Интервью с Владимиром Тарачевым
Ведущий Вера Тарасова: В начале века пришел черед пересмотреть российское налоговое законодательство. Разумные перемены в нем должны, по мнению реформаторов, наконец-то стимулировать развитие бизнеса, в том числе малого. Эта тема стала главной сегодня и для нашей программы.
Я представлю гостя студии - Владимир Тарачев, заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Что ждать предпринимателям от нынешней сессии Госдумы?
Владимир Тарачев: Что ждать? Да, прежде всего, ждать основного плана на будущий финансовый год. Это федерального бюджета, где прописано, в том числе и налогообложение их. Дальше у нас реформы электроэнергетики. Это борьба с бюрократизмом. Это есть целое направление законодательное. Ну, наверное, и все. Но я понимаю, что сегодняшняя тема коснется и налогообложения.
Ведущий: Каким образом?
Владимир Тарачев: И я хочу сказать, немножко Вас подкорректировать, что сегодня согласно закона новые законы могут вводится исключительно через полгода после их принятия. Поэтому сегодня мы будем говорить, допустим, о налогообложении малого бизнеса, уже согласно тех законов, которые были приняты весной этого года.
Ведущий: Наш корреспондент подготовила сюжет о ситуации в налоговой сфере, давайте посмотрим, а потом продолжим наш разговор.
Корреспондент: Хотели как лучше, а получилось как всегда, - этой фразой можно охарактеризовать многие нововведения в нашей стране. Например, те, что касаются налогов. С середины 2000 года в России начала действовать новая исполнительная власть и вопрос о налоговой реформе вышел на первый план.
Ведь несовершенство фискальной системы тормозит экономический рост. Был принят ряд важнейших документов. Вступили в силу на первый взгляд прогрессивные законы и правила. Но примеров тому, что новое на практике хуже старого, хоть отбавляй. Так, собираясь упростить налогообложение малого бизнеса, для него забыли отменить единый социальный налог. Закон о государственной поддержке малого предпринимательства обещал льготный режим для малых предприятий в первые четыре года их работы. Но его не прописали в новом налоговом кодексе - он не действует. И многие фирмы этап становления проходят с огромным трудом.
Еще один пример - 50-процентные инвестиционные льготы на прибыль. Ее упразднили потому, что было принято решение - снизить налог на прибыль с 35 до 24 процентов. Результат оказался негативным. Компании декларируют прибыль в половину меньшую, чем в прошлом году.
По последним данным, о состоянии платежного баланса заметно вырос не возврат валютной выручки. Фирмам дешевле не платить налог в 24 процентов здесь, а вывозить капитал за границу. Делать заимствования на внешнем рынке на 8-9 процентов, а затем ввозить деньги обратно.
В итоге на бюджетную систему неожиданно для правительства начал действовать дополнительный дестабилизирующий фактор. За налоговой должна последовать банковская реформа. Ее необходимость назрела, но скептики предполагают, что непродуманное вмешательство, неосторожные шаги рисуют нарушить работу всей финансовой системы страны. Фраза: "Хотели как лучше, получилось как всегда" может стать актуальной снова.
Ведущий: Говорят, что с 1 января следующего года будет отменен оборотный налог в России? Вот что касается пресловутого НДС, какова его судьба, что его ожидает?
Владимир Тарачев: С 1 января будущего года, да, действительно, будет отменен последний оборотный налог. Это налог на пользователя автодорог.
А вот что касается предпринимателей, которые занимаются малым бизнесом, для них вступают в силу два закона - это упроченное налогообложение- первый вариант. И единый налог на вмененный доход. Значит, что здесь подразумевается?
Подразумевается здесь следующее, что предприятия с объемом выручки до 15 миллионов и численностью работающих до 100 человек могут платить лишь 6 процентов с выручки, либо 15 процентов с дохода. И если они пойдут по пути единого налога на вмененный доход, то это субъекты федерации устанавливают.
Это касается предприятий, которые занимаются бытовкой, розничной торговлей, если у них магазин не более 70 квадратных метров общей площадью. Сегодня уже в 80 субъектах РФ приняты соответствующие законы.
И вот мне хотелось добавить к материалу корреспондента, что никаких других налогов больше на малого предпринимателя накладываться не будет.
Ведущий: Ну хорошо. Есть опасения, вызванные появившейся информацией. Они волнуют сотрудников самих налоговых органов. С 1 января будет введена система упрощенная, о которой Вы говорили. И якобы предприятия будут дробиться с тем, чтобы минимизировать налоги. В то же время их крупные собратья по бизнесу окажутся в прибыли. Может ли так получиться?
Владимир Тарачев: Вы знаете, я думаю, что так не будет получаться. Дело в том, что известное выражение Виктора Степановича "Хотели как лучше, а получилось как всегда", которое упомянул наш корреспондент, действительно имеет место быть.
Я полагаю, что с введением этого налога в силу нам придется законодателям кое-что менять. И поэтому я уверен, что крупные предприятия не будут дробиться на мелкие предприятия, потому что там, откровенно говоря, система далеко не лучшая. Правительство нам навязало принять эти законопроекты. Президент сказал, мы приняли. Но мы сегодня видим столько дыр, о которых здесь можно два часа рассказывать.
Ведущий: Хорошо, спасибо. Сегодня возникает немало споров о том, действительно ли государство пошло на встречу предпринимателям, изменив систему налогообложения. Вот на Ваш взгляд, какова сегодня реальная нагрузка на предпринимателей налоговая?
Владимир Тарачев: Вы знаете, здесь однозначного ответа нет. Как любая медаль, которая имеет две своих стороны. Прежде всего, это психологическая сторона. Она говорит о том, что и вы и я и любой гражданин, и предприниматель - он не любит платить налоги. Какие бы они не были. У нас культуры уплаты налогов просто нет. И сегодня предприниматель мыслит так: государство у нас не эффективно, я эффективный и я лучше всю свою прибыль вложу в развитие, и буду зарабатывать деньги.
Ведущий: Короткий вопрос и короткий ответ - пожалуйста. Возможно, ли дальнейшее снижение налогового бремени?
Владимир Тарачев: Я считаю, что возможно. Вполне можно снизить налог на добавленную стоимость до 15 процентов, но надо убрать при этом все льготы.
ТВ - Центр
11 октября 2002 г.
Что ждать предпринимателям от нынешней сессии Госдумы?
Интервью с Владимиром Тарачевым
Ведущий Вера Тарасова: В начале века пришел черед пересмотреть российское налоговое законодательство. Разумные перемены в нем должны, по мнению реформаторов, наконец-то стимулировать развитие бизнеса, в том числе малого. Эта тема стала главной сегодня и для нашей программы.
Я представлю гостя студии - Владимир Тарачев, заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Что ждать предпринимателям от нынешней сессии Госдумы?
Владимир Тарачев: Что ждать? Да, прежде всего, ждать основного плана на будущий финансовый год. Это федерального бюджета, где прописано, в том числе и налогообложение их. Дальше у нас реформы электроэнергетики. Это борьба с бюрократизмом. Это есть целое направление законодательное. Ну, наверное, и все. Но я понимаю, что сегодняшняя тема коснется и налогообложения.
Ведущий: Каким образом?
Владимир Тарачев: И я хочу сказать, немножко Вас подкорректировать, что сегодня согласно закона новые законы могут вводится исключительно через полгода после их принятия. Поэтому сегодня мы будем говорить, допустим, о налогообложении малого бизнеса, уже согласно тех законов, которые были приняты весной этого года.
Ведущий: Наш корреспондент подготовила сюжет о ситуации в налоговой сфере, давайте посмотрим, а потом продолжим наш разговор.
Корреспондент: Хотели как лучше, а получилось как всегда, - этой фразой можно охарактеризовать многие нововведения в нашей стране. Например, те, что касаются налогов. С середины 2000 года в России начала действовать новая исполнительная власть и вопрос о налоговой реформе вышел на первый план.
Ведь несовершенство фискальной системы тормозит экономический рост. Был принят ряд важнейших документов. Вступили в силу на первый взгляд прогрессивные законы и правила. Но примеров тому, что новое на практике хуже старого, хоть отбавляй. Так, собираясь упростить налогообложение малого бизнеса, для него забыли отменить единый социальный налог. Закон о государственной поддержке малого предпринимательства обещал льготный режим для малых предприятий в первые четыре года их работы. Но его не прописали в новом налоговом кодексе - он не действует. И многие фирмы этап становления проходят с огромным трудом.
Еще один пример - 50-процентные инвестиционные льготы на прибыль. Ее упразднили потому, что было принято решение - снизить налог на прибыль с 35 до 24 процентов. Результат оказался негативным. Компании декларируют прибыль в половину меньшую, чем в прошлом году.
По последним данным, о состоянии платежного баланса заметно вырос не возврат валютной выручки. Фирмам дешевле не платить налог в 24 процентов здесь, а вывозить капитал за границу. Делать заимствования на внешнем рынке на 8-9 процентов, а затем ввозить деньги обратно.
В итоге на бюджетную систему неожиданно для правительства начал действовать дополнительный дестабилизирующий фактор. За налоговой должна последовать банковская реформа. Ее необходимость назрела, но скептики предполагают, что непродуманное вмешательство, неосторожные шаги рисуют нарушить работу всей финансовой системы страны. Фраза: "Хотели как лучше, получилось как всегда" может стать актуальной снова.
Ведущий: Говорят, что с 1 января следующего года будет отменен оборотный налог в России? Вот что касается пресловутого НДС, какова его судьба, что его ожидает?
Владимир Тарачев: С 1 января будущего года, да, действительно, будет отменен последний оборотный налог. Это налог на пользователя автодорог.
А вот что касается предпринимателей, которые занимаются малым бизнесом, для них вступают в силу два закона - это упроченное налогообложение- первый вариант. И единый налог на вмененный доход. Значит, что здесь подразумевается?
Подразумевается здесь следующее, что предприятия с объемом выручки до 15 миллионов и численностью работающих до 100 человек могут платить лишь 6 процентов с выручки, либо 15 процентов с дохода. И если они пойдут по пути единого налога на вмененный доход, то это субъекты федерации устанавливают.
Это касается предприятий, которые занимаются бытовкой, розничной торговлей, если у них магазин не более 70 квадратных метров общей площадью. Сегодня уже в 80 субъектах РФ приняты соответствующие законы.
И вот мне хотелось добавить к материалу корреспондента, что никаких других налогов больше на малого предпринимателя накладываться не будет.
Ведущий: Ну хорошо. Есть опасения, вызванные появившейся информацией. Они волнуют сотрудников самих налоговых органов. С 1 января будет введена система упрощенная, о которой Вы говорили. И якобы предприятия будут дробиться с тем, чтобы минимизировать налоги. В то же время их крупные собратья по бизнесу окажутся в прибыли. Может ли так получиться?
Владимир Тарачев: Вы знаете, я думаю, что так не будет получаться. Дело в том, что известное выражение Виктора Степановича "Хотели как лучше, а получилось как всегда", которое упомянул наш корреспондент, действительно имеет место быть.
Я полагаю, что с введением этого налога в силу нам придется законодателям кое-что менять. И поэтому я уверен, что крупные предприятия не будут дробиться на мелкие предприятия, потому что там, откровенно говоря, система далеко не лучшая. Правительство нам навязало принять эти законопроекты. Президент сказал, мы приняли. Но мы сегодня видим столько дыр, о которых здесь можно два часа рассказывать.
Ведущий: Хорошо, спасибо. Сегодня возникает немало споров о том, действительно ли государство пошло на встречу предпринимателям, изменив систему налогообложения. Вот на Ваш взгляд, какова сегодня реальная нагрузка на предпринимателей налоговая?
Владимир Тарачев: Вы знаете, здесь однозначного ответа нет. Как любая медаль, которая имеет две своих стороны. Прежде всего, это психологическая сторона. Она говорит о том, что и вы и я и любой гражданин, и предприниматель - он не любит платить налоги. Какие бы они не были. У нас культуры уплаты налогов просто нет. И сегодня предприниматель мыслит так: государство у нас не эффективно, я эффективный и я лучше всю свою прибыль вложу в развитие, и буду зарабатывать деньги.
Ведущий: Короткий вопрос и короткий ответ - пожалуйста. Возможно, ли дальнейшее снижение налогового бремени?
Владимир Тарачев: Я считаю, что возможно. Вполне можно снизить налог на добавленную стоимость до 15 процентов, но надо убрать при этом все льготы.
ТВ - Центр
11.10.2002
http://www.tarachev.ru/publictext/public/id/451515.html