В России демократия как инструмент принуждения государства к ответственности перед обществом практически искоренена, а в последние годы подрываются и дискредитируются даже ее формальные атрибуты. На пятом году президентства Путина просто нелепо говорить о независимости ветвей власти, свободе слова, праве собственности и вообще правах личности.
Последствия видны повсеместно, но с поистине бухгалтерской точностью - в сфере исполнения федерального бюджета. Полугодовой план по доходам перевыполнен почти в полтора раза - допдоходы составили три четверти триллиона рублей. Почти треть этой суммы получена захватом ЮКОСа, остальные - за счет испуга крупных компаний и удорожания нефти.
Но деньги не пошли на нужды России, ибо правительство продолжало пытаться ограничением бюджетных расходов задавить инфляцию, вызванную произволом монополий и аппетитами силовой олигархии. Лечение знакомой полуграмотному эскулапу болезни вместо той, которой страдает больной, бессмысленно: ускорившись впервые за все время после дефолта, за январь - июль инфляция достигла прогнозного годового уровня, а за 12 месяцев превысит уровень и прошлого, и позапрошлого годов.
Финансирование расходов было ниже плана на 10,3 млрд. рублей. При этом общегосударственные нужды и национальная оборона перефинансированы, а все остальные статьи расходов недофинансированы, в частности ЖКХ - более чем на четверть. Недополучили деньги даже "опоры режима" - ФСБ и МВД. То ли они должны сами добывать эти деньги, то ли таково презрение правящей бюрократии к тем, кто ее вроде бы охраняет.
Если же учесть средства, замороженные не только в самом бюджете, но и на счетах бюджетополучателей (иезуитская практика: деньги формально выданы, а тратить их нельзя), недофинансирование расходов составило 222,7 млрд. рублей.
В целом неиспользуемые остатки средств бюджета, по отчету Минфина, выросли за январь - июнь на 670,7 млрд. рублей. С учетом досрочных выплат госдолга бюджет стерилизовал более половины своих доходов! Вот зачем мы платим налоги: они идут в первую очередь не на школы, не на больницы, не на ФСБ и даже не на содержание президента - они зарываются в землю.
И это еще далеко не худший способ их использования: в июне Минфин своим приказом списал из Стабилизационного фонда 1,3 млрд. рублей "как разницу между уточненными остатками и фактически перечисленными". Это не курсовая разница - по ней бюджет лишился всемеро большей суммы. Похоже, Минфин просто потерял деньги и спокойно признался в этом, - а причина потери никому не важна. И верно: если деньги потеряны, важнее, не кто их потерял, а кто и как их нашел.
В целом исполнение федерального бюджета все меньше напоминает порядок, пусть даже извращенный, и все больше - хаос. Если отчет Минфина правдив, интересно повидать выведенных правительственными селекционерами крыс, сгрызших такую сумму безналичных денег. Хотя большинство еще смотрящих телевизор видит их чуть ли не ежедневно в официальных отчетах о деятельности властей.
Михаил ДЕЛЯГИН руководитель Института проблем глобализации
Московские новости
12.08.2005 г.