08 февраля 2007
2782

Борис Каймаков: Ни себя, ни Россию умом понять не могу...

"Общая газета" - не "Колокол", я - не Герцен, но ударили мы так, что Александру Ивановичу и не снилось. Причем одни из первых. Наши общие усилия в защиту школьного учителя А. Поносова разбудили как нынешнего президента Владимира Путина, так и бывшего первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева.

Есть в нашей изуродованной ментальности одна маленькая заповедная зона. Вор должен сидеть в тюрьме - нет вопросов. Но учитель не может сидеть в тюрьме, все в человеке протестует против такого допущения. Более того, мы не можем себе представить, что учитель может быть вором. И не имеет значения, президент ты, слесарь или профессор, возмущенный разум начинает кипеть при рассмотрении возможности засунуть в тюрьму скромного сельского учителя за кражу. И за кражу чего, ах интеллектуальной собственности, но вы в своем уме, мы еще толком не научились отделять государственную собственность от личной, а вы вообще то о чем изволите сказать...

Вина А. Поносова, у которого в школе стояли компьютеры с нелицензионным софтом, как сейчас все больше становится ясно, не только сомнительна, но и недоказуема. Однако в истории, которая получила такой огромный общественный резонанс, интересно и другое. И это показали гневные филиппики В. Путина и М. Горбачева. Их суть - несоразмерность прокурорского рвения имеющему место деянию. Точнее, это суть возмущения Владимира Владимировича, а суть возмущения Михаила Сергеевича выражена в апелляции к Биллу Гейтсу. Что то вроде, дорогой Билл, вы уж там не молчите в тряпочку, а скажите своим здесь в России, что они переусердствовали в защите Ваших миллиардов.

Билл услышал просьбу Горби. "Майкрософт Рус" опубликовал официальное заявление, в котором, в частности, говорится, что мол, стоило ли вообще браться за А. Поносова, ущерб копеечный, поэтому себе дороже обойдется. Короче, все, мы все забыли, а вы, как вам там угодно.

Есть во всем этом театре немалая доля пиара, как практически полным пиаром было участие в сражениях на бутовских баррикадах Анатолия Кучерены и Николая Сванидзе. Ну и бог с ним, с этим пиаром, если он нередко оказывается эффективнее права. Именно поэтому все оскорбленные и униженные в советское время писали в газету, ибо знали, если газета опубликует, то в твою защиту выступят минимум как на уровне райкома. Наверное, и во мне все еще живут иллюзии прошлого, что вот напишу про беды маленького человека, прочитает большой человек и поможет страдальцу. А мне при разговоре с Петром у врат небесных зачтется...

Если мне, человеку далекому от проблем хищения интеллектуальной собственности, законов на эту тему и активности пермских прокуроров с самого начало было ясно, что А. Поносов жертва определенных политических, а возможно и корыстных действий местной власти, то в деле Василия Горшкова и Алексея Иванова у меня такой уверенности нет. Еще и потому, что об их деле у нас все молчат.

Об этих двух компьютерщиках-хакерах, сидящих в американской тюрьме, у нас все давно забыли, никто толком и не знает, за что их. А влипли они в результате операции, проведенной ФБР. Не скрою, операция классная. Васю и Леху из Челябинска пригласила к себе в Сиэттл подставная фирма ФБР, якобы, на семинар по изучению хакерских всяких штучек. За счет принимающей стороны, of course. Были у ФБР некоторые подозрения в отношения челябинцев. Наши бы в аналогичном случае обратились к ФБР, а ФБР к нашему МВД по такому поводу обращаться не стало. Меня это и удивляет, и не очень. Все эти разговоры о совместной борьбе заканчиваются там, где начинаются национальные границы. Дело Литвиненко - тому свидетельство. Поэтому и было легко схватить А. Поносова по доносу его недоброжелателей, а вот выявить хакеров уровня челябинцев, это, простите, смогло лишь ФБР.

Пока наши парни разъясняли американцам на их компьютерах, как они здорово владеют своим ремеслом, те с помощью специальных программ взломали защиту их домашних компьютеров в Челябинске. И окончательно убедились, что наш компьютерный прогресс шагает семимильными шагами. Правда, в данном случае прогресс шагал так широко, что порвал штаны. Горшков и Иванов из своей челябинской "хрущевки" шантажировали американские банки, угрожая, что могут предать гласности коммерческие тайны из баз данных этих банков. Как они туда зашли? Именно это и хотела узнать ФБР без посредничества нашего МВД, что и получилось. Там были и другие "вкусные" хакерские штучки, но и этого оказалось достаточно, чтобы Горшкову дали три года.

Не буду философствовать об этике и корректности действий ФБР. Грязная это этика и никакой корректности вообще. Пригласили, улыбались, пили виски, а потом... Ну не по нашим понятиям это, как обычным, так и весьма специфическим понятиям... Единственное, что успокаивает, что не кулаком же в глаз вышибли показания, а в результате применения высоких технологий.

Недавно смотрел фильм с Каневским, где он рассказал о ставропольском, не побоюсь этого слова, полиграфическом гении. Деньги делал этот гений лучше, чем на Гознаке. Причем его увлекла не столько возможность разбогатеть, сколько восхитила эстетическая красота банкнот. И захотелось самому создать такое. И создал... Готов перед ним, как Мейерхольд перед Маяковским ползти на коленях, биться лбом об пол и кричать: "Гений, гений". Но то, что ставропольский первопечатник отсидел за это десять лет, нахожу правильным. Ни себя, ни Россию умом понять не могу...

08 февраля 2007 г.
Общая газета.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован