28 сентября 2004
541

Что ожидает РСК `МиГ`

Как предсказывала Страна.Ru, в отношении руководителя Российской самолетостроительной корпорации `МиГ` Валерия Торянина, подвергшегося обструкции на недавнем заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами при президенте РФ, приняты меры - он уволен. На его место распоряжением правительства назначен президент авиастроительной корпорации `Иркут` Алексей Федоров. Именно он становится еще одним руководителем, на долю которого выпадает необходимость вывода компании из того кризиса, в котором она пребывает на протяжении нескольких последних лет. Но считается, что он приходит в `МиГ` для решения других вопросов.

Алексей Федоров принимает компанию в весьма плачевном состоянии. Страна. Ru выделяет несколько аспектов.

Во-первых, в РСК очень тяжелое положение с кадрами. Молодые специалисты на производство с относительно низкими окладами и туманными служебными перспективами (и такая ситуация в корпорации скаладывается на протяжении последнего десятилетия), не идут. А ветеранов-профессионалов, создававших гордость России, которой без сомнения являются боевые самолеты марки `МиГ`, остались единицы.

Еще одна серьезнейшая проблема РСК `МиГ` сегодня (Страна. Ru об этом также писала) - подпорченное реноме компании на мировых рынках. В этом же ряду стоят и трудности, в том числе и финансовые, при выполнении некоторых контрактов, заметим, часто и после оговоренных в договорах сроков. Не спасают ситуацию и маркетинговые ходы, такие как презентация продукции РСК дипломатам и военным атташе сначала стран Латинской Америки, а на прошлой неделе - Африки и Ближнего Востока. Похоже, не совсем оправдали себя и надежды прежнего руководства корпорации на свертывание рекламно-выставочной деятельности, выраженные слоганом ``МиГ` в рекламе не нуждается`.

Новый генеральный директор Алексей Федоров, хотя и знакомый с ВТС (возглавляемая им корпорация `Иркут` поставляла боевые самолеты Су-МКИ в Индию), вряд ли сможет в ближайшее время исправить положение дел. При этом в компании остаются большие производственные проблемы, связанные с диверсификацией производства, причем не только военной, но и гражданской продукции. Чего стоит тлеющий конфликт с самолетом Ту-334: сейчас головным предприятием (вкупе с крохами государственного финансирования) в этой программе стал не `МиГ`, а Казанское авиационно-производственое объединение имени Горбунова.

Дальнейшие перспективы РСК `МиГ` могут развиваться по двум вариантам. Первый заключается в том, что корпорация, в настоящее время являющаяся федеральным государственным унитарным предприятием, может быть акционирована. Эту версию частично подтверждает назначение на пост гендиректора компании Алексея Федорова, сумевшего в середине 1990-х годов создать на базе некогда государственного Иркутского авиационно-промышленного производственного объединения частную самолетостроительную корпорацию `Иркут`, да еще с иностранным капиталом. Ему же решать и проблему долга РСК государству, который превышает сумму в 700 миллионов долларов и перспектив погашения которого пока не видно. Однако такие перспективы появляются с возможностью продажи принадлежащей РСК недвижимости, а также 63 гектаров земли в треугольнике `Динамо-Ходынка-Полежаевская-Беговая`.

Между тем серьезные вопросы вызывает и ситуация с предоставлением РСК `МиГ` права самостоятельной поставки за рубеж вооружения и военной техники, которым она в статусе ФГУПа пока еще обладает. А процесс акционирования с последующей приватизацией может ударить по всем экспортным обязательствам компании, что поставит крест на ее деловой репутации в глазах иностранных партнеров. А так как гарантом исполнения контрактных обязательств остается государство, то и отвечать - выплачивать, к примеру, многомиллионные штрафы, - придется ему.

Второй же вариант, актуальность которого возрастает с необходимостью принятия окончательного решения по созданию единой авиастроительной компании в России, не менее радикален. Официальные лица, курирующие российский ОПК, уже неоднократно говорили, что две крупные и мощные, но разноплановые авиафирмы (подразумеваются `МиГ` и `Сухой`), государство не потянет. А это означает, что у одной из них будет взято все самое лучшее (в том числе и не падающая в цене недвижимость престижных московских районов) и передано другой, на базе которой и будет создана одна авиастроительная компания. И пока, судя по всему, в роли отдающей фирмы окажется именно `МиГ`.


Никита Петров
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован