Рим.15:1. "Мы, сильные, должны сносить немощь бессильных и не себе угождать".
(Послание римлянам Святого апостола Павла. 15, 1, 2.)
Бог создал нас ...разными. Религия является древнейшим институтом власти, ответственным за сохранение, накопление и передачу знания об апробированном поколениями социальном опыте, на основе которого складывались нормы и правила поведения, составившие фонд морально-этических норм человечества . Для верующего сознания эти нормы стали Божьим Законом, ставшим результатом естественного эволюционного процесса развития цивилизации взаимодополняющих разностей. Таким образом, религия возникла как институт власти, основанной на вере в знание, что подтверждается не только известным из истории жестким противостоянием духовой и светской власти, но и прежде оформлением в ее лоне философии и начал других наук, а также сохранением за церковью компетенций "министерств" науки, образования и культуры.
В чем причина кризиса Закона Божьего?
Как истинно неверующая, я искренне и категорически "за" существование Бога: для благодарности за бесконечную щедрость.
Однако Его отсутствие, а точнее, недоказанность существования не является необходимым и достаточным основанием не соблюдения морально-этических норм верующими или неверующими, примерами каковых изобилуют не только повседневная реальность и всемирная история, но и история церкви с кровавыми страницами деяний "Священной инквизиции", Крестовыми походами, а также актуальной проблемой педофилии у католиков.
Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации.
Последним ярчайшим примером представляется раскол политической элиты Соединенных Штатов - богатейшей страны, не желающей финансировать проект президента в области здравоохранения. Не из христианского милосердия, но исключительно из соображений прагматизма и элементарной жадности, сенаторы должны быть заинтересованы в здоровой рабочей силе .
Как оправдать выброшенные 24 млрд. долларов - цена противостояния противников реформы?
Однако кризис ценностей морали является не исключительной особенностью евроатлантических стран и европейской цивилизации, но проблемой всего человечества. Не только последние события в странах Ближнего Востока, но и на российском Дальнем Востоке - лучшее тому подтверждение.
Как обычно, для выявления причины проблемы обратимся к истории
Античная традиция
Идеализация истории Древней Греции является одним из препятствий для понимания закономерностей развития всемирной истории и причин отказа homo sapiens от развития на основе морально-этических норм, позволявших человечеству реализовать себя в качестве цивилизации взаимодополняющих разностей. Существующее научное знание, настаивающее на безусловно прогрессивном развитии человечества, исключает возможность возникновения вопрошания: "В чем причина превращения заложенного в человеческой природе потенциала различий из неиссякаемого источника возможностей развития и процветания в неиссякаемый источник антагонизмов противоположностей?"
"Нельзя больше заниматься самообманом"
Перед научным сообществом стоит проблема написания не только отечественной, но новой всемирной истории .
Обращение к наследию античной цивилизации позволяет предположить, что древнегреческая традиция стала результатом перелома в развитии человечества, о чем Гесиод писал в своем "мифе о пяти поколениях":
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел или позже родиться
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Пятое поколение, установив справедливость культа силы, попирает священные законы, по которым жили предки, что приведет к закономерному результату:
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.
Именно древнегреческий эпос и произведения Гесиода указывают на глубину истоков кризиса ценностей морали, засвидетельствованного законотворчеством новой элиты, отказавшейся от священных законов:
Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье.
Ибо такой установлен закон Громовержцем:
Звери, крылатые птицы и рыбы, пощады не зная,
Пусть поедают друг друга: сердца их не ведают правды,
Людям же Правду Кронид даровал - величайшее благо.
На царей, переписавших обычай, возлагается ответственность за грядущую катастрофу:
и страдает
Целый народ за нечестье царей, злоумышленно правду
Кривосудьем своим от прямого пути отклонившим.
Далее звучит предостережение о неминуемости расплаты, которую не сможет избежать власть права силы:
Сами цари поразмыслите вы о возмездии этом.
Близко повсюду меж нас, пребывают бессмертные боги
И наблюдают за теми людьми, кто своим кривосудьем,
Кару презревши богов, разоренья друг другу приносят.
Знаменитая Конституция Солона VI в. до н.э. окончательно закрепила факт состоявшейся разделенности общества на четыре категории не равных перед законом античного полиса, признав законность дальнейшего программирования признанной разделенности человечества на параллельные социальные миры, предопределившей гибель древней цивилизации.
Современные реалии, отмеченные поистине средневековой жестокостью, с которой воинственные современные демократии расправляются даже с послушными вассалами, подтверждают сохранение актуальности предостережения древнего мыслителя.
Христианская традиция
Монотеизм стал очередным этапом углубления кризиса ценностей морали, о чем свидетельствует и весьма скромный, по сравнению с представленным в произведениях Гесиода, перечень десяти заповедей. Не менее серьезным подтверждением является теория "тайного смысла Слова", доступного только "разумным душам" , Филона Александрийского, представившего христианский вариант обоснования социального неравенства и программирования средневековой культуры безмолвия большинства, должного внимать и верить. Позднее эта теория была использована отцами церкви в качестве основы христианской социальной теории. Способность понимания Слова была принята в качестве критерия обоснованности права-притязания на место в социальной иерархии.
О популярности центральной идеи концепции Филона, утверждавшего, что "толкование Священного писания происходит путем раскрытия тайного смысла, скрытого в иносказаниях", свидетельствует ее дальнейшее развитие у Оригена, различавшего три уровня, а затем Климента Александрийского, настаивавшего на четырех уровнях. Концепция последнего была общепринята в эпоху средневековья, указывая на наследственную связь с социальной практикой античности.
Единый Бог - единый Царь
Переломным этапом в развитии христианства, возникшего как глубоко демократичная религия, настаивавшая на равенстве перед Законом "униженных" и "оскорбленных", стало превращение веры в Единого Бога в официальную религию византийской империи, использовавшей Единовластье Божье в качестве обоснования единовластья монарха, о чем Евсевий Кесарийскийи писал: "Монархия превосходнее всех правлений: многоначалие же, составленное из разных членов достоинства, скорее есть безначалие и мятеж. Посему-то один Бог..., один Царь, одно Его Слово".
Ересь - удел избранных
Филону Александрийскому приписывают утверждение, что буквальное толкование Слова - удел умов недалеких. Для избранных не только каждое слово, но буква и даже грамматическая ошибка - благодатный повод для размышлений и создания собственных теорий. В результате именно право клира на толкование Слова, а также глубоко гуманная суть веры в Единого Бога - справедливого и милосердного - спасли христианскую теорию от неминуемой деградации, а европейскую культуру от издержек жесткой кастовой системы. Неприятие избранными низвержения в земное рабство, унизительное для единоверцев, стало причиной Возрождения, отказавшегося от иерархии "разумных душ", созданных Творцом по собственному подобию..
Выводы
"Мир становится все более жестким, порой отвергается не просто международное право, но даже элементарные приличия" .
Российская общественность, настойчиво пытавшаяся "достучаться" до политиков и чиновников - апологетов рынка, превращенного из средства достижения процветания государства в цель обогащения меньшинства за счет эксплуатации национальных богатств и превращения соотечественников в ресурс дешевой рабочей силы, в результате чего: "По сути, начинаем уничтожать сами себя", - с пониманием приняла выступление президента РФ Путина В.В. на заседании дискуссионного клуба "Валдай" 20.09.2013г. , когда было признано, что "нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников..., отвергая любую другую точку зрения" .
Краткий экскурс в историю, представленный выше, схематично продемонстрировал растянувшийся на тысячелетия процесс целенаправленного ограничения возможностей человеческого разума, что привело к лишению его нравственного иммунитета и превращению в средство самоуничтожения назвавшего себя homo sapiens, оказавшегося перед фактом реальной перспективы печальной судьбы очередной тупиковой ветви эволюции. В результате, не только для Россия, но всего человечества равно актуальны вопросы: "Кто мы?", "Кем мы хотим быть?" Не менее важен этот экскурс и для понимания мощи проблемы, стоящей на пути совместной работы всего общества "над формированием общих целей развития" . Однако, как известно, дорогу осилит идущий.
"Что делать?",
"С чего начать?"
С "уважения к закону", - таков единственный ответ на традиционные вопрошания российской интеллигенции. А для этого необходимо, чтобы ценностной матрицей, определяющей содержание закона государства, был только фонд морально-этических норм, известных для верующих как Закон Божий. И тогда не будет проблем ни с национальной идентичностью, ни с целостностью государства.
Рим.15:2. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
(Послание римлянам Святого апостола Павла. 15.2.)