Его будут принимать быстрее и сразу на три года
ДО КОНЦА весенней сессии Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам предстоит подготовить к слушаниям почти 50 законопроектов. Недавно специально созданная рабочая группа завершила анализ и экспертизу одного из самых нашумевших законопроектов "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса".
Корреспондент "РГ" встретился с сопредседателем рабочей группы, председателем Комитета ГД по бюджету и налогам Юрием Васильевым .
Российская газета " Юрий Викторович , говорят, что новый законопроект станет предвестником бюджетной революции.
Юрий Васильев " Я бы избегал таких громких эпитетов. Слово "революция" все-таки ассоциируется, по крайней мере у нас в России, с разрушительными процессами. Поэтому в данном случае уместно говорить о модернизации, то есть об усовершенствовании.
О том, что изменения в бюджетном процессе назрели, депутаты говорили давно. Прежде всего это необходимо сделать для того, чтобы обеспечить соблюдение законности при формировании и исполнении бюджета. Законодатели руководствовались желанием превратить Бюджетный кодекс в действенный инструмент экономической политики. Ведь уже при принятии бюджета на 2004 год отмечалось, что текст внесенного правительством законопроекта не соответствует 44 статьям Бюджетного кодекса, а при разработке бюджета на 2005 год были нарушены требования 32 статей. И при рассмотрении проекта бюджета на 2006 год в первом чтении наш комитет рекомендовал правительству ускорить разработку изменений в Бюджетный кодекс, касающихся регулирования бюджетного процесса и создающих правовую основу для новой системы. Представленный ныне минфином законопроект по сути может рассматриваться как новая редакция Бюджетного кодекса. Внесение изменений связано также с реформой бюджетного процесса, переходом к программно-целевым и среднесрочным методам бюджетного планирования, ориентированным на результат.
РГ " Какие же ноу-хау предложены минфином?
Васильев "Одна из основных новаций - переход к среднесрочному финансовому планированию и формированию бюджетов всех уровней на трехлетний период. Но здесь надо сказать, что регионы смогут выбирать - формировать ли им бюджет только на один или сразу на три года. Тем не менее даже в случае решения ограничиться одним годом перспективный финансовый план они должны будут составлять на трехлетку.
Отмечу также, что законопроект предусматривает более тесную увязку бюджетного планирования с прогнозом социально-экономического развития, долгосрочными целевыми программами, исполнением публичных обязательств сектора госуправления, выполнением государственных (муниципальных) заданий. Так, на реализацию федеральных целевых программ устанавливаются сроки до 6 лет при трехлетнем бюджете и до 3 лет при годовом.
Особо остановлюсь на такой новелле, как упорядочение бюджетного процесса при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Предлагается рассматривать проект федерального бюджета не в четырех чтениях, как сейчас, а в трех. В первом чтении акцент делается на основные характеристики и публичные обязательства. Во втором чтении на разделы, подразделы, целевые статьи, виды расходов, на сам текст.
И, наконец, в третьем чтении - на ведомственную структуру в целом.
Ну и, конечно, в законопроекте основательно проработаны вопросы полномочий участников бюджетного процесса, планирование бюджетных обязательств на основе разделения их на действующие и принимаемые. Дана более тесная увязка бюджетной классификации и Бюджетного кодекса РФ. То есть каждое публичное обязательство (например, денежные выплаты участникам войны) или объект адресной инвестиционной программы (допустим, реконструкция и развитие космодрома "Байконур") будут являться уникальным видом расходов.
РГ " И что это даст на практике?
Васильев " Будут созданы условия для повышения самостоятельности и ответственности всех уровней власти, а также для результативности и прозрачности управления государственными финансами.
РГ " Как оценила этот законопроект ваша рабочая группа, есть ли конкретные замечания и пожелания?
Васильев " В целом мы его поддержали, но и, конечно, внесли ряд своих замечаний и уточнений. Это прежде всего касается точности прогнозирования объема ВВП и уровня инфляции на очередной финансовый год. Считаем целесообразным включать показатели экономического роста и денежного курса в статью 199 и утверждать их в первом чтении. При этом дополнительно необходимо давать характеристики и предельные размеры роста тарифов на услуги естественных монополий.
Второе важное дополнение, внесенное нашей группой, это рекомендация правительству по обсуждению в Госдуме всех проектов, которые будут финансироваться из Инвестиционного фонда. Кроме того, мы, как и прежде, настаиваем на включении в Бюджетный кодекс нормы, которая бы давала право депутатам рассматривать и утверждать использование средств из Стабфонда. Это обусловлено необходимостью законодательных органов контролировать расход бюджетных средств.
Особое внимание обращено на уточнение понятия "сводная бюджетная роспись", которая устанавливает распределение бюджетных ассигнований между распорядителями и получателями бюджетных средств. Бюджетная роспись является основным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджета, и потому она должна включать в себя как показатели по расходам, так и по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета с подробной детализацией всех статей. Наличие именно такой росписи позволяет в оперативном порядке получать актуальную информацию о показателях бюджета в любом разрезе и с учетом вносимых изменений. Считаем, что необходимо сохранить сводную бюджетную роспись в прежнем виде, то есть включающем в себя доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета.
Заслуживает внимания и обоснование предоставления права регионам самостоятельно принимать решения о создании и утверждении целевых бюджетных фондов. При этом, на наш взгляд, возможна более жесткая регламентация Бюджетным кодексом понятия "целевой бюджетный фонд" и порядка его формирования. Кроме этого рабочая группа внесла несколько специфических уточнений типа понятий "единая касса" и "единый счет бюджета".
Этот законопроект депутаты планируют рассмотреть уже до окончания весенней сессии.
РГ " В СМИ прошли сообщения, что планированием государственного бюджета в скором времени будет заниматься не минфин, а минэкономразвития. Насколько реальны эти слухи? И как вы в принципе относитесь к такой рокировке?
Васильев " Действительно, слухи не беспочвенны. Разговоры на эту тему активно ведутся среди правительственных экспертов. В частности, есть предложение усилить взаимодействие минфина и минэкономразвития при формировании перспективного бюджетного плана.
Раньше, когда параметры бюджета определялись минфином на год, особых проблем в расчетах не возникало. Иное дело, когда бюджетные параметры придется увязывать с перспективой на три года. Бюджетная конструкция в данном случае приобретает новое качество, переходя из рамок бухгалтерского документа в перспективный план экономического развития страны. Как известно, основные макроэкономические показатели формируются в минэкономразвития. Именно оно способно определять стратегические перспективы финансового рынка на несколько лет вперед. Мне кажется, что в будущем минфин будет осуществлять тактический план бюджета на год, а минэкономразвития - стратегический на три года.
Российская Газета. Москва.
10 Марта 2006 г.