Опора для промышленности.
Борис Грызлов, Председатель Государственной Думы, Председатель партии "Единая Россия"
Сегодня уже можно считать общепризнанной точку зрения, что инфраструктурные ограничения являются одним из наиболее чувствительных факторов, препятствующих развитию отечественной индустрии.
Однако промышленная инфраструктура - это не только дороги, трубопроводы, морские порты и электрические сети. В определенном смысле это еще и институты, обеспечивающие не технологические, а экономические аспекты деятельности индустрии. Такой инфраструктуры России тоже пока не хватает. Именно этим обусловлены усилия государства, направленные на формирование Банка развития, Венчурного фонда и других подобных институтов. Речь идет о большой и очень важной работе - только в нынешнем году на их капитализацию планируется направить порядка 300 млрд рублей.
Важнейшим аспектом данной проблемы является наличие в стране крупных корпораций, производящих сложную и наукоемкую продукцию. Именно вокруг них - это подтверждает и мировой, и отечественный опыт - формируется множество малых и средних предприятий, поставляющих комплектующие, осуществляющих сервисные услуги, занимающихся научными разработками. Существование подобных корпораций, таким образом, является значимым фактором формирования в стране промышленной среды.
К сожалению, в современной России таких связанных с производством высокотехнологичной продукции крупных компаний все еще мало. Показательно, что в структуре отечественного экспорта доля сырья и продукции с невысокой добавленной стоимостью составляет около 90%. А в общей сумме расходов на
НИОКР, по оценкам экспертов, негосударственные инвестиции составляют лишь 40% (а например, в Китае - около двух третей). Это выводит на первый план вопрос о развитии в стране крупных производств, создающих сложную машиностроительную продукцию и соответственно потребляющих отечественные же комплектующие и услуги.
Возможна ли целенаправленная, основанная на рыночных принципах государственная политика, способствующая решению данной задачи? Безусловно, да.
В качестве позитивного примера может рассматриваться автомобильная промышленность. Благодаря разработке и внедрению в практику так называемого режима промышленной сборки, предоставляющего инвесторам существенные преференции, свои производства в России сейчас создают многие ведущие мировые компании. Под Санкт-Петербургом, в районе поселка Шушары, активно строит завод "Тойота". В Калужской области крупное предприятие создает "Фольксваген".
Этот список можно продолжать. В целом же уже в прошлом году объем инвестиций в отрасли превысил 60 млрд рублей. Суммируя производственные показатели сборочных предприятий, можно сделать вывод, что к 2010 году производство автомобилей иностранных марок в России превысит 1 миллион штук в год.
Однако сама по себе сборка, если она осуществляется исключительно из иностранных комплектующих, мало что дает экономике. Именно поэтому важнейшим элементом государственной политики по поддержке инвестиций в данной отрасли являются четкие условия по локализации, то есть организации производ-ства значительной части автокомпонентов в России. Причем речь идет не только о создании новых предприятий, но и о поставках с уже существующих отечественных заводов.
Следует отметить, что ожидаемые объемы производства здесь очень велики. По авторитетным оценкам, в перспективе в России может производиться до 70% комплектующих, узлов и агрегатов. Заметным будет и социальный эффект, поскольку каждое рабочее место на сборочном производстве обеспечивает до восьми рабочих мест на предприятиях-смежниках.
Аналогичным образом влияет на развитие экономики появление крупных компаний в других секторах промышленности. Реализация осмысленной государ-ственной политики в отношении приоритетных отраслей дает тысячам предприятий все основания надеяться на рост производ-ства.
Так, уже в нынешнем году объем заказов на перспективный российский гражданский самолет "Сухой-Суперджет" достигнет, по оценкам специалистов, не менее 100 единиц. Поставки лайнера авиакомпаниям должны начаться уже в 2008 году. Соответственно появится и регулярный заказ для производителей компонентов, двигателей и так далее.
Масштабные проекты реализуются в электроэнергетике. К 2020 году объем долгосрочной инвестиционной программы составит здесь от 12 до 16 трлн рублей. Значительная часть этих средств достанется энергомашиностроителям и поставщикам оборудования.
Программа строительства АЭС предусматривает создание в России в те же сроки 26 атомных энергоблоков. Кроме того, восстановление серийного производства в сочетании с ростом спроса позволит рассчитывать на значительный объем экспортных заказов. Речь идет о строитель-стве в течение ближайшей четверти века порядка 60-70 энергоблоков на общую сумму около 100 млрд долларов (в сегодняшних ценах).
Возрождение национальной судостроительной промышленности в обозримой перспективе обеспечит трехкратное повышение объемов производства. Только для обеспечения добычи углеводородов на российском шельфе в течение ближайших девяти лет потребуется порядка 100 единиц специализированного флота и платформ на общую сумму около 223 млрд рублей.
Все эти примеры - от производства автокомпонентов и до строительства АЭС - результат осознанных действий государ-ства в сфере инфраструктуры и промышленной политики. Вопреки мнению скептиков они не ведут к расширению участия государства в экономике, поскольку не предполагают масштабных приобретений им новых активов. Но в то же время данная политика позволяет обеспечить заказами не только крупнейшие концерны, но и тысячи заводов-поставщиков по всей России
Это становится сильнейшим стимулом для развития частных предприятий в несырьевых отраслях, особенно в машиностроении, для роста объемов инвестиций и для НИОКР. Государство, как и говорил Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию, подставляет плечо бизнесу, способствуя его развитию там, где такая поддержка действительно нужна.
Российская газета, No150