21 мая 2005
3048

Cеминар избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

С Избирательной комиссией Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Российский фонд свободных выборов (РФСВ) взаимодействует давно. Еще в сентябре 2004 года по взаимной договоренности было решено провести в автономном округе общественные слушания по вопросам дальнейшего совершенствования избирательного законодательства.

30 сентября в городе Ханты-Мансийске прошло зональное совещание с представителями избирательных комиссий, политических партий, СМИ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского и Приволжского федеральных округов с участием Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вешнякова, членов ЦИК России, руководителей структурных подразделений ее Аппарата.

В связи с проходящей в стране в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" реформой местного самоуправления, в ходе которой возникают многочисленные проблемы, РФСВ вновь обратился к Избирательной комиссии автономного округа с инициативой по проведению семинаров с избирательными комиссиями, иными участниками избирательного процесса по вопросам применения избирательного законодательства в ходе предстоящих в октябре 2005 года муниципальных выборов. Избирательная комиссия автономного округа приняла наше предложение, поддержанное также губернатором округа А.В.Филипенко.

Первое мероприятие было проведено как семинар-совещание, в ходе которого в форме лекций и дискуссий был рассмотрен и обсужден объемный, систематизированный материал, организована деловая игра, состоялся обмен опытом работы.

Два дня - 19 и 20 мая - с утра и до позднего вечера в деловом центре "Югорская долина" РФСВ и Избирательная комиссия автономного округа проводили семинар-совещание, на который собрались более 200 человек:

председатели 83 недавно сформированных избирательных комиссий муниципальных образований, для которых выборы указанных органов будут первыми (с учетом данного обстоятельства им уделялось основное внимание);

председатели действующих на постоянной основе территориальных избирательных комиссий всех районов и городов, накопивших большой практический опыт в подготовке и проведении избирательных кампаний федерального, регионального и местного уровня;

представители региональных отделений политических партий - "Единая Россия", "Яблоко", ЛДПР, КПРФ, средств массовой информации;

руководители структур Администрации губернатора, депутаты, представители правоохранительных органов автономного округа;

органы местного самоуправления всех районов и городов представляли управляющие делами, которые имеют большой опыт в содействии избирательным комиссиям всех уровней в проведении выборов.

Семинар начался выступлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Александра Васильевича Филипенко, где он изложил основные мероприятия, проводимые по реализации реформы местного самоуправления, проблемы, порожденные реформой, и пути их решения. Отмечено, что даже в регионе-доноре, каким является автономный округ, далеко не просто преодолевать трудности в деле финансового, налогового и имущественного развития территорий и прежде всего вновь образованных муниципальных образований. Однако в округе готовится соответствующая законодательная база и принимаются меры для того, чтобы органы местного самоуправления городских и сельских поселений были избраны и подготовлены к реализации своих полномочий с нового 2006 года.

О каких органах вновь образованных муниципальных образованиях идет речь? В ходе реформы местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре образованы 83 городских и сельских поселений, где до 1 ноября 2005 года должны быть избраны на муниципальных выборах 900 депутатов представительных органов местного самоуправления и свыше 80 глав муниципальных образований.

На семинаре-совещании шел конструктивный разговор о том, как обеспечить проведение предстоящей избирательной кампании, в которой будет занято чрезвычайно большое количество участников, что нужно сделать для четкой организации деятельности избирательных комиссий, как избежать ошибок в правоприменительной практике, что взять хорошего и от чего отказаться, исходя из практики прошедших зимой выборов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Взаимодействие с участниками семинара РФСВ начал задолго до его назначения: были собраны проблемные вопросы, изучены результаты прошедших в округе выборов, дела по судебным спорам и другие материалы, на их основе составлен проект программы семинара и более чем за месяц представлен в Избирательную комиссию автономного округа для согласования. В результате были отобраны наиболее актуальные для начального этапа избирательной кампании темы.

Федеральное избирательное законодательство, в том числе законопроект о внесении изменений и дополнений в нормативные акты о выборах и референдумах, другие законы, принятый Государственной Думой в первом чтении, а также законы автономного округа, регулирующие муниципальные выборы; решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам применения законодательства о местном самоуправлении; система избирательных комиссий - от порядка формирования, статуса законодательного закрепления их деятельности до разбора конкретных направлений: планирования работы, проведения заседаний, взаимодействия с участниками избирательного процесса, организации правового обучения; порядок выдвижения кандидатов, регистрация, правовой статус кандидата, политические партии как субъект избирательного процесса - эти вопросы подробно и доходчиво изложила на семинаре-совещании начальник отдела регионального законодательства о выборах и референдумах Правового управления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Клавдия Юрьевна Бородулина.

В ходе рассмотрения законов, регулирующих проведение муниципальных выборов в автономном округе, отмечалась необходимость их существенного дополнения, изменения целого ряда статей и, в первую очередь, четкого законодательного закрепления полномочий избирательных комиссий всех уровней.

В состоявшейся дискуссии по конкретным направлениям деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, участковых избирательных комиссий были высказаны предложения о разработке образцов всей избирательной документации, а также инструкций, рекомендаций и памяток в помощь организаторам выборов, кандидатам, избирательным объединениям и другим участникам выборов в целях единообразного применения избирательного законодательства, об обеспечении их в полном объеме законами, регулирующими муниципальные выборы.

Объемный материал по использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (ГАС "Выборы") в ходе подготовки и проведения выборов, организации регистрации (учета) избирателей и составлению списка, разрешению споров по устранению неточностей в списке избирателей, образованию избирательных участков, особенностям создания избирательных участков в отдаленных или труднодоступных местностях, воинских частях, местах временного пребывания избирателей представил начальник отдела информатизированных технологий Территориального управления ЦИК России Юрий Валентинович Балтрушевич.

Острая дискуссия возникла по проблемам регистрации (учета) избирателей, включению в список избирателей, имеющих временную регистрацию, граждан, работающих вахтовым методом, лиц без определенного места жительства и целому ряду других. В результате обмена мнениями признано необходимым рекомендовать Избирательной комиссии автономного округа обобщить правоприменительную практику по указанной проблеме как в Ханты-Мансийском автономном округе, так и в соседних регионах и разработать соответствующую инструкцию.

Сообщение об организации работы паспортно-визовых служб по участию в составлении списка избирателей и их уточнению после передачи в участковые избирательные комиссии сделал начальник Управления паспортно-визовой службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Анатолий Викторович Пуртов.

О порядке финансирования подготовки и проведения муниципальных выборов, расходования средств избирательных фондов, организации контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, рассказал председатель Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Владимир Васильевич Змановский.

Участники семинара-совещания обсудили практику рассмотрения избирательными комиссиями обращений, жалоб и заявлений избирателей, разрешения избирательных споров, исполнения решений судов.

В последний день семинара-совещания проведена деловая игра "Подсчет голосов избирателей, составление протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Ее цель заключалась в отработке порядка деятельности участковой комиссии на этапе подготовки к дню голосования, проведения голосования, подсчета голосов и других действий в условиях, максимально приближенных к реальным

В течение трех часов участники деловой игры изображали работу двух составов участковых комиссий, членов комиссий с совещательным голосом, кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей, наблюдателей и других лиц, имеющих право находиться в этот день в помещении для голосования. Как руководитель игры, а мы ее проводили вместе с Ю.В. Балтрушевичем, отмечу, что ее участники - практически все члены избирательных комиссий, очень ответственно подошли к этому мероприятию и серьезно к нему подготовились.

Результаты работы оказались весьма продуктивными, участковые комиссии успешно справились с поставленной задачей, преодолели спровоцированные ситуации, не растерялись в условиях полного отключения электроосвещения, точно провели подсчет и пересчет голосов (использовались 200 бюллетеней по выборам депутатов по пятимандатному избирательному округу и столько же - по выборам главы сельского поселения), заполнили два протокола об итогах голосования.

По оценке экспертов, в роли которых выступили члены Избирательной комиссии автономного округа, участники деловой игры на практике показали хорошие знания избирательного законодательства и грамотно их применяли.

При подведении итогов семинара-совещания его участники положительно оценили предложенный формат работы, при котором они были не пассивными получателями нужной им информации, а весь предложенный им материал рассматривался в режиме обратной связи. Многие представители как избирательных комиссий, так и органов местного самоуправления получили возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, поделиться опытом работы и внести конкретные предложения в адрес органов государственной власти автономного округа, ЦИК России, Избирательной комиссии автономного округа.

Сейчас аналогичные семинары Избирательная комиссия округа проводит в муниципальных районах, а в августе-сентябре планирует совместно с РФСВ провести два межрайонных семинара по проблемам, возникающим в ходе муниципальных выборов.

Шебунова В.Я.,
руководитель семинара, советник РФСВ

www.rfsv.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован