06 июня 2007
3615

Будущее стратегическое соглашение о партнерстве России и ЕС: парламентское измерение. Тезисы выступления председателя Подкомитета по европейскому сотрудничеству Комитета по международным делам Государственной Думы России Андрея Климова на межпарламент


Уважаемые дамы и господа, коллеги, друзья! Нашу дискуссию мы открываем в период немецкого председательства в ЕС. Вот почему хотел бы начать свое выступление со слов известного немецкого политика Гельмута КОЛЯ, сказанных им чуть более 10 лет назад: "Политика европейской интеграции в реальности есть вопрос войны и мира в 21-ом столетии"

С этими словами трудно не согласиться особенно теперь, когда разговоры о приближении новой "холодной войны" стали, к сожалению, опять входить в моду политиков и журналистов. Уверен, собравшиеся сегодня за круглым столом хорошо помнят, что само создание Евросоюза было обусловлено не столько экономическими соображениями, сколько желанием не допустить новой войны между странами Старого Света.

Это уже потом Римский договор дал начало Общему рынку, который и стал основой нынешнего союза 27 европейских государств.

За минувшее время в Европе изменилось очень многое. Нет уже ни Советского Союза, ни Варшавского договора. А входившие в его состав союзники СССР теперь среди членов НАТО. Изменилась сама Россия. Хотел бы напомнить, что граждане нашей страны не меньше, а иногда и больше других республик бывшего СССР страдали от тоталитарного режима. Об этом красноречиво говорят экспонаты музея "Пермь-36", который мы открыли в Прикамьи в память всех жертв политических репрессий еще в начале 90-х годов, задолго до появления аналогичных музеев в других бывших социалистических странах.

Мы в России сами свергли этот жестокий режим. Именно новая Россия среди первых признала независимость стран Балтии, которые теперь среди стран-членов ЕС.
Именно новая Россия - единственная из 15 бывших республик СССР взяла на себя труд погасить советские долги перед Западом. И мы погасили эти огромные долги, хотя нашим гражданам самим было очень трудно.

Новая Россия смело шагнула по пути экономических и политических реформ, хотя эти реформы были очень болезненны для нашего народа. Кроме изменений, которые произошли в России и ЕС, изменился окружающий нас мир. В мире 21-го века появились новые грозные вызовы. Эти вызовы трудно преодолеть в одиночку. Именно поэтому следует сложить усилия тех, кто живет на обширном пространстве Большой Европы. Сложить наши с вами усилия.

В рамках "круглого стола" мы сможем провести детальные дискуссии по всем основным сферам сотрудничества - от вопросов внешней и внутренней безопасности европейского континента до проблем экономического и гуманитарного сотрудничества. России и странам Евросоюза действительно пора переходить от разговоров друг о друге к разговору друг с другом. В этом диалоге особое место занимает прямое общение депутатов национальных парламентов наших стран, нас с вами.

Во-первых, ключевые договоренности по вопросам стратегического партнерства могут потребовать ратификации в наших парламентах. С учетом общей численности всех парламентов ЕС и России "за" утверждение базовых договоренностей должно проголосовать более 4 тысяч депутатов, принадлежащих к различным странам и партиям.

Одно это обстоятельство делает необходимым привлечение депутатского корпуса на самых ранних стадиях разработки новых базовых документов. Причем, чем раньше депутаты смогут вникнуть в суть обсуждаемых вопросов, тем меньше недоразумений и проблем может быть на стадии ратификации.

Во-вторых, депутаты оказывают непосредственное влияние на формирование политического курса своих стран. Во многих странах именно парламент формирует правительство. Таким образом, от депутатов не в последнюю очередь зависит ускорение или замедление тех или иных процессов в отношениях между Россией и ЕС.

Но главное, мы с вами, уважаемые коллеги, являемся прямыми и законными представителями европейских народов, которые достойны того, чтобы жить в мире и согласии под общим европейским небом. Жить без новых разделительных стен, без страха перед угрозами новых холодных войн, горячих точек или энергетических кризисов.

Мы собрались с вами непосредственно вслед за саммитом Россия-ЕС в Самаре. Как вы знаете, к его итогам не все в мире относятся одинаково. Есть те, кто громко заявляет не только о провале майской встречи лидеров наших стран, но и о кризисе отношений между нами.

С одной стороны, так говорят те, кому никогда не нравилось сближение позиций между Евросоюзом и Россией. Эти люди явно радуются тому, что мы никак не можем сесть за стол переговоров по вопросам нашего стратегического партнерства.

С другой стороны, ощущение "прохладного мира" между двумя частями Европы во многом появилось из-за завышенных ожиданий каждой из сторон.

Не секрет, что в ЕС немало тех, кто считает, что Россия обязана беспрекословно следовать любым советам с Запада. Кроме того, в самой России есть люди, которые полагают, что единственным способом европейской интеграции может быть вступление нашей страны в ЕС. Этих людей немного, но именно они часто оказываются в центре внимания зарубежных СМИ.

Вместе с тем, реальность такова:

Россия не намерена вступать в члены Европейского Союза, а ЕС не собирается ее туда приглашать. И в этом нет ничего плохого, тем более трагического.
Россия развивает, и будет продолжать развивать свою экономику, свои политические институты. При этом мы готовы и будем изучать чужой опыт, включая опыт стран Евросоюза и брать из этого опыта то, что может дать позитивные результаты в наших конкретных условиях.
Попытки с позиции силы диктовать России то, что она не считает нужным делать, ни к чему хорошему не приведут. Они могут лишь увеличить число тех, кто выступает противником любых форм интеграции России с Западом. Силовые приемы против России могут только помешать общеевропейскому сотрудничеству.

По моему мнению, единственный продуктивный способ наших отношений - это равноправное партнерство, основанное на общих для нас с вами интересах, целях и ценностях.

Хотел бы особо подчеркнуть - речь идет именно об общих интересах, целях и ценностях, а не об интересах и ценностях лишь одной из сторон. Если развивать наши отношения, опираясь на такую реальность, то, уверен - прогресс будет на лицо.

Можно ли развивать эти отношения, опираясь на Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое уже существует между нами? Да, можно. Об этом говорит наш общий десятилетний опыт. Но будет ли это развитие эффективным в новом, 21-м веке? Способно ли действующее Соглашение ответить на новые вызовы? Учитывает ли старое Соглашение современные реальности и перспективы?

Давайте вспомним, что когда 24 июня 1994 года на острове Корфу был подписан первый базовый договор между нами, Россия только сформировала свой первый независимый парламент. В начале 90-х годов мы лишь начинали осваивать рыночную экономику и законы политической жизни без диктатуры Коммунистической партии.

Не секрет, что еще 10-15 лет назад была высока опасность гражданской войны на огромном пространстве от Калининграда до Владивостока. Мы сами справились с этими угрозами и теперь живем в стабильном государстве, которое с каждым годом набирает силу.

Хочу особо подчеркнуть, что сила нужна новой России только для того, чтобы обеспечить надежную защиту и процветание нашим гражданам на нашей российской земле. За минувшие годы изменилась не только Россия. Серьезно изменился Европейский Союз. Формально мы подписывали договор даже не с Европейским союзом, а с его предшественником - Европейскими сообществами (European Communities - EC). В это сообщество входило 12 стран.

Через несколько лет Сообщества превратились в союз, в котором теперь уже 27 государств. И это не просто формальное изменение названия организации или простое увеличение числа ее членов. Изменилось качество нового союза. Трудно не заметить, что страны ЕС отличаются друг от друга во многих отношениях. Это не может не сказываться как на внутренней, так и на внешней политике Европейского Союза.

Мы хорошо знаем, что Брюссель - сложный партнер не только для России, других стран мира, но и для самих стран-участниц Европейского Союза. Мы в России понимаем, что вам самим бывает очень трудно говорить "одним голосом". Думаю, что и солидарность внутри Европейского Союза соблюдать непросто. Но это ваши вопросы и мы не хотели бы в них вмешиваться. Точно также как мы бы не хотели, что бы кто-нибудь вмешивался в наши внутриполитические вопросы.

Откровенно говоря, России легче, чем ЕС, готовить проект текста нового соглашения.
У нас в стране один президент, один парламент и одно правительство. В Европейском союзе механизм согласований более сложен и долог. Мы видим это не только на примере Европейской конституции, но и на примерах более частных - таких, как польский запрет ЕС на переговоры с Россией из-за споров по мясному транзиту через ее территорию.

Означает ли такое положение дел "крах отношений" между Москвой и Брюсселем? Не думаю. Мне лично кажется, что это означает, в первую очередь, высокую уязвимость Брюсселя, всего Европейского Союза от настроений некоторых политических лидеров даже в одной из стран ЕС.

Россия заинтересована в новом СПС не меньше и не больше, чем сам Европейский Союз. Но надо хорошо понимать, что Россия не может ждать и ничего не делать, пока ЕС будет официально готов к разговору о новом стратегическом документе. Мы будем активно развивать наши партнерские отношения по всему периметру Российской Федерации. В том числе с США, Китаем, Индией. Мы готовы и будем развивать наши двусторонние отношения с теми европейскими странами, которые заинтересованы в долгосрочном партнерстве с Россией.

Там, где это возможно, мы готовы идти вперед вместе с вами, другими европейскими странами. Например, в ноябре на саммите в Хельсинки прошлого года мы подписали с ЕС, Норвегией и Исландией важные документы по программе Северного измерения (Northern Dimension). Эти документы расширят возможности регионального сотрудничества на Севере Европы. Они предполагают, в частности, сотрудничество в сферах охраны природы, развития транспортной инфраструктуры, сотрудничество в социальной сфере.

Россия давно выступает за снятие визовых барьеров на пути граждан наших стран. Мы первыми ратифицировали договоры об упрощении визовых процедур и реадмиссии. Новые правила вступают в силу уже на этой неделе (1.06.07). Как известно, в Самаре лидеры России и ЕС договорились существенно интенсифицировать диалог по введению безвизового режима взаимных поездок граждан России и ЕС.

Мне кажется, что с учетом важности данного вопроса для реальной ликвидации разделительных линий в Европе визовый вопрос следует обсудить на одной из специализированных межпарламентских встреч.

Не секрет, что расширение ЕС уменьшило возможности для свободного передвижения граждан России в страны Евросоюза и наоборот. Чем, например, помешало ЕС то, что российские граждане могли до недавнего времени приезжать на остров Кипр без виз?
Безвизовые поездки приносили пользу как нам, так и киприотам и ничем не могли подорвать безопасность Евросоюза.

Мне говорят - в ЕС такие правила. Но правила можно изменить. Во всяком случае, из Брюсселя Москве часто предлагают менять наши правила. Снятие визовых барьеров не произойдет, пока в Европе будет править логика времен "железного занавеса". В визовых вопросах, конечно, есть много технических аспектов, но главное - нужна политическая воля, способная создать новую Европу без разделительных линий.

На самарском саммите назывались такие возможные направления сотрудничества, как взаимное поощрение инвестиций между Россией и ЕС, создание механизма раннего предупреждения между нами в энергетической сфере. Мы договорились вместе подумать о том, как снять излишние формальности при оформлении движения товаров (в том числе через систему предварительного электронного обмена данными о перемещаемых товарах).

Подписанные два года назад "дорожные карты" определили перспективную повестку дня на многие годы вперед в четырех общих пространствах внешней и внутренней безопасности, экономическом и гуманитарном пространствах.

Думаю, что стратегическое партнерство развивалось бы более продуктивно, если бы некоторые страны не пытались превратить традиционные саммиты России и ЕС в место решения своих частных проблем. Что же касается частных проблем, то для их решения существует система двусторонних отношений, которые у России есть с каждой из 27 стран-членов ЕС. Причем эти отношения имеются не только на уровне органов исполнительной власти, но и на парламентском уровне. Надо максимально пользоваться всеми этими возможностями, а не ждать по полгода нового саммита.

Я не хотел бы упрощать ситуацию. Но часто мы видим, как технические проблемы очень быстро превращаются в политические. В результате спор двух ветеринаров начинают трактовать как "европейский кризис" и даже как начало новой "холодной войны".
Депутаты наших стран, по-моему, не должны слепо следовать за теми политическими силами и группами, которые живут мифами прошлого. Кстати сказать, в моей стране далеко не все убеждены, что сближение со странами ЕС - это благо. Менее трети Россиян верит в то, что Запад нам действительно поможет.

В моем избирательном округе приблизительно такая же ситуация. Но в меру сил я и мои коллеги стараемся объяснять российскому обществу необходимость стратегического партнерства с вами. К сожалению, после некоторых заявлений из новых стран ЕС делать это становится трудней. Россия - огромная страна, в которой ее регионы - субъекты Федерации, отличаются друг от друга не только площадью и численностью, не только уровнем развития, но и национальными, культурными особенностями.

Например, в моем избирательном округе, площадь которого равна Бельгии, большинство - 62% граждан составляют коми-пермяки, представители финно-угорских народов, а русские составляют менее 30%. В другой части Пермского края более 90% населения составляют татары и башкиры. Все эти народы сохраняют свою культуру, свой язык, имеют свое отношение к так называемым западным ценностям. Мы обязаны учитывать это многообразие культур и традиций.

Мне кажется, нам, депутатам России и стран ЕС, важно методами парламентской дипломатии обеспечивать создание благоприятных условий не только для решения стратегических проблем, но и для предотвращения попыток создания искусственных политических препятствий. Для этого, по-моему, было бы полезно организовывать многосторонние депутатские консультации не только с участием комитетов по международным или европейским делам.

Вполне возможно провести, например аналогичные "круглые столы" с депутатами комитетов, которые специализируются на вопросах экономики, социальных вопросах, вопросах безопасности и обороны и т.д. Возможно, пришла пора подумать о специальной конференции депутатов национальных парламентов стран ЕС и России, посвященной вопросам нашего стратегического сотрудничества. Мне кажется, что о позициях друг друга лучше узнавать непосредственно от своих коллег, чем через журналистов. Я уверен, будет лучше, если наши парламенты будут не только принимать заявления в адрес друг друга, но и находить общий язык путем прямого и открытого диалога на многосторонней основе.

С учетом расширения возможностей межрегионального сотрудничества, следует подумать о перспективах более широкого форума с участием не только депутатов национальных парламентов и Европарламента, но и депутатов от различных регионов, муниципалитетов.

Идея такого форума, кстати, была официально поддержана три месяца назад в Брюсселе (28.02.07-1.03.07), на парламентской конференции в Европарламенте, где мы изучали возможности депутатского диалога в рамках "Северного измерения". Сегодня (28.05.07) на вечернем приеме в вашу честь от имени пермского Европейского клуба вы будете иметь возможность побеседовать с региональными политиками Западного Урала и услышать их оценки отношений между Россией и ЕС.

Хотел бы напомнить, что идея проведения сегодняшнего "круглого стола" у восточной границы Европы родилась год назад в Потсдаме.

Эта идея получила поддержку на нашей встрече с участниками 36-й конференции европейских комитетов парламентов стран Евросоюза (XXXVI COSAC) в Хельсинки 20-21 ноября 2006 г. Очень надеемся, что новый формат наших межпарламентских связей поможет росту взаимопонимания и даст новый позитивный импульс отношениям между Россией и Евросоюзом.

Это совпадает с позицией, высказанной главой нашего государства, в его обращении к российскому парламенту. Месяц назад (26.04.07) Президент В.Путин сказал в своем ежегодном послании депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации:
"Все более конструктивным становится наше партнерство с Евросоюзом. Полагаем, что весь позитив наших отношений следует закрепить и развивать в новом базовом договоре о стратегическом партнерстве Россия-ЕС. В целом необходим серьезный разговор с участием политиков, бизнеса и науки о путях содействия свободному перемещению капиталов, товаров, услуг, трудовых ресурсов".

В своем выступлении я намерено не углубляюсь в детали наших оценок по международным проблемам, вопросам сотрудничества в сфере безопасности, экономического, культурного сотрудничества. Это предмет сегодняшних и завтрашних дискуссий.

В то же время хотелось бы, чтобы пермский диалог позволил нам услышать аргументы друг друга по тем или иным острым вопросам современности. Думаю, имеет смысл обменяться мнениями о том, каким могло бы быть новое соглашение между Россией и ЕС. Интересно, как участники дискуссии оценивают перспективы его подписания и ратификации.

Как говорил известный английский писатель Джон Голсуорси: "если вы не думаете о будущем, то его у вас его может и не быть". Мы раздали каждому из вас текст действующего СПС, чтобы напомнить о том, что этот документ пытался охватить все возможные детали нашего партнерства и сотрудничества на целое десятилетие вперед. Задача, на мой взгляд, очень сложная. К тому же СПС писался за короткое время, когда еще не было опыта стратегического партнерства между нами.

Несмотря на то, что сам текст действующего Соглашения состоит из многих десятков страниц, содержит 112 статей, 10 приложений и 2 протокола, он не смог дать ответы на многие вопросы. Особенно на те вопросы, которые вышли на повестку дня в 21-м веке.

Вот почему мне кажется, что в дальнейшем мы не должны пытаться урегулировать в базовом соглашении все аспекты нашего сотрудничества. Для этого существуют так называемые секторальные соглашения.

Кроме того, почти 2/3 текста СПС написаны для того, чтобы урегулировать те вопросы, которые автоматически решаются, если Россия будет принята в ВТО. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы не перегружать базовый документ многочисленными деталями.

На мой взгляд, не очень правильно стремиться решить юридическим актом, таким как СПС вопросы идеологического, мировоззренческого характера. Эти вопросы могут и должны быть предметом нашего постоянного диалога, мы все обязаны выполнять уже принятые на себя обязательства, но давайте подумаем, можно ли любой вопрос такого рода изложить строгим юридическим языком?

Кстати, даже тогда, когда это возможно, последствия бывают разными. Например, мы в России, как и вы в странах ЕС, соблюдаем мораторий на смертную казнь, так как считаем, что человеческая жизнь находится в ряду главных ценностей. В то же время США, которые давно имеют с Евросоюзом отношения стратегического партнерства, продолжают применять смертную казнь и потворствуют казням в других странах, в том числе по политическим мотивам.

Между прочим, в самой Европе уже дан зеленый свет эвтаназии. Фактически, это предоставление права одному человеку убить другого. В США не хотят поддержать Евросоюз в вопросах борьбы с глобальным потеплением. Америка, в отличие от ЕС и России, даже не ратифицировала Киотский протокол.

Я не хочу призвать ЕС пересмотреть ваши отношения с Америкой. Это дело ЕС и США. Наоборот, я предлагаю с учетом этих наблюдений оценить некоторые традиционные претензии, которые иногда звучат из Западной и Центральной Европы в отношении России.

Поверьте, никто лучше нас не видит наших внутренних проблем. Уверен, мы решим их, но не для отчета перед Брюсселем, Страсбургом или Вашингтоном. Нам самим нужны независимые суды, победа над коррупцией, развитая политическая система, свободная и ответственная пресса, активное гражданское общество.

Мы будем работать над этим независимо от того, как будет продвигаться наша работа по новому соглашению с Евросоюзом или с кем-либо еще. Мы знаем, что подобное Соглашение потребует упорных переговоров, которые пока еще даже не начинались. Но это как раз тот случай, когда мы не должны жертвовать содержанием документа ради более коротких сроков его подписания и ратификации. В то же самое время будет обидно, если подготовка нового соглашения станет похоже на мексиканскую "мыльную оперу".
Вот почему в него следует включать только те пункты, которые, безусловно, готовы будут поддержать все стороны. И, наоборот, не пытаться решить в тексте нового соглашения все те вопросы, которые волнуют политиков наших стран именно сейчас. Большинство из этих вопросов могут быть успешно решены иными способами.

Наконец, отсутствие текста нового базового соглашения не должно мешать развитию нашего партнерства и сотрудничества на основе уже существующих документов. Это касается, в частности, вопросов облегчения движения людей, товаров и капиталов.
Завершая свое выступление, хочу призвать всех нас помнить, что политика - это искусство возможного. Поэтому важно понять, что мы с вами действительно можем сделать, а для чего пока нет достаточных оснований.

Сегодня утром вы оказались среди тех жителей Европы, кто первым встретил солнце над нашим континентом. Через пять часов это солнце увидят на другом краю Европы, в Португалии. Это солнце увидит более полумиллиарда европейцев, проживающих от Уральских гор до Атлантики.

С Библейских времен известна истина: "И если дом разделится сам в себе, не может устоять тот дом".

Наша общая большая Европа заслуживает того, чтобы отношения между Россией и ЕС вышли в 21-м веке на новый качественный уровень, чтобы с ее лица навсегда исчезли окопы, стены и железные занавесы. Уверен, свой вклад в этом вопросе можем и должны сделать мы с вами, уважаемые коллеги.


http://www.klimow.ru/newstext/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован