28 октября 2004
1765

Борис Грызлов: `Во мне есть что-то от медведя. и фамилия, об этом `говорящая`

Лидер фракции `Единство` в Государственной думе Борис ГРЫЗЛОВ: `Во мне есть что-то от медведя. И фамилия, об этом `говорящая`
Борис Вячеславович Грызлов родился 15 декабря 1950 года во Владивостоке в семье военного летчика и учительницы. В 1954 году семья Грызловых переехала в Ленинград, где Борис Грызлов окончил физико-математическую школу с золотой медалью. После школы поступил в Ленинградский электротехнический институт связи, по окончании которого получил специальность радиоинженера и начал работать в НПО имени Коминтерна (ВНИИ мощного радиостроения). Участвовал в разработке космических систем связи.

В 1977 году перешел в ленинградское производственное объединение `Электронприбор`, где проработал почти 20 лет, пройдя путь от ведущего конструктора до директора крупного подразделения.

С 1996-го по 1999 год Борис Грызлов - в сфере высшего образования: по его инициативе были созданы Институт ускоренного обучения руководящих работников и Центральный институт работников городского хозяйства. В это же время он возглавлял учебно-методический центр новых технологий обучения Балтийского государственного технического университета (`Военмех` им. Д. Ф Устинова).

В 1999 году возглавил Межрегиональный фонд делового сотрудничества `Развитие регионов`.

В декабре 1999 года избран депутатом Госдумы по федеральному списку межрегионального движения `Единство`. В январе 2000 года избран лидером фракции в Госдуме.

Женат, имеет двоих детей.

- Борис Вячеславович, осмелюсь предположить, что до вас мало кому удавалось совершить столь стремительную политическую карьеру. За две недели вы, извините за прямоту, из никому не известного депутата стали лидером второй по численности фракции в Государственной думе, политиком федерального масштаба. Вы были готовы к такому повороту событий или в дело вмешался случай?

- Не хочу показаться нескромным, не во мне дело, но одну ремарку сделаю. Если человек не известен в Москве, то это вовсе не значит, что он нигде не известен. Очень скоро вы сможете убедиться (в том числе и на примере нашей фракции, где только трое, а не восемнадцать человек, как позволял закон, составляли федеральную часть списка), что умные и профессионально подготовленные люди есть не только в столице.

Что касается меня, то политической деятельностью я начал заниматься в середине восьмидесятых годов, когда в течение семи лет избирался в профсоюзный комитет одного из крупнейших предприятий Ленинграда, а полтора года был его председателем. Наверное, тогда и была заложена основа моей будущей политической деятельности.

В 1998 году я баллотировался в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, а летом 1999-го возглавил штаб одного из кандидатов на пост губернатора Ленинградской области. Виктор Зубков не победил, но набрал почти десять процентов голосов, и это мы считали успехом. Так что кое-что о большой политике мне было уже известно.

- Вы попали, что называется, с корабля на бал и с первых же дней своего пребывания в новом качестве депутата Госдумы, а потом и лидера фракции стали участником трудных политических переговоров.

- У меня есть представление об азах переговорной дипломатии. В течение трех лет я возглавлял внешнеторговую фирму, и нам приходилось вести переговоры с зарубежными партнерами и о закупке оборудования, и об экспорте продукции `Электронприбора`, и о получении кредитов в международных банках. Так что сейчас все это находит свое применение.

- Насколько ваши представления о том, как делается политика на федеральном уровне, совпали с вашим взглядом на нее из Питера? А проще говоря, вы солидарны с теми, кто считает политику `грязным` делом, или надеетесь, как некоторые хорошо известные депутаты, оставаться всегда в белом?

- Я, естественно, пристально наблюдаю за происходящим в стране, тем более что немало бывших петербуржцев занимают в Москве достаточно высокие посты. Чего-то нового для себя я здесь пока не открыл. Что касается `грязного дела`, которое не делают `чистыми руками`, то в этом смысле я идеалист и считаю, что человек должен и может работать честно в интересах народа.

- До избрания в Государственную думу вы были президентом Межрегионального фонда делового сотрудничества `Развитие регионов`. Что это такое?

- Идея фонда созрела давно, и она довольно проста: делать что-то хорошее для жителей Северо-Западного региона России в области экономики, истории и культуры, помочь неимущим. Одним из учредителей фонда было правительство Карелии, а поддержали его правительства Архангельской и Ленинградской областей. Замечу к слову, что в моем понимании Санкт-Петербург и Ленинградская область - это единый регион, и деление его на два субъекта Федерации искусственно. Наш фонд вел две крупные программы. Одна связана с возрождением города Старая Ладога, которому скоро исполняется 1250 лет и который, по нашему мнению, и являлся столицей Древней Руси. Этому есть доказательства, которые мы получили в результате археологических раскопок: экспонаты культуры и быта, относящиеся к VIII веку. Фонд оказывал и оказывает поддержку храмам и монастырям Петербурга и Тихвина.

- Извините, Борис Вячеславович, а как относился к столь смелому заявлению Дмитрий Сергеевич Лихачев?

- Он нас поддерживал. Я продолжу. Второй проект связан с развитием физкультуры и спорта в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день в городе проживают 83 олимпийских чемпиона. Мы решили использовать этот знаменательный факт и создать Клуб олимпийских чемпионов. С одной стороны, для пропаганды здорового образа жизни среди подростков, с другой - чтобы люди, которые принесли славу стране, чувствовали, что и сегодня они ей нужны. На август мы запланировали 100-километровый транскавказский легкоатлетический марафон по горам Северной Осетии, проводить который нам будет помогать МЧС. В прошлом году в нем приняли участие 100 человек, в этом, думаю, будет не меньше тысячи. Есть еще одна идея - открыть в Петербурге на Каменном острове `Аллею непобедимых`.

Ну, а кроме этого мы помогаем детским домам, в проведении детских фестивалей.

- Прямой вопрос: а деньги в фонде откуда?

- Часть средств внесли учредители, какие-то средства предлагают организации, заинтересованные в наших программах, что-то зарабатываем сами.

- Как вы оказались в `Единстве`? Кто вам сделал столь перспективное, как оказалось, предложение?

- Я уже говорил, что участвовал в кампании по выборам губернатора Ленинградской области в качестве руководителя штаба Виктора Зубкова, заместителя федерального министра по налогам и сборам и руководителя налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Он хороший профессионал, и в ходе кампании за него выступало Движение в поддержку независимых кандидатов, с членами которого я много общался. Позже это движение стало одним из учредителей `Единства`. 3 октября состоялся съезд блока, приглашение на который я получил от руководителя Движения в поддержку независимых кандидатов. Позже мне предложили возглавить предвыборный штаб `Единства` в Санкт-Петербурге.

После того как КПСС прекратила свое существование, я ни в какие партии и движения не вступал. Опережая ваш вопрос, скажу, что билет не сдавал и он хранится у меня дома, так как свое членство в КПСС я не считаю чем-то зазорным. Идеи, которые провозглашало `Единство`, показались мне близкими. Если иметь в виду, что по результатам выборов за блок проголосовала четверть избирателей, они востребованы и народом. Так что можно сказать, в блоке я оказался и по убеждению.

- Вы называете себя либеральными консерваторами. Вас называют `партией социального реванша`, или, если мягче, `социального возрождения`. В любом случае получается, что вы недовольны тем, как проводились реформы. Это так?

- Мы действительно выступаем за национальное возрождение России. Но это проблема не только экономическая, как считают многие, но и психологическая. Что я имею в виду? История либеральных реформ ХХ века в самых разных странах показывает, что именно патриотизм в числе прочего был движущей силой преобразований. И это справедливо, потому что нельзя ожидать самоотверженной работы от людей, пораженных комплексом национальной неполноценности.

У нас же в большей части средств массовой информации слово `патриот` звучит не иначе как оскорбление и странным образом сливается с воплем `Бей инородцев!`. Считающие себя демократами журналисты путают патриотов с националистами. А отличать довольно просто: националист любит только себя. Патриот же любит свое Отечество и главное - старается принести ему пользу. Иначе говоря, патриотизм - не риторика, а практическая деятельность на благо страны.

Поэтому и наша экономическая платформа основана на государственнической и патриотической позиции. Сейчас в России нет значительного слоя предпринимателей и ответственных собственников. А ведь в развитых странах именно они, может быть, более, чем кто-либо, заинтересованы в целостности государства, в единообразии действующих на всей его территории законов. Именно они принуждают свои правительства охранять торгово-промышленные интересы государства на суше и на море и хотят, чтобы государство было сильным.

Только в слабых странах нет нормального собственника и народ нищенствует. Нам надо вытащить народ из этой пропасти. Тогда и у нас появится шанс вновь стать великой державой, уважаемой нами самими и мировым сообществом.

Доволен ли я результатами реформ? Либеральные ценности, которые страна обрела за эти годы, безусловны. Но законодательная база, созданная за те же десять лет, абсолютно не гарантирует, что эти ценности незыблемы. Причина в том, что не построено сильное государство, которое только и может в данном случае выступать гарантом демократических свобод, доставшихся нам такой дорогой ценой.

Возьмите последние четыре года. Это был период острой политической борьбы между законодательной и исполнительной ветвями власти: кто кого?

Сейчас мы переживаем тот счастливый момент, когда парламент и правительство могут конструктивно взаимодействовать. 8 февраля на совете Думы мы будем рассматривать пакет первоочередных законопроектов, и в нем есть предложения правительства, которое теперь, как я понял, будет занимать более активную позицию в сфере законотворчества.

Мы выбрали правильную тактику, в результате которой имеем ключевые посты в важных комитетах. Это позволяет надеяться на то, что целый ряд законопроектов правого, либерального толка будут приняты. Тем более что малочисленные фракции уже поняли необходимость конструктивного сотрудничества с нами.

- В пакете - Земельный кодекс, предусматривающий свободный оборот земли. Вас не поддержат коммунисты, а без них принять подобное решение не удастся.

- С ними мы будем очень много консультироваться.

- Есть ли среди первоочередных поправки к Конституции?

- Мы такие предложения не вносили.

- А когда новая Дума будет рассматривать вопрос о Гербе и Гимне РФ?

- Хотелось бы, чтобы мы сумели восстановить уважительное отношение граждан к государственной символике - Гимну, Флагу и Гербу страны.

- Каким образом? Будете искать новые подходы?

- Да, мы будем предлагать новые подходы.

- Члены вашей фракции уже успели познакомиться друг с другом?

- У нас в федеральной части списка было, как вы помните, лишь три человека. Остальные - в списках региональных. Так что знакомиться действительно пришлось. Но уже сейчас мы - команда. Надеюсь, что так будет всегда.

- У вас мало бывших парламентариев, так что можно предположить, что депутатского опыта вам какое-то время хватать не будет.

- Если вы имеете в виду опыт в области политиканства, то такого опыта у нас действительно маловато. У нас много профессионалов. Это и председатели законодательных собраний, и губернаторы, и крупные военачальники, и руководители предприятий.

- Вы - проправительственная фракция. Может ли `Единство` официально стать партией власти и поддерживать, как, например, `Яблоко` или ЛДПР, своего кандидата на выборах президента?

- В декабре на итоговом съезде избирательного блока `Единство` мы приняли заявление о создании общероссийского общественно-политического движения. На 26 февраля намечен первый этап учредительного съезда. Второй этап, состоится через полтора-два месяца, на нем мы примем программу. Допускаю, что тогда же проголосуем решение о создании партии с индивидуальным членством - партии власти, возглавлять которую станет первое лицо государства.

- Что фактически приведет к созданию двух-, трехпартийной системы в стране?

- То, что средства массовой информации называют парламентским кризисом (а на мой взгляд, не более чем рабочая ситуация), - это первый шаг на пути именно к такой системе. Все могли убедиться, что на политической сцене действуют лишь две сильные партии: это левая КПРФ и правого толка, формирующаяся вокруг `Единства`. Все остальные должны куда-то примкнуть. Другого пути у них просто нет.

- Предстоящие президентские выборы отдельные политики, аналитики и СМИ считают безальтернативными. Как по-вашему?

- Безальтернативными их можно считать только в одном смысле, если иметь в виду, что Владимир Путин - единственный человек, который берет на себя ответственность за страну и переходит от слов к делу. Кстати, поэтому у него и такой высокий рейтинг. Все остальное - от лукавого. Ибо альтернатива - это наличие других кандидатов, которые, безусловно, будут.

- К слову, высокий рейтинг Бориса Ельцина в начале девяностых годов ни у кого не вызывал вопросов...

- Ельцин был востребован народом как фигура протестная, объединяющая стремление людей к переменам. Сейчас принципиально иная ситуация. Нужен не революционер - все устали от протеста, а человек энергичный, прогнозируемый, с устоявшимися взглядами, способный привести к консолидации и стабильности. Кстати, только атмосфера протеста может дать политику рейтинг в 80-90 процентов, желание получить стабильность - `лишь` 40-50.

- Вряд ли ваша позиция по Чечне отличается от той, что провозглашается исполняющим обязанности президента...

- Не отличается. Мы должны исходить из своего понимания целесообразности тех или иных мер, а не из того, что навязывается нам извне. Кавказ для России - важнейший геостратегический узел, а Чеченская Республика - субъект РФ. Террористы должны уничтожаться либо предаваться суду, где бы они ни находились, а не только в Чечне. Другое дело, что меры со стороны государства должны быть адекватны размаху терроризма. У нас адекватны. Закончится антитеррористическая операция, население Чечни будет жить по Конституции РФ. Я в этом уверен.

- Вы были знакомы с Владимиром Путиным раньше?

- Как политика я его знаю с 1992 года, но познакомились мы только здесь, в Москве, после выборов.

- Борис Вячеславович, вы производите впечатление очень выдержанного человека...

- Наверное, во мне есть что-то от медведя. Опять же фамилия, об этом `говорящая`.

- Трудно считать это совпадением. Значит, характер у вас тоже `медвежий`?

- По образу жизни и состоянию души я - спортсмен. Спорт учит добиваться победы через большой труд и терпение. Я играл и играю в футбол, волейбол, баскетбол. И, думаю, никогда не подводил команду. Мне кажется, что я надежный человек. И насквозь пропитан вот этим духом команды, который только и позволяет выигрывать.

- Вы по утрам делаете зарядку?

- Даже в Москве, живя в гостинице `Россия`, тридцать минут каждый день. Но вокруг Кремля не бегаю.

- Расскажите немного о своей семье.

- Жена Ада Викторовна - проректор в институте. Мы познакомились еще в студенченские годы и с тех пор вместе. Сыну Дмитрию 20 лет. Он студент юрфака Академии государственной службы. С 12 лет знаком с компьютером, великолепный пользователь, и сейчас, хотя и учится, уже работает - начальником отдела компьютерного обеспечения в одном из вузов. Дочке Жене - 19. Она заочно учится в Петербурге, в Институте кино и телевидения, прекрасно рисует.

Беседовала Лариса АЙДИНОВА


Век, 04.02.2000http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован