20 марта 2007
2329

Бюджет потеряет одно чтение

Его будут принимать быстрее и сразу на три года

ДО КОНЦА весенней сессии Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам предстоит подготовить к слушаниям почти 50 законопроектов. Недавно специально созданная рабочая группа завершила анализ и экспертизу одного из самых нашумевших законопроектов "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса".

Корреспондент "РГ" встретился с сопредседателем рабочей группы, председателем Комитета ГД по бюджету и налогам Юрием Васильевым .

Российская газета " Юрий Викторович , говорят, что новый законопроект станет предвестником бюджетной революции.

Юрий Васильев " Я бы избегал таких громких эпитетов. Слово "революция" все-таки ассоциируется, по крайней мере у нас в России, с разрушительными процессами. Поэтому в данном случае уместно говорить о модернизации, то есть об усовершенствовании.

О том, что изменения в бюджетном процессе назрели, депутаты говорили давно. Прежде всего это необходимо сделать для того, чтобы обеспечить соблюдение законности при формировании и исполнении бюджета. Законодатели руководствовались желанием превратить Бюджетный кодекс в действенный инструмент экономической политики. Ведь уже при принятии бюджета на 2004 год отмечалось, что текст внесенного правительством законопроекта не соответствует 44 статьям Бюджетного кодекса, а при разработке бюджета на 2005 год были нарушены требования 32 статей. И при рассмотрении проекта бюджета на 2006 год в первом чтении наш комитет рекомендовал правительству ускорить разработку изменений в Бюджетный кодекс, касающихся регулирования бюджетного процесса и создающих правовую основу для новой системы. Представленный ныне минфином законопроект по сути может рассматриваться как новая редакция Бюджетного кодекса. Внесение изменений связано также с реформой бюджетного процесса, переходом к программно-целевым и среднесрочным методам бюджетного планирования, ориентированным на результат.

РГ " Какие же ноу-хау предложены минфином?

Васильев "Одна из основных новаций - переход к среднесрочному финансовому планированию и формированию бюджетов всех уровней на трехлетний период. Но здесь надо сказать, что регионы смогут выбирать - формировать ли им бюджет только на один или сразу на три года. Тем не менее даже в случае решения ограничиться одним годом перспективный финансовый план они должны будут составлять на трехлетку.

Отмечу также, что законопроект предусматривает более тесную увязку бюджетного планирования с прогнозом социально-экономического развития, долгосрочными целевыми программами, исполнением публичных обязательств сектора госуправления, выполнением государственных (муниципальных) заданий. Так, на реализацию федеральных целевых программ устанавливаются сроки до 6 лет при трехлетнем бюджете и до 3 лет при годовом.

Особо остановлюсь на такой новелле, как упорядочение бюджетного процесса при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Предлагается рассматривать проект федерального бюджета не в четырех чтениях, как сейчас, а в трех. В первом чтении акцент делается на основные характеристики и публичные обязательства. Во втором чтении на разделы, подразделы, целевые статьи, виды расходов, на сам текст.

И, наконец, в третьем чтении - на ведомственную структуру в целом.

Ну и, конечно, в законопроекте основательно проработаны вопросы полномочий участников бюджетного процесса, планирование бюджетных обязательств на основе разделения их на действующие и принимаемые. Дана более тесная увязка бюджетной классификации и Бюджетного кодекса РФ. То есть каждое публичное обязательство (например, денежные выплаты участникам войны) или объект адресной инвестиционной программы (допустим, реконструкция и развитие космодрома "Байконур") будут являться уникальным видом расходов.

РГ " И что это даст на практике?

Васильев " Будут созданы условия для повышения самостоятельности и ответственности всех уровней власти, а также для результативности и прозрачности управления государственными финансами.

РГ " Как оценила этот законопроект ваша рабочая группа, есть ли конкретные замечания и пожелания?

Васильев " В целом мы его поддержали, но и, конечно, внесли ряд своих замечаний и уточнений. Это прежде всего касается точности прогнозирования объема ВВП и уровня инфляции на очередной финансовый год. Считаем целесообразным включать показатели экономического роста и денежного курса в статью 199 и утверждать их в первом чтении. При этом дополнительно необходимо давать характеристики и предельные размеры роста тарифов на услуги естественных монополий.

Второе важное дополнение, внесенное нашей группой, это рекомендация правительству по обсуждению в Госдуме всех проектов, которые будут финансироваться из Инвестиционного фонда. Кроме того, мы, как и прежде, настаиваем на включении в Бюджетный кодекс нормы, которая бы давала право депутатам рассматривать и утверждать использование средств из Стабфонда. Это обусловлено необходимостью законодательных органов контролировать расход бюджетных средств.

Особое внимание обращено на уточнение понятия "сводная бюджетная роспись", которая устанавливает распределение бюджетных ассигнований между распорядителями и получателями бюджетных средств. Бюджетная роспись является основным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджета, и потому она должна включать в себя как показатели по расходам, так и по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета с подробной детализацией всех статей. Наличие именно такой росписи позволяет в оперативном порядке получать актуальную информацию о показателях бюджета в любом разрезе и с учетом вносимых изменений. Считаем, что необходимо сохранить сводную бюджетную роспись в прежнем виде, то есть включающем в себя доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета.

Заслуживает внимания и обоснование предоставления права регионам самостоятельно принимать решения о создании и утверждении целевых бюджетных фондов. При этом, на наш взгляд, возможна более жесткая регламентация Бюджетным кодексом понятия "целевой бюджетный фонд" и порядка его формирования. Кроме этого рабочая группа внесла несколько специфических уточнений типа понятий "единая касса" и "единый счет бюджета".

Этот законопроект депутаты планируют рассмотреть уже до окончания весенней сессии.

РГ " В СМИ прошли сообщения, что планированием государственного бюджета в скором времени будет заниматься не минфин, а минэкономразвития. Насколько реальны эти слухи? И как вы в принципе относитесь к такой рокировке?

Васильев " Действительно, слухи не беспочвенны. Разговоры на эту тему активно ведутся среди правительственных экспертов. В частности, есть предложение усилить взаимодействие минфина и минэкономразвития при формировании перспективного бюджетного плана.

Раньше, когда параметры бюджета определялись минфином на год, особых проблем в расчетах не возникало. Иное дело, когда бюджетные параметры придется увязывать с перспективой на три года. Бюджетная конструкция в данном случае приобретает новое качество, переходя из рамок бухгалтерского документа в перспективный план экономического развития страны. Как известно, основные макроэкономические показатели формируются в минэкономразвития. Именно оно способно определять стратегические перспективы финансового рынка на несколько лет вперед. Мне кажется, что в будущем минфин будет осуществлять тактический план бюджета на год, а минэкономразвития - стратегический на три года.


Российская Газета. Москва.

10 Марта 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован