С будущего года российский бюджет будет планироваться не на год, а на три.
Одной из главных задач весенней сессии, как подчеркнул во время ее открытия после новогодних праздников Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, является принятие бюджета на три года. О том, как ведется работа по решению этой задачи, корреспондент "ПГ" поинтересовался у председателя Комитета по бюджету и налогам Юрия Васильева .
- Почему все-таки трехлетка, а не годовой бюджет, как было раньше?
- Проект трехлетнего бюджета на 2008 2010 годы позволит не только эффективнее реализовать инвестиционные проекты в регионах, но и даст возможность для стратегического подхода в бюджетном планировании, ориентированного на конечный результат. Ведь понятно, что есть цели, которые надо планировать на долгосрочную перспективу, например в области здравоохранения и образования. Я знаю, что переход на трехлетний бюджет особенно ждут в Министерстве транспорта. Они собираются разработать и принять нормативы на содержание дорог, их капитальный ремонт и реконструкцию. И хотели бы заключать контракты с подрядчиками не на один год, как сейчас, а как минимум на три года. Тогда можно будет оценивать работу дорожников по качеству трассы, а не только по тому, как и куда они потратили деньги. То есть удастся перейти от управления расходами на дорогу к управлению ее качеством.
Кроме того, всем известен "эффект четвертого квартала", когда начинается массовое выделение средств на инфраструктурные проекты. Сначала Минфин определится с графиком выплаты денег, заложенных в бюджете, потом начинаются конкурсы. И подрядчики спешат потратить деньги в конце года, что, кстати, раскручивает инфляцию. С трехлетним планированием, надеюсь, такого уже не будет.
- Но ведь и на год сформировать бюджет не так-то просто, ведь не раз депутатам приходилось работать над ошибками прошлогоднего бюджета?
- Конечно, сформировать бюджет на несколько лет вперед - дело не простое. Но в конечном счете все зависит от министерств и ведомств, насколько готовы они без раскачки приступить к этой работе, есть ли у них наработки и прогнозные планы.
При этом мы осознаем, какие дополнительные нагрузки лягут на плечи ведомств, и прежде всего Минфина, ведь параметры надо рассчитывать не на один год. Не менее сложно придется и Министерству экономического развития и торговли. Аналитикам этого ведомства нужно представить прогноз не только социально-экономического развития страны , но и по сырьевым доходам на три года. Рассчитать курс валют, цен на нефть и объем поступлений от НДС. Есть опасения, что огромный объем информации и работы сможет дать сбой в цепочке разработки и передачи информации по министерствам. Чтобы избежать возможных накладок, эксперты предлагают здравую идею о том, что трехлетний бюджет должен быть закреплен специальным законом, который будет ограничивать произвольное изменение финансового документа и содержать подробную разбивку средств по министерствам и ведомствам.
Трехлетний бюджет будет уточняться каждый год, но в каждом случае нужно будет принимать поправки в закон, поэтому внесение изменений будет ограничено. В ближайшие месяцы предполагается сформировать реестр расходных обязательств, который и станет основанием для бюджетного планирования
Есть и другие трудности. И среди них - проблема принять финансовый план в намеченные сроки. Бюджет-2008 должен быть подписан в июле. Но чтобы уложиться в эти сроки, которые нам определил Президент, и принять бюджетную трехлетку, а в рамках этого трехлетнего плана и бюджет 2008 года, необходимо внести поправки в ныне действующий Бюджетный кодекс.
- А что именно?
- Бюджетный кодекс, который прослужил семь лет, уже нуждается в модернизации в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Семь лет назад он соответствовал принимаемым бюджетам, которые тогда были дефицитными, которые испытывали недостаток средств на выплату заработной платы, пенсий, социальных пособий. Это было время, когда страна едва сводила концы с концами. Сегодня, как вы знаете, многое изменилось в лучшую сторону.
Бюджет 2007 года, к примеру, можно считать самым состоятельным за последнюю десятилетку, с большим профицитом и запасом финансовой прочности. Вопрос: хватит или не хватит денег - сегодня не актуален. Денег достаточно. Вопрос в другом, как грамотно и эффективно распределить эти деньги. В этом отношении должен строиться и механизм Бюджетного кодекса. Он должен соответствовать реальным требованиям времени.
Разговоры о том, что надо вносить изменения в Бюджетный кодекс, уже ведутся в Правительстве почти полтора года. Причем речь идет не столько об изменениях, сколько о новой редакции Бюджетного кодекса. Необходимо внести новые положения, связанные с трехлетним бюджетированием, и если они не будут внесены до 30 апреля, когда предполагается представить этот документ в Госдуму, то график и сроки его принятия могут нарушиться.
- И что намерены предпринять депутаты, чтобы уложиться в намеченные сроки?
- На бюджетной комиссии в Правительстве РФ я предложил решение нашей палаты, чтобы в самое ближайшее время законодатели Госдумы приняли бы Бюджетный кодекс с поправками, которые не касаются проблем трехлетки. Затем они могут быть внесены в виде поправок. Эти поправки коснутся межбюджетных отношений и федеральных программ, но они не затрагивают напрямую трехлетний план.
Вот почему мы настаиваем, что внесение проекта федерального бюджета на 2008 год в Госдуму должно быть обеспечено до 30 апреля 2007 года.
- А если не секрет, то можно обнародовать сроки рассмотрения этого законопроекта?
- Внесение проекта в Государственную Думу, как я сказал, предполагается 30 апреля. Рассмотрение в первом чтении - 18 мая. Во-втором - 8 июня, в третьем - 29 июня, в четвертом - 6 июля.
Завершение весенней сессии, с учетом работы в округах, намечается - 15 июля. Весь законодательный потенциал Госдумы будет работать на бюджет. Иначе нельзя, ведь в этом бюджете закладываются основы будущего нашей страны. Причем, я это хочу подчеркнуть особо, реализация такого графика рассмотрения проекта бюджета возможна только при предоставлении членам нашего комитета права проведения его рабочих заседаний в периоды, когда депутаты должны работать в избирательных округах. Это время, май-июнь, мы должны посвятить только работе над бюджетом.
Необходимо также учитывать, что рассмотрение проекта предполагает проведение как минимум двух заседаний трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации. Первое заседание необходимо провести до внесения бюджета в Государственную Думу. Второе - перед третьим чтением законопроекта. Вместе с тем обращаю ваше внимание на то, что в проекте постановления Правительства РФ "Об организации разработки федерального бюджета-2007" намечены определенные положения и раскрываются потенциальные возможности по работе над проектом трехлетнего федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года.
В любом случае депутаты сделают все, чтобы выдержать намеченный график, реализовать озвученные Президентом в Бюджетном послании рекомендации: перейти в следующем году к трехступенчатой системе бюджетного планирования.
Парламентская газета. Москва.
19 Января 2007 г.