11 июня 2008
2427

Борис Леонов: История советской литературы. глава 129

Однажды я оказался членом какой-то комиссии, проверявшей работу Дома литераторов. На определенный час такого-то числа была назначена встреча членов комиссии в кабинете директора Дома литераторов Филиппова Бориса Михайловича.
Так вышло, что пришел я на эту встречу раньше положенного часа. Секретарь деликатно сообщила, что хозяин кабинета вышел и попросила его подождать. Тут же предложила угостить чаем или кофе.
В этот момент в приемной появился Борис Михайлович.
Низенький, плотный, с гладко причесанными волосами. Поздоровался и пригласил пройти в кабинет.
- Вы уж извините, - сказал я, закрывая дверь, - что заявился раньше назначенного срока.
- Это даже хорошо, - радушно улыбнулся хозяин кабинета. - А мы сейчас попросим секретаря приготовить нам чайку с лимончиком...
Постепенно разговорились.
Я поведал ему об очередных вступительных экзаменах в институт кинематографии, где я был председателем предметной комиссии по языку и литературе. Вытащил записную книжку и попросил разрешения познакомить его с какими-то курьезами, выловленными в сочинениях вчерашних школьников.
И стал читать:
"Печорин долго добивался любви Бэлы и добился-таки, что нам, мужчинам, не всегда удается".
"Беднейшему крестьянству нечего было терять, и оно с удовольствием пошло в колхозы".
"Пушкин вращался в высшем свете и вращал там свою жену".
"Гоголь вывел образ дубинобриоголовой Коробочки".
"Тургенев показал женщину в более расширенном виде".
"Ленин распустил слух, что отечество в опасности".
"У Базарова язык был тупой, а потом заострился в спорах".
Борис Михайлович очень оживленно реагировал на мои цитаты. Затем выдвинул ящик стола, вытащил из него папку и сказал:
- А я вам тоже приведу "шедевры" подобных казусов. Но не из сочинений абитуриентов, а из лекции одного театроведа. Этими записями поделился со мной Григорий Маркович Ярон. Помните такого замечательного актера в Театре оперетты?! Так вот Григорий Маркович отличался помимо своей удивительной талантливости еще и тягой к знаниям. Он нередко посещал лекторий в клубе творческой интеллигенции.
И вот однажды после очередной лекции он ворвался ко мне в кабинет и страдальчески произнес: "Борис Михайлович, голубчик! Не могу молчать. Хочу поделиться перлами, которые я записывал во время лекции одного из ваших театральных теоретиков, которого вы пригласили для повышения нашего самообразования".
Он раскрыл тетрадь и начал читать. А потом я попросил у него листок с этими перлами. Вот они.
"Слово ,,театр" есть синоним, который ничего не обозначает".
"В греческом театре были свои закономерности, были бездарности, которые приводили публику в досаду".
"Иркутская история" - это мелодрама, исторгающая слезы и прочие аксессуары".
"Якорная площадь" Штока - опасный предикат психологизма, близкий к психоложеству".
"Режиссер Плучек в своих постановках испытывает систему буржуазных отмычек".
- Ну и так далее, - Борис Михайлович закрыл папку. - Вы знаете, чем завершил Ярон свое "не могу молчать"? Он сказал, что все услышанное им напоминает одного дореволюционного рецензента об одной постановке: "Актеры играли дурно, несмотря на декорации..."

Борис Леонов: История советской литературы

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован