] любой мусульманин, приезжающий в Европу, чувствует себя частью мусульманской общности.
Второй момент: мусульманский мир в настоящее время находится в состоянии отсталости от западного мира, прежде всего технологической, но и идеологической, иногда - политической. Мусульманский мир идет в русле политики западного мира, за исключением Ирана.
Если мы обратимся к истории взаимоотношений исламского мира и Европы, то в раннее средневековье исламский мир в лице Арабского халифата, где процветали и науки, и искусства имел [серьезный] военно-политический потенциал. На территории Испании существовало исламское государство, арабские армии дошли до середины Франции. Только в битве при Пуатье христианским государям удалось прекратить наступление мусульман на территорию Европы. Потом был закат, но влияние осталось.
Еще один пример известный: в раннем средневековье в плане гигиены исламский мир стоял выше, чем Европа. Если говорить о современной ситуации, то исламский мир - это, прежде всего, отсталость.
Первая волна миграции на территорию Западной Европы началась в начале XX века, что было связано с европейским промышленным бумом. Пика она достигла в период Первой мировой войны. В начале XX века мусульмане воевали на стороне Антанты, это были в основном жители Северной Африки, магрибинцы. Они могли оставаться во Франции, получать пособие, жилье. Когда наметился промышленный бум во Франции, Бельгии, потребовалось большее количество рабочих рук, и они принимали представителей своих колоний, чтобы загрузить свои промышленные мощности.
В Британии происходили аналогичные процессы. В Британии это были выходцы из Индии, современного Пакистана и Юго-Восточной Азии. В Германии ситуация несколько иная, у нее были колонии на востоке африканского континента. Часть диаспоры представлена турками. Еще до Первой мировой войны существовали связи между Германией и Османской империей, и этот процесс переселения продолжается и теперь. В Италии, которая имела колонии в Ливии, не так много мусульман, там в основном выходцы из африканских государств и Восточной Европы, особенно из Румынии, много цыган.
Вторая волна - это 1960-е годы, это второй бум промышленно развитых стран, опять потребовались рабочие руки. Сказался и фактор алжирской войны.
Сегодня во Франции проживают 5 млн мусульман, в Германии и Британии - по 4, в Италии и Бельгии - еще меньше. Во Франции, Англии, Бельгии существует большое количество организаций, которые занимаются проблемами, адаптацией мигрантов.
На примере Франции можно рассмотреть, что происходит со странами ЕС. Из 5 млн мусульман во Франции 85% - это магрибинцы. Ислам стал второй конфессией в стране, но светскость - это определяющий фактор. Церковь отделена от государства, но что значит светское государство? Николя Саркози определяет светскость как возможность исповедовать свою религию или не исповедовать никакой.
Это понятие светскости вызывало у мусульман отторжение. Но сегодня этого отторжения нет. Наибольшими противниками ношения хиджаба были сами мусульмане, есть такое движение, как светские мусульмане. Активную позицию занимают женщины-мусульманки, которые говорят, что хиджаб - это феномен прошлых веков, это подавление женщины, и в современной Франции такого не должно быть. За ношение хиджаба выступали социалисты, левые партии.
Во Франции существует мусульманская партия. Она существует полулегально, я не смог найти их штаб-квартиру, но у них есть сайт, где опубликована программа. Надо прямо сказать, что это проявление истинного демократизма во Франции. Во Франции есть огромное количество мусульманский организаций, которые защищают права мусульман в европейских государствах. Руководителем одного из подразделений "Партии зеленых" стал турок, и там не видят ничего дурного в этом. Ислам, хотят этого или нет европейцы, укоренился в Европе.
Во Франции действует политика ассимиляции, но сейчас этот термин заменили "национальной интеграцией". Вы прежде всего гражданин Франции, и вы должны знать язык, культуру Франции, соблюдать французские законы. Если вы гражданин, то вы принимаете конституцию, а конфессиональная принадлежность - это личное.
Другая модель - британская модель мультикультурализма. Они признают меньшинства, чтобы влиять на мусульманскую среду. Есть бенгальская община, есть пакистанская, и власти имеют дело не с каждым мусульманином, как во Франции, а с руководителем общины. В Британии, например, обсуждается вопрос, который поднимает и верховный судья, - о частичном признании шариатских законов для мусульман. Это вызывает критику. Британское законодательство было изменено, чтобы соответствовать системе исламских банков.
Третья модель - в Германии, там проводилась политика "гастарбайтерства". Предполагалось, что мигранты приезжают, отрабатывают и возвращаются. Но этого не получилось.
В Бельгии также проводится политика ассимиляции, как и во Франции. В Италии мусульман небольшое количество, поэтому какой-то определенной политики по отношению к мусульманам нет, там общая политика по отношению ко всем мигрантам.
Во Франции я беседовал с представителями различных слоев, СМИ, партий. Французы искренне верят в интеграцию мусульман. Там в большей степени проявляют интерес к мусульманам, чем сами мусульмане по отношению к французской культуре. Но может быть, это только мое мнение. Я беседовал со светскими мусульманами - это одно, с учеными-мусульманами - это другое, их не отличишь от французов. Когда говоришь с имамом - это третье.
У мусульман из среднего слоя присутствуют практицизм и, я бы сказал, цинизм при получении прав и льгот. Но это не касается всех мусульман.
И во Франции, и в Бельгии есть примеры, когда мусульмане добиваются успеха. Во Франции было 2 министра-мусульманки, одна из них, правда, ушла. Много мусульман в шоу-бизнесе.
Есть несколько тенденций в самом исламе. Прежде всего - евроислам. Его идеолог - Тарик Рамадан. Он говорит, что мусульмане, которые принимают ислам как конфессию, но полностью разделяют европейские культурные ценности, - это уже другие мусульмане, не те, что мусульмане из исламского мира.
Другое направление - индивидуальный ислам. Оно предполагает, что мусульманам не обязательно иметь умму - общину. Это уже не тот мусульманин, для которого ислам - образ жизни. Он прежде всего гражданин страны, а потом уже мусульманин. Это его личная ипостась. Эта позиция соответствует позиции европейцев, которые относятся к религии как к элементу частной жизни.
Есть также неофундаментализм, который провозглашает, что все мусульмане находятся под его эгидой. Они проповедуют концепцию общности, коммуны, создания зон, где действует два вида законов - законы демократической республики и законы шариата. Есть и радикальный исламизм. Есть такие мечети, подвальные гаражи, где эти мусульмане собираются и могут не привлекать к себе чужих взглядов.
80% мусульман активно не практикуют ислам. Они, скорее, принадлежат к индивидуальному исламу, они не полностью выполняют законы шариата, не позиционируют себя агрессивно. Из оставшихся 20% 15% - это практикующие мусульмане, они 5 раз ходят на молитву, но толерантны к французским законам. 5% - достаточно фанатичные мусульмане, которые отвергают интеграцию и ассимиляцию. И примерно 1000 мусульман на всю Францию и Бельгию - это радикальные исламисты, которые практикуют ислам в гаражах и подвалах и представляют опасность. Это не так много. То, что для теракта достаточно 2-3 человек - это другой вопрос.
Ситуация будет меняться. В Европе идет процесс выборочной миграции, происходит высылка тех, кто [не готов жить по европейским законам]. Но миграция будет расти. Для мусульман семья - святое, у них больше детей. Есть даже прогноз, что 3/4 жителей Европы будут мусульмане. И есть три возможных варианта взаимодействия культур - сохранение различий, культурная конвергенция и культурная гибридизация.
Что будет в действительности, трудно сказать. То, что я видел, - это то, что французское общество принимает исламскую культуру, и в этом нет опасностей. Хотя есть и другие мнения - что исламская культура размывает корни европейской цивилизации.

Ответы на вопросы:
- Как вы оцениваете вероятность столкновения нацистов и неонацистов с мигрантам в Европе?
- Неонацистских движений не так много. Во Франции нет никаких проявлений неонацизма, за исключением редких моментов. Вообще неонацистов во франкоязычных странах нет. В Германии они существуют, в Швейцарии, но массовым это явление нельзя назвать. Таких скинхедов, как у нас, в Европе нет как социального явления.
- Каково социально-экономическое положение мусульман в Европе?
- Что касается доходов, то социально-экономическая ситуация в диаспоре хуже, [чем в среднем по стране]. В районах компактного проживания мусульман значительно выше безработица. Если в целом во Франции безработица составляет 8-10%, то среди мусульман - около 50%. В тюрьмах до 30%, как правило, составляют мигранты, и как правило, это мусульмане. Что касается торговли наркотиками, то в зонах мусульманских поселений она также практикуется. Безработица - это самый больной вопрос. Автопром переводится в другие регионы, это влечет рост безработицы. А в автопроме половина работников - тунисцы и алжирцы.
- А что вы скажете о мусульманах из Боснии и Албании?
- Боснийский и албанский ислам - это все же не ЕС. Есть информация, что они контролируют оборот наркотиков, в ряде европейских стран проведена операция по борьбе с наркотрафиком, трафиком оружия, но там речь шла о мафии восточно-европейской. Что касается албанской и боснийской мафии, то она не оказывает прямого влияния на ситуацию в ЕС. В будущем, возможно, она и будет нести эту опасность, но пока нет.
- Есть мнение, что мигранты спасают демографическую ситуацию в Европе.
- В Германии турки во втором-третьем поколении женятся на турчанках, немцы не хотят иметь родственников-турков. Во Франции больше смешанных браков. Один из министров в Германии сказал: [нужно] больше детей, но не мигрантов, не турок. Больше детей - это приветствуется, но смешения не так много. Мигранты играют значительную роль в приросте населения.
- Как вы думаете, позволят ли Турции вступить в ЕС?
- Я не думаю, что в обозримом будущем Турция вступит в Евросоюз. Многие этого не хотят, не хотят такого большого мусульманского государства в Евросоюзе.
- Есть мнение, о котором вы говорили, что мусульманская культура подрывает европейскую.
- Я говорил о том, что Европа искренне верит в интеграцию мусульманской общины в европейскую общность. Я хотел сказать, что есть толерантность по отношению к мусульманам. То, что некоторые мусульмане используют европейцев в своих целях, [правда]. Но говорить, что ислам в Европе - это негативно, я бы не стал. Есть люди, которые видят опасность того, что мусульмане размоют основы европейской цивилизации, но большая часть искренне верит, что будет происходить взаимовлияние, взаимообогащение культур. Никто не видит оппонентов в мусульманах. Во Франции мусульмане ведут себя так же, как французы, это тоже дружественное отношение друг к другу.
Есть те, кто не хочет интегрироваться, но их меньшинство. По поводу поджогов автомашин, столкновений с полицией, то надо отметить, что участвовали в них как мусульмане, так и французы. В 2005 году это были студенческие движения, которые связаны с законом о первом найме. Но эти бесчинства происходили на окраинах Парижа, в других городах, где острее воспринимается эта язва неустроенности. "Красного пояса" в Париже давно не существует, все рабочие выехали из этих районов, а заполнили их мигранты. Раз выехали рабочие, то нет налоговых поступлений, это ведет к обнищанию и разрушению этих районов, превращает их в гетто. Но французское правительство занимается развитием этих районов.
- Вопрос о взаимовлиянии и появлении гибридной культуры. Что мусульмане могут дать европейцам?
- Мне кажется, что это будут уже совсем другие мусульмане, в седьмом-восьмом поколении. Уже есть мусульмане в третьем поколении, которые не говорят на арабском, они теряют связи с исторической родиной, они - французы. У нас есть пример Камю, который был наполовину алжирец. Это будут другие мусульмане через 30 лет, и может, они не будут мусульманами в нашем понимании. Есть организации, которые требуют реформирования ислама, освобождения от устаревших догм.
- Как французские мусульмане относятся к тому, что Европа начинает войну против исламских государств?
- Здесь различные подходы. Общая позиция негативна. Мусульмане не поддерживают эту политику, но и многие этнические французы ее не поддерживают. Огульной поддержки Штатов нет. Есть выступления в защиту прав палестинского народа. Некоторые организации ведут сбор средств и направляют их в Палестину. Есть информация, что часть идет в Палестину, а часть - неизвестно куда, но это другой вопрос. Надо сказать, что в последние годы появились мигранты из Афганистана, из Ирака. Их не так много, но это новая тенденция.
- Не кажется ли европейцам, что европеизация мусульман приведет только к усилению террористических организаций, которые начнут бороться со своими же неверными, которые отошли от норм?
- Я так не думаю, многие мусульмане - уже не практикующие. Что касается террористических групп, то их как таковых на территории Франции не зафиксировано. Даже в США раскрыты эти группы, но пока не было такой информации, что на территории Франции есть такие группы. В тех районах, где практикуют ислам подвалов и гаражей, они находятся под контролем полиции, есть способы этот контроль осуществлять.
То, что делают французские власти - это хороший путь. Первое - это ужесточение законов миграции, высылка нарушивших законы. Выросло число высланных в разы, с 12 000 [в год] в 1990-х до 30 000 сейчас. Наполовину меньше принимается заявок на въезд мигрантов.
А второе - это недопущение маргинализации жилых районов. Это обустройство зон проживания мигрантов, создание интернатов для тех, кто не смог закончить школу. Усиливается политика вовлечения молодежи в спортивные, культурные мероприятия. Нельзя допустить, чтобы молодежь оказалась предоставлена бандитам.

Екатерина Чекмарева. slon.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован