Его отношения с Гором не интересуют американский электорат
ПОСЛЕ трех раундов прямых телевизионных дебатов кандидаты на пост президента США вышли на финишную прямую. Какое место в ходе предвыборных дискуссий заняло обсуждение российской темы в целом и в частности? Об этом - наша беседа с одним из наиболее видных вашингтонских политологов, директором центра российских исследований Амеrican Enterprise Institute Леоном АРОНОМ.
Во время заключительного раунда дебатов между Алом Гором и Джорджем Бушем российская тема не обсуждалась вообще. Притом что некоторые американские газеты, в частности `Вашингтон таймс`, продолжают муссировать проблему причастности Гора к коррупции в России и российским военным поставкам в Иран.
- На самом деле внешней политике во время нынешней президентской гонки уделялось ничтожно малое внимание. Это наиболее изоляционистская кампания на моей памяти, а я слежу за избирательными технологиями в Америке в течение последних 25 лет. Действительно, вспыхнул маленький скандальчик с пресловутой коррупцией г-на Черномырдина и российскими поставками в Иран. Но и Гор, и Буш решили, что лучше не развивать эту тему. Похоже, губернатор Техаса, который выдвинул обвинения против бывшего российского премьера, понял, что он `влип`, и решил, что смысла продолжать эту дискуссию больше нет.
В каком смысле `влип`?
- А в том смысле, что оказался неправ. Брошенная им вскользь фраза о том, что Черномырдин прикарманивал деньги Международного валютного фонда, была проявлением полнейшей некомпетентности. Черномырдина можно, наверное, обвинять в неверных действиях внутри страны, но то, что он не брал денег МВФ, - абсолютно точно. У чиновников фонда весьма жесткий контроль за расходованием средств, да и чисто технически это было невозможно.
Но ведь тема российских военных поставок в Иран прозвучала в США достаточно сильно.
- Она прозвучала только в элитных кругах в Конгрессе. Республиканцы радостно потирали руки: мол, мы давно подозревали, что между Гором и Черномырдиным существовали какие-то тайные контакты. Но республиканское большинство в Конгрессе не имеет прямого влияния на команду Буша. А непосредственные наставники говорили кандидату: не лезь в это дело, оно никого в Америке не волнует, будет лишь напрасная трата времени и сил.
Вы утверждаете, что этот скандал вообще не оказал никакого влияния на президентскую кампанию?
- Абсолютно никакого.
Но в американских газетах были опубликованы признания Черномырдина в том, что его контакты с Гором по поводу Ирана носили конфиденциальный характер...
- В общих чертах в Вашингтоне давно знали или догадывались о существовании этих неформальных контактов. Администрация Клинтона пыталась учитывать аргументы Черномырдина, что в российском ВПК заняты миллионы людей, что рабочие голодают и едва сводят концы с концами. Администрация, как говорят в России, `вошла в положение`. На будущее, конечно, трудно загадывать, все-таки Америка - большая и беспорядочная демократия. Но я думаю, никакой критической массы эта история не создала. Избиратель, к мнению которого прислушиваются во время выборов, знает, что у России были какие-то делишки с Ираном. Но детали его абсолютно не интересуют.
В Москве идет суд над американским гражданином Эдмондом Поупом, который обвиняется в шпионаже. Говорится о том, что Москва могла бы освободить Поупа и таким образом поддержать Гора, которого она давно знает в отличие от Буша.
- Все это могло бы играть бы какую-то роль во времена `холодной войны` или сразу после ее окончания. Но теперь у американского избирателя выработался определенный здравый смысл. Он спокойно относится к тому, что шпионов ловят то тут, то там. Заинтересованные политики могут сколько угодно жевать жвачку, обсуждая, кто же `потерял Россию`. Но избиратель видит, что в России уже нет, как прежде, концентрационных лагерей. Нет принудительной психиатрии. Россия разоружилась. В течение 70 лет на нее смотрели в Америке, как на смертельного врага. А за последние 10 произошел радикальный переворот в общественном сознании. Сейчас в американцах очень сложно возродить антироссийские чувства. Нацеленный вроде бы на это доклад конгрессмена Кокса канул в Лету. Ведь серьезная пресса Америки его практически не цитировала. Даже Буш побоялся его упоминать, несмотря на то что доклад готовился специально для предвыборной кампании. И понятно, почему. В нем было полно дыр. Он был недобросовестно сделан. Многие факты были искажены. Буш решил не давать Гору повода обвинять его в партийном и идеологическом пристрастии.
Но посмотрим на ситуацию с другой стороны. То, что Москва решила-таки судить Поупа: свидетельствует ли эта акция о равнодушии российских политиков к тому, что о них скажут или подумают американские кандидаты?
- Может быть, Путин просто решил не идти на уступки под давлением. Может быть, российские власти задумали организовать суд по всем правилам. В конце концов, у Поупа есть адвокат, к нему допускают представителей американского посольства. Может быть, весь процесс просто пущен на самотек - как выйдет, так и выйдет. Но, повторяю, это не та история, которую серьезные политики будут раздувать. Даже советник Буша Кондолиза Райс, которая еще пару месяцев назад делала резкие заявления в адрес России, сейчас утихомирилась. Видимо, команда Буша решила не палить из пушек по воробьям. Президенты приходят и уходят, а Россия остается, и в пылу кампании, только для того чтобы набрать пару очков, не имеет смысла усложнять отношения с Москвой.
Насколько выросли в ваших глазах оба претендента? Ведь Буш еще недавно `плавал` во многих вопросах, особенно касающихся внешней политики.
- Он сильно укрепил свой имидж, особенно во время третьего тура дебатов. Главное на этом последнем поединке в центре была личность кандидата, его характер, а не конкретные дела. Вы заметили, как Гор ходил по сцене по время третьего поединка. Иногда казалось, что он схватит Буша за горло. А в это время губернатор Техаса на провокации не поддавался, не перебивал, отвечал на все вопросы соперника. Буш, с моей точки зрения, сильно выиграл от такого поведения, поверьте - я говорю это как профессиональный политтехнолог.
Может ли что-то измениться в предвыборном раскладе за оставшиеся два дня?
- Скандалы могут всплывать, но они вряд ли в состоянии оказать влияние на динамику забега на финишной прямой. Думаю, что предвыборный паритет, который сложился сейчас, сохранится до самих выборов.
Вашингтон
ЕВГЕНИЙ БАЙ
Общая газета, 26.10.2000
http://nvolgatrade.ru/