29 мая 2007
2782

Будет базовый учебник

Обычная пресс-конференция посвящена нескольким проблемам. Но председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртской Республики по науке, образованию, культуре и молодежной политике Алексей Красильников избрал моножанр. Его пресс-конференция была целиком посвящена одному вопросу - школьным учебникам.

29 марта в Совете Федерации ФС РФ намечено проведение слушаний на тему "Роль и задачи государства в создании эффективной системы контроля качества учебников". В рамках подготовки к этому мероприятию комиссия Красильникова организовала в Ижевске два заседания круглого стола, посвященного этой проблеме. В них принимали участие научные работники и методисты Института усовершенствования учителей, а также ведущие педагоги республики. Их замечания и предложения будут озвучены на федеральном уровне. В чем суть проблемы, что неладно с современными школьными учебниками?

По словам Алексея Красильникова, на школьников и учителей сегодня обрушивается настоящий "дождь из учебников". Несколько примеров: учебник географии для 6-го класса представлен в 9 вариантах; учебник русского языка для 8-го класса - в 7; учебник истории для 9-го класса - в 8; учебник литературы для 10-го класса - в 6; учебник истории для 11-го класса - в 8 вариантах. Сама по себе вариативность обучения злом считаться не может. Проблема заключается, во-первых, в неполноте практически всех учебников; для того чтобы полностью осветить требования образовательного стандарта, учителям и школьникам требуется как минимум 2-3 комплекта по большинству дисциплин (а каждый учебник, напомним, стоит порядка 300 рублей).

При этом количество никак не отражается на качестве: многие издания плохо отредактированы, авторы зачастую из года в год перепечатывают устаревшие материалы, встречаются откровенные неточности в изложении материала. А между тем на всех учебниках стоит гриф "Допущено в качестве учебного пособия для средних школ Министерством образования РФ".

Еще одна головная боль для школьников: зачастую имеет место нестыковка содержания учебников и контрольно-измерительных материалов для единого государственного экзамена. В связи с этим у многих возникнут серьезные проблемы. Готовишься по одним стандартам а тесты принимаются по другим. Не улучшает положение и то, что ученые авторы иногда начинают академические дискуссии на страницах учебников для средней школы: например, одну и ту же часть слова в различных учебниках провозглашают то окончанием, то суффиксом. Полный разброд. Особую озабоченность вызывают и проблемы патриотического воспитания: по опросам, половина современных школьников не имеет представления о том, против кого наши предки сражались во второй мировой войне. Чему здесь удивляться - этому периоду учебники истории отводят всего 5 часов.

Какие выводы сделаны из разговора за круглым столом, что следует предпринять для исправления ситуации?

Участники круглого стола, во-первых, предлагают при сохранении вариативности образования (количество "допущенных" учебников ограничивать не стоит) создать по каждой учебной дисциплине базовый учебник, который будет полностью соответствовать необходимому минимуму образовательного стандарта, а его содержание полностью состыкуется с контрольно-измерительными материалами по ЕГЭ. Второе предложение: нужно исключить практику теоретических дискуссий на страницах школьных учебников. Для этого имеются академические издания, вузовские учебные пособия. Еще одно важное предложение ижевских учителей: нам стоит отказаться от концентрической системы школьного образования, когда в 10-х и 11-х классах повторяются (на более глубоком уровне) материалы, пройденные в 5-9-х классах. Это ведет к информационной перегрузке школьников и влечет за собой утрату интереса к процессу обучения. Базовому учебнику быть?

29.05.2007
www.izvestiaur.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован