Мы не удовлетворены тем, что сделано в части администрирования. Только часть предложений, которые были сделаны бизнесом, услышана, а часть осталась за кадром. Налоговая система должна стимулировать бизнес. Во-первых, должны быть налоговые каникулы или налоговые кредиты, которые бы стимулировали инвестиции в экономику для новых предприятий. Нужно создавать технопарки, то есть специальные налоговые зоны, в которых будут созданы условия для развития инновационных производств. Напомним, что там планируется установить 14 процентов ЕСН и некоторые другие налоговые послабления. К сожалению, подготовленный законопроект по технопаркам никуда не годится.
Во-вторых, налоговая система должна стимулировать модернизацию существующих производств, поэтому нужна ускоренная амортизация на вновь вводимое оборудование, должна быть возвращена инвестиционная льгота. Сейчас разрешено 10 процентов от себестоимости "вешать" на стоимость, но это очень мало, и практически ничего не дает.
Надо отменить импортные пошлины на все виды промышленного оборудования, то есть на средства производства, иначе мы не сможем модернизировать нашу экономику. И третье, что очень важно, это вывести бизнес из тени. У нас 60 процентов бизнеса в тени. И задача налоговой системы в том, чтобы стимулировать бизнес к прозрачности. Эту главную проблему можно решить за счет изменения ставки ЕСН. Потому что бизнес сегодня платит зарплату в конвертах, так как у него недостаточно рентабельности, чтобы выплачивать все налоги. А налог, который легче всего обойти, - ЕСН. Мы предлагаем снизить этот налог до 15 процентов для предприятий с оборотом до полутора миллиарда.
И тогда средний бизнес точно выйдет из тени. Налоговая система должна решать конкретные задачи, а не просто так определять уровень налогов.
Что касается сигналов, полученных предпринимательским сообществом... Алексей Кудрин конкретно сказал, что ему бы очень хотелось, чтобы бизнес платил налоги, чтобы дело "ЮКОСа" не повторилось. Но для того чтобы это было, надо, во-первых, создать условия и прежде всего законодательство, которое давало бы эту возможность. Бизнес, может быть, и хочет заплатить налоги, а не может, потому что сейчас такая ситуация, что налоговый инспектор всегда может найти что-нибудь и применить штрафные санкции за 1998 год, по крайней мере за трехлетний период.
Второй сигнал, который был дан,- это что никаких изменений в налоговой сфере не будет. Радуйтесь тому, что вам немножко улучшили налоговое администрирование, а все остальное - извините.
Третий сигнал - это то, что у нас перегрев экономики. Это полный экономический нонсенс. Сегодня свой спрос мы полностью удовлетворяем за счет импорта. У нас сырьевая экономика. Мы на экспорт поставляем сырье и закупаем огромный объем импорта. Весь наш внутренний бизнес связан или с одним, или с другим. Если собственное производство не развивается, то какой может быть перегрев?
И четвертое послание для бизнеса - это то, что налоговая реформа завершена.
Последнее, что осталось сделать, - это администрирование, и все - процесс завершится. Мы считаем, что налоговая реформа в нашей стране еще не начиналась. Потому что сегодня налоговая система носит фискальный характер.
В результате реформы не появилась нацеленность налоговых органов на сотрудничество, на взаимную работу, направленную на увеличение объема налогов.
Таким образом, со стороны минфина не было дано ни одного положительного сигнала. А вот со стороны администрации (президента. - Прим. ред.) прозвучали очень разумные слова. Самое главное, что администрация считает необходимым перенос фискальной нагрузки с корпораций на физических лиц. Это уже работает во всем мире. Задача бизнеса - платить заработную плату, создавать рабочие места. Если этого делать бизнес не будет, и налогов с бизнеса вы не соберете. Поэтому самое важное в любой экономике - это не налоговая нагрузка на корпорации, а налоговая нагрузка на физлиц. Бизнес развивается, платит зарплату, и вот здесь надо собирать налоги на обеспечение социальных нужд. У нас наоборот. Если раньше достаточно большие налоги собирались с физических лиц, то сегодня у нас 13-процентный подоходный налог. Это было правильным на первоначальном этапе, чтобы богатые люди стали платить налоги. Но надо понимать. что в дальнейшем такое положение сохраняться не может, должна быть прогрессивная шкала, как это есть во всем мире. У нас же вся налоговая система и работа налоговых служб на 90 процентов направлены на работу с юрлицами, но это, к сожалению, ограничивает рост экономики.
Кроме того, представитель администрации президента (начальник экспертного управления А.Дворкович. - Прим. ред.) заявил, что ведется работа над предложениями по замене НДС на налог с продаж. Это очень разумная и правильная мера.
09.06.2005
http://www.deloros.ru/news/lenta/2005/06/09/lenta_840.html