По версии одних, транспортная реформа стремительно мчится вперед, по мнению других - буксует, скатываясь назад
Первого апреля, аккурат в День смеха, официально стартовала транспортная реформа. С этого дня победители конкурса перевозчиков должны были в полном объеме приступить к обслуживанию "выигранных" маршрутов. Десять минувших дней оцениваются Комитетом по транспорту и его оппонентами из Ассоциации независимых перевозчиков кардинально противоположным образом: первые говорят об успехе, вторые - о провале. Что же в реальности? И что изменилось для пассажиров, для улучшения обслуживания которых, по идее, и проводится реформа?
Комитет по транспорту выдает оптимистические заявления. Его представители говорят о 300 новых автобусах, которые с 1 апреля вышли на линии, и еще о 300 автобусах, которые начали работать еще в марте. Правда, признают, что часть фирм-победителей так и не вывели свои машины на улицы, где к тому же продолжают работать проигравшие конкурс перевозчики. Машины шестерки компаний-победителей, которые выиграли конкурс, комитет намерен снабдить специальным знаком синего цвета, где будет написано "Победитель конкурса" (вероятно, чтобы тех, что без знака, штрафовать было легче?).
Ну а как только Законодательное собрание примет и губернатор подпишет изменения к закону "О наземном пассажирском транспорте общего пользования", предусматривающие введение крупных штрафов для перевозчиков, работающих без договора с Комитетом по транспорту, - проигравших начнут вытеснять административными методами.
- Дело так, - рассказывает вице-президент Ассоциации независимых перевозчиков Александр Масюк. - Мы провели мониторинг работы компаний-победителей и выявили, что они не справляются с выделенным им объемом перевозок на социальных маршрутах. У них не хватает автобусов - они так и не закупили нужное число, поскольку были уверены, что проигравшим придется идти к ним в батраки вместе со своими машинами. Кроме того, часть их автобусов и водителей ушли на коммерческие маршруты. На многих социальных маршрутах вместе с ПТК и "Питер-авто", выигравшими конкурс, работают, большей частью, автобусы Пассажиравтотранса. На нескольких "социальных" маршрутах победители вообще не вывели свои автобусы, и Пассажиравтотранс работает вместо них. Кстати, в условиях конкурса было записано, что если перевозчик не выполняет своих обязанностей по обслуживанию социального маршрута, договор с ним должен быть расторгнут...
Что показывают визуальные наблюдения граждан, живущих в разных районах города? Васильевский остров. Число социальных автобусов осталось примерно таким же, как было. На ряде маршрутов появились машины с табличками "Петербургская транспортная компания". Примерно столько же и маршруток. А на некоторых из них снизились цены - сразу на пять рублей: было 17 - стало 12, а то и вместо 15 - 10. Фрунзенский район: ситуация почти не изменилась. Выборгский и Калининский районы: социальные автобусы ходят заметно хуже, число маршруток почти не изменилось, зато цены на некоторые маршруты упали на 3-5 рублей. Невский район (левобережная часть): социальных автобусов стало меньше, и еще меньше - маршруток. Московский район: и социальные автобусы, и маршрутки стали появляться реже. Когда же в конце марта независимые перевозчики решили продемонстрировать пример "послушания" и не вывели свои машины - возник полный паралич. Тогда по Московскому проспекту срочно пустили дополнительные троллейбусы - и тут же сгорели провода, после чего все троллейбусы надолго встали... Иначе говоря, обслуживание ухудшилось. Наблюдаются и совсем анекдотические ситуации: ряд водителей, наспех переброшенных с других маршрутов, плохо знают город, и, скажем, в Пушкине на глазах у моих знакомых старушки объясняли водителю, куда ехать.
Можно, конечно, предполагать, что все это - случайные совпадения. Но как быть с тем, что в том же Пушкине местная "Царскосельская газета" со ссылкой на дежурную службу районной администрации сообщает: в феврале число жалоб на работу общественного транспорта выросло по сравнению с февралем прошлого года в четыре раза, а в марте оно увеличилось в два раза по сравнению с февралем? Видать, и вправду не все ладно.
"А как же цены? - вправе спросить читатель. - Если они упали - значит, мне, пассажиру, хорошо". Действительно, по словам Александра Масюка, сейчас, когда на линиях одновременно работают и победители, и проигравшие, - и те и другие демпингуют, борясь за пассажира. Но если победителям удастся выдавить конкурентов - можно быть уверенным: цены тут же вернутся на прежний уровень, а затем поднимутся. Все это уже было в Кронштадте: сперва "Третий парк" демпинговал, вытесняя конкурентов, а затем вздул цены...
В минувший четверг комиссия ЗакСа по городскому хозяйству подвела итоги проведенных ею слушаний. Комиссия констатировала, что упомянутый конкурс перевозчиков был проведен Комитетом по транспорту с многочисленными нарушениями законодательства, а "действия, направленные на реализацию результатов указанного конкурса, не только не ведут к улучшению транспортного обслуживания населения Петербурга, но и вызывают значительную социальную напряженность в городе".
Депутаты рекомендовали признать результаты конкурса недействительными, и намерены не принимать в целом проект изменений к закону о пассажирском транспорте (тех, что вводят штрафы). Принять закон, по мнению комиссии, можно лишь в случае, если во втором чтении в него внесут поправки - чтобы транспортным компаниям было разрешено самостоятельно организовывать маршруты и за всеми перевозчиками, которые ранее обслуживали коммерческие маршруты, сохранили это право.
В администрации отреагировали на мнение народных избранников весьма раздраженно. Первый заместитель председателя Комитета по транспорту Николай Константинов (он же - один из заместителей секретаря городского политсовета "Единой России") заявил, что требовать отмены конкурса может только суд. А вице-губернатор Олег Виролайнен заявил, что конкурс прошел "полностью легитимно, и отменять его никто не будет".
"Новая газета - Санкт-Петербург", 10.04.2006 года
http://www.yabloko.ru/Publ/2006/2006_04/060410_novgspb_vishn.html