05 апреля 2005
3577

Борис Макаренко: `Либеральная реформа проводится волей президента при наличии сильных антилиберальных тенденций`

`Наверху ощутили потребность публично выразить то, что власти не удавалось донести до сведения элиты и общества в целом`, - такими словами первый заместитель генерального директора `Центра политических технологий` Борис Макаренко в интервью корреспонденту Страны.Ru Николаю Белкину прокомментировал опубликованное в журнале `Эксперт` пространное интервью главы администрации президента России Дмитрия Медведева.

- Борис Игоревич, как вы думаете, чем могло быть вызвано появление столь масштабного интервью одного из первых лиц в государстве, который ранее не проявлял активности в общении с прессой?

- Здесь напрашивается аналогия с прошлогодним интервью замглавы президентской администрации Владислава Суркова по следам событий в Беслане. Тогда, как и сейчас, наверху ощутили потребность публично выразить устами умного и ответственного человека что-то, что власти не удавалось донести до сведения элиты, да, скорее всего, и общества в целом. В Кремле, видимо, ощутили какие-то негативные явления - скорее, не кризисные, как после Беслана, а застойные, и вот один из высоких руководителей посчитал нужным высказаться.

- В оценке нынешнего состояния российской политической системы, пожалуй, самым неожиданным моментом стала особо подчеркнутая Медведевым тревога по поводу отсутствия в стране вменяемой правой партии (вернее, даже правой идеологии в целом). Насколько, на ваш взгляд, возможно претворение в жизнь описанной Медведевым схемы решения этой проблемы - выделения внутри партии `Единая Россия` некоей фракции, которая стала бы `плацдармом для развития правой идеологии`?

- Необходимо отметить, что речь идет не о `вычленении` из `Единой России` правой составляющей, а о появлении внутри этой партии более четко выраженной правой идеологии. Речь идет не о том, чтобы разрезать `Единую Россию` на центр, левых и правых, а о том, чтобы сделать правую составляющую более видимой, более активной. Я думаю, за этим стоит несколько проблем. Во-первых, Медведев фактически признал очевидный недостаток плюрализма во власти. Во-вторых, и особенно это стало заметно после реакции общества на монетизацию льгот, объективно либеральная реформа проводится волей президента при наличии сильных антилиберальных тенденций как в обществе, так и во власти. Можно вспомнить множество заявлений депутатов от `Единой России`, причем, далеко не рядовых, где говорится: `Мы не такие либеральные, как правительство`. Получается, что президентский курс партия, поддерживающая президента, проводит как бы нехотя. Соответственно, в этой партии нужна более сильная группа, которая поддерживала бы президента не только в силу политической лояльности, но и идеологически. Это и должна быть правая партия.

Слова Медведева в каком-то смысле подтверждают мою гипотезу о том, что наверху ощущают, что структурные реформы в социально-экономической сфере не опираются на достаточно сильное идеологическое, политическое течение.

- Говоря о новом порядке избрания губернаторов, Медведев подчеркнул, что принцип подбора на эту должность - `профессиональная способность исполнять обязанности`. При этом он дал понять, что ни прежние заслуги, ни политический вес решающей роли не играют, и, вместе с тем, заявил об отсутствии кадрового резерва у государства. Как вы думаете, за счет каких людей во власть будет происходить тот `приток свежей крови`, о котором говорит чиновник?

- Медведев упоминает о возможности привлекать как государственных чиновников и федеральных политиков, так и людей из бизнеса для пополнения губернаторского корпуса. Однако, на мой взгляд, более интересно, какие именно сигналы глава кремлевской администрации подает региональным лидерам. В словах Медведева есть внутреннее противоречие - с одной стороны, он говорит об отсутствии планов массовой ротации губернаторов, а с другой - об отсутствии того самого `кадрового резерва` и необходимости влить `свежую кровь`. То есть Медведев посылает губернаторам одновременно два разных сигнала. Проблема, к сожалению, в том, что ни выборность губернаторов, ни новый порядок наделения их полномочиями путем бюрократической процедуры отбора не дает стопроцентной гарантии эффективности региональной власти.

- Согласны ли вы с той оценкой угроз для России в 2008 году, когда пройдут следующие президентские выборы, которую дал Медведев? С тем, что по-прежнему сохраняется возможность пересмотра самих основ общественно-политического устройства страны и даже распада России по катастрофическому сценарию?

- Безусловно, нельзя не согласиться с фразой, что необходимо создать традицию передачи власти законным путем на основе реальной демократии. Абсолютно верно также и то, что риски дестабилизации при передаче власти сейчас не такие высокие, как в 1996 году. Стоит отметить, что глава президентской администрации не конкретизирует, какие именно проблемы способны привести к `залпу общественных катаклизмов` - ведь упоминаемые терроризм, бедность и преступность к передаче власти прямого отношения не имеют. Медведев прав, что легальный переход власти в России был и остается непростым и что главная задача любого режима - обеспечить передачу полномочий, при которой не произошло бы резких перемен курса. Эта проблема поставлена в интервью Медведева верно и корректно, однако ее решения здесь не приводится.


04.04.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован