Борис Львович, в докладе представителя Академии хозяйственных наук при Правительстве РФ Татьяны Клячко, прозвучавшем на недавней конференции в Высшей школе экономики, говорилось о возможном переходе от бюджетного к нормативному финансированию сферы образования, и, соответственно, переводе части бюджетных образовательных учреждений в автономные. Прозвучавшие в докладе предложения вызвали разные оценки в вузовском сообществе - от одобрения, до недоумения и откровенного возмущения. Каково Ваше отношение к развитию новой формы ОУ, более свободных, но менее обеспеченных?
Я соглашаюсь в большинстве с тем, что говорит и предлагает АХН при Правительстве РФ. Но сам подход - рассматривать автономные учреждения с точки зрения экономического контракта все-таки требует уточнения. В мировой экономике есть три типа государственной организации, которые действуют на разных сегментах рынка предоставления социальных услуг. Первый - бюджетная организация, для которой государство четко формулирует цели и пути их достижения. Второй тип - автономное учреждение, гибко реагирующее на запросы потребителя, но не являющееся обязательным участником конкурентной среды. И третий вариант, - организация, построенная по образцу корпорации, где государство формально владеет собственностью, но превалируют интересы потребителя, и конкурентная борьба за потребителя. Для России больше актуален первый вариант - бюджетные учреждения, однако таковыми они больше являются по закону, поскольку государство не всегда выполняет свои обязанности по их полному содержанию. Так что наши бюджетные учреждения (БУ) в части финансирования похожи на автономные. Классические автономные учреждения (АУ) государство не обеспечивает, оно дает им дает задание и платит только за его выполнение. Многие не понимают, зачем нам понадобилась новая форма образовательных учреждений, говорят, что кому-то станет плохо, если государство снимет с себя часть материальных обязательств. Так если у нас платных студентов становится больше, к чему это ведет? К тому, что обостряется конкуренция. Наоборот, свобода в данной ситуации становится единственным фактором, позволяющим вузам нормально жить в условиях нарастающей конкуренции. Да, сейчас будут конкурсы на платные отделения, будет очень жесткая конкуренция за платного студента, и для того, чтобы эффективно конкурировать, нужна свобода. Татьяна Львовна правильно сказала: у нас сегодня цены на платные услуги растут, потому что поддавливает государственное финансирование. Вы прекрасно знаете, что вузам запрещено устанавливать цены ниже, чем приходится на одного студента. И когда государство наращивает финансирование бесплатных студентов, вузы вынуждены поднимать цены на коммерческих отделениях. И это очень серьезная проблема - обеспечение именно массового образования...
Справка: Рудник Борис Львович, проректор ГУ Высшая школа экономики, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ, профессор.
Наталья Быкова
10 апреля 2007 г.
www.strf.ru