"Антоний & Клеопатра. Версия". Театр "Современник". Режиссер Кирилл Серебренников
Кирилл Серебренников - не случайно один из самых востребованных режиссеров Москвы. У него есть чутье на выигрышные ходы и силы их осуществлять, а это совершенно необходимые качества для человека, который хочет быть на коне
Вот некоторые слагаемые успеха, приемы или стратегии, которыми Серебренников пользуется постоянно. В его спектаклях обязательно заняты медийные звезды. В его спектаклях всегда есть несколько лихо придуманных провокативных ходов, о которых тут же начинают горячо спорить. Спектакли Серебренникова немного льстят публике, поскольку в них затронуты серьезные темы, поданные в легкой, удобоваримой театральной форме. При кажущейся элитарности постановки Серебренникова общедоступны. При этом Серебренников - режиссер, который уважает своих зрителей. Не ложится под них, а именно уважает. Ценит. Любит их удивлять. И зрители не могут не платить ему за это как минимум интересом к его спектаклям, то есть аншлагами.
Учитывая все это, его премьеру "Антония и Клеопатры" в "Современнике" с Чулпан Хаматовой и Сергеем Шакуровым в главных ролях ждали с нетерпением. Однако заявленный на конец прошлого сезона спектакль все отодвигался и отодвигался, что лишь подстегивало зрительский интерес. Премьеру сыграли в начале октября.
И тут случилось неожиданное. Спектакль - не выстрелил.
Не выстрелила Хаматова в роли Клеопатры, которая могла бы стать для актрисы переходом на качественно иной уровень - переходом с ролей симпатичных барышень с характером на роли женщин, чувствующих глубоко, страстных, уже многое переживших. Словом, на роли женщин, у которых есть не только молодость, хорошенькие глазки и сложные жизненные обстоятельства, но - судьба. Не сложилось. Хаматова в этом спектакле, к сожалению, осталась в рамках своих старых наработок, приемов, зачастую штампов, которые в Клеопатре не просто не сработали, но чудовищно затормозили актрису и не дали ей сыграть так глубоко и по-настоящему, как она, безусловно, могла бы.
Назначение Сергея Шакурова на роль Антония казалось безупречным, между тем актер сыграл будто вполноги, так, что, казалось, он лишь "проходит" сцены, жалеет мощь своего таланта и профессионализма, или не знает, как их применить.
Режиссерские придумки, идеи, которых в этом спектакле море, тоже не выстреливают. Среди них есть замечательные, занятные (как идея пригласить контр-тенора, то есть дать живой звук на сцене, на роль евнуха при Клеопатре), есть грубые и лобовые (как идея сыграть второй акт в декорациях разрушенного школьного спортзала). Но все эти находки пропадают зря, потому что нет главного, на чем бы они собрались и "заиграли", - нет истории Антония и Клеопатры. Между тем понятно, что Серебренников ставил спектакль не про политику, а про людей, про любовь (иначе не перелопачивал бы пьесу именно так, создавая свою версию трагедии). Но отчего-то именно это и не получилось, и актеры играют так, что не веришь, не видишь, не чувствуешь, что эта женщина, Клеопатра-Хаматова, и этот мужчина, Антоний-Шакуров, любят друг друга. Из-за того, что история Двоих не сыграна, лишается смысла практически все. И режиссерские придумки, и порой даже сюжет.
В театральном деле есть странная, на первый взгляд, закономерность. Когда затевается проект, про который известно, что все его участники - это козырные карты, как в случае с шекспировским спектаклем Серебренникова, велик шанс, что история не получится. К сожалению, если что и сработало в истории под названием "Антоний & Клеопатра. Версия", так именно эта закономерность.
Катерина Антонова
Театрал
27.10.2006
http://www.mxat.ru