Созданию доверия между участниками рынка способствуют и выстраивание репутации и имиджа, и повышение финансовой культуры потребителей финансовых услуг, и их цифровизация, и защита клиентов финансовых организаций от действий мошенников и отдельных недобросовестных участников. К такому выводу пришли участники деловой конференции «Доверие граждан к банковской системе - основа ее устойчивости и развития», которая впервые прошла сегодня в рамках Дня финансиста. Традиционная программа праздника, включающая награждение лауреатов Всероссийской премии финансистов «Репутация», в этом году была расширена деловой программой с участием представителей регуляторов, Государственной Думы, Совета Федерации, финансовых организаций и профессиональных объединений.
Министерство финансов Российской Федерации на собственном опыте убедилось в эффективности имиджевой работы во время привлечения граждан в программу долгосрочных сбережений. «Объединение государственной программы и маркетинговых усилий участников рынка привело к мощному синергетическому эффекту: за год в программу вступило более 6 миллионов человек. Это настоящая история успеха, которая доказала важность грамотной маркетинговой стратегии.
Сейчас мы обсуждаем с коллегами применение такого же подхода для формирования единого положительного имиджа российского фондового рынка. Цель — создать у граждан-инвесторов четкое и доверенное представление о нём. Мировая практика подтверждает: на эффективно работающих рынках такие единые стратегии продвижения существуют, и это важно для государства», - рассказал заместитель Министра финансов Российской Федерации Иван Чебесков.
Доверие потребителей финансовых услуг к участникам рынка формируется через практический опыт взаимодействия с финансовыми институтами, отметила советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Людмила Преснякова. По ее словам, регулятор наблюдает интересную динамику: наибольшее доверие люди испытывают к банковской системе, в то время как к другим финансовым институтам — значительно меньше. Это во многом объясняется тем, что банковские услуги, особенно платежные сервисы, наиболее массовы и привычны. В то же время, недостаток доверия к страховым и инвестиционным компаниям, фондовому рынку часто связан просто с отсутствием опыта взаимодействия с ними. Поэтому Банк России перешел от стратегии повышения финансовой грамотности к формированию финансовой культуры. «Мы сосредоточились на трёх ключевых основах финансовой культуры: ответственности, долгосрочных горизонтах и доверии. Именно эти принципы способствуют развитию благополучия граждан и общества в целом. Сейчас мы активно продвигаем инструменты, соответствующие этим ценностям, такие как программы долгосрочных накоплений, которые формируют у потребителей привычку к долгосрочному планированию. При этом доверие остается одной из важнейших основ, без которой невозможно достичь устойчивых результатов», - пояснила Людмила Преснякова.
Гармонизация интересов и повышение доверия между его участниками финансового рынка (в первую очередь, потребителей) требуют координации и согласования его нормативного регулирования, уверен председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. И одним из ключевых направлений для наведения порядка является цифровизация, особенно в контексте противодействия адаптации преступников к новым реалиям. «Цифровые финансовые активы (ЦФА) постепенно входят в нашу жизнь, и, хотя мы уже сталкиваемся с определенными сложностями, например, дефолтами, они открывают значительные возможности для повышения прозрачности бюджетного процесса. В ближайшее время запланирована встреча с министром финансов А.Г. Силуановым, на которой я планирую предложить пилотный проект для Чувашской Республики по использованию ЦФА для привлечения рыночного финансирования. Это позволит инвесторам в режиме реального времени отслеживать целевое использование государственных средств через смарт-контракты, что также будет способствовать повышению их финансовой грамотности.
Параллельно Чувашия, как один из пилотных регионов, готовится к внедрению цифрового рубля в бюджетный процесс при поддержке Минфина. Что касается личного примера — уже в ближайшие дни я стану первым депутатом, который получит зарплату в цифровых рублях, демонстрируя прозрачность и открытость в использовании этих средств», - рассказал депутат.
Доверие населения является фундаментом российской банковской системы, поэтому его укрепление требует комплексной работы вместе с регулятором и законодателями, заявил ВРИО президента Ассоциации банков России Денис Липаев. Он подчеркнул, что люди доверяют банкам не только свои средства, но и персональные данные, поэтому усиление информационной безопасности является одной из первостепенных задач для финансового сектора. «Доверие нельзя воспринимать как данность. Перед сектором остаются вызовы – это и борьба с мошенничеством, и повышение прозрачности, и защита данных клиентов, и пресечение недобросовестных практик», – сказал он.
Параллельно необходимо повышать уровень финансовой грамотности населения. Ведь чем лучше человек разбирается в финансовых продуктах, тем менее он подвержен манипуляциям мошенников, более эффективно распоряжается своими накоплениями, а значит, тем сильнее наша экономика и банковская система, подытожил Денис Липаев.