Обычная пресс-конференция посвящена нескольким проблемам. Но председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртской Республики по науке, образованию, культуре и молодежной политике Алексей Красильников избрал моножанр. Его пресс-конференция была целиком посвящена одному вопросу - школьным учебникам.
29 марта в Совете Федерации ФС РФ намечено проведение слушаний на тему "Роль и задачи государства в создании эффективной системы контроля качества учебников". В рамках подготовки к этому мероприятию комиссия Красильникова организовала в Ижевске два заседания круглого стола, посвященного этой проблеме. В них принимали участие научные работники и методисты Института усовершенствования учителей, а также ведущие педагоги республики. Их замечания и предложения будут озвучены на федеральном уровне. В чем суть проблемы, что неладно с современными школьными учебниками?
По словам Алексея Красильникова, на школьников и учителей сегодня обрушивается настоящий "дождь из учебников". Несколько примеров: учебник географии для 6-го класса представлен в 9 вариантах; учебник русского языка для 8-го класса - в 7; учебник истории для 9-го класса - в 8; учебник литературы для 10-го класса - в 6; учебник истории для 11-го класса - в 8 вариантах. Сама по себе вариативность обучения злом считаться не может. Проблема заключается, во-первых, в неполноте практически всех учебников; для того чтобы полностью осветить требования образовательного стандарта, учителям и школьникам требуется как минимум 2-3 комплекта по большинству дисциплин (а каждый учебник, напомним, стоит порядка 300 рублей).
При этом количество никак не отражается на качестве: многие издания плохо отредактированы, авторы зачастую из года в год перепечатывают устаревшие материалы, встречаются откровенные неточности в изложении материала. А между тем на всех учебниках стоит гриф "Допущено в качестве учебного пособия для средних школ Министерством образования РФ".
Еще одна головная боль для школьников: зачастую имеет место нестыковка содержания учебников и контрольно-измерительных материалов для единого государственного экзамена. В связи с этим у многих возникнут серьезные проблемы. Готовишься по одним стандартам а тесты принимаются по другим. Не улучшает положение и то, что ученые авторы иногда начинают академические дискуссии на страницах учебников для средней школы: например, одну и ту же часть слова в различных учебниках провозглашают то окончанием, то суффиксом. Полный разброд. Особую озабоченность вызывают и проблемы патриотического воспитания: по опросам, половина современных школьников не имеет представления о том, против кого наши предки сражались во второй мировой войне. Чему здесь удивляться - этому периоду учебники истории отводят всего 5 часов.
Какие выводы сделаны из разговора за круглым столом, что следует предпринять для исправления ситуации?
Участники круглого стола, во-первых, предлагают при сохранении вариативности образования (количество "допущенных" учебников ограничивать не стоит) создать по каждой учебной дисциплине базовый учебник, который будет полностью соответствовать необходимому минимуму образовательного стандарта, а его содержание полностью состыкуется с контрольно-измерительными материалами по ЕГЭ. Второе предложение: нужно исключить практику теоретических дискуссий на страницах школьных учебников. Для этого имеются академические издания, вузовские учебные пособия. Еще одно важное предложение ижевских учителей: нам стоит отказаться от концентрической системы школьного образования, когда в 10-х и 11-х классах повторяются (на более глубоком уровне) материалы, пройденные в 5-9-х классах. Это ведет к информационной перегрузке школьников и влечет за собой утрату интереса к процессу обучения. Базовому учебнику быть?
29.05.2007
www.izvestiaur.ru