Повысив эффективность городских акций, мы увеличим доходы бюджета, считает председатель Бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы Игорь АНТОНОВ.
На сегодняшний день Москва располагает долями акций в 611 акционерных обществах, в том числе в 101 из них владеет специальным правом ("золотая акция"). А в 380 - доля города составляет менее контрольного пакета (50 процентов +1 акция). Статистка бесстрастно конcтaтирует: дивидендные поступления в бюджет столицы в 2004 году от 211 обществ (35 процентов от их общего количества) составили 18,3 млн. рублей, то есть всего лишь 4,2 процента от общей суммы перечисленных городу дивидендов. Между тем резервы у города для увеличения дивидендов, безусловно, имеются.
Существующая структура портфеля ценных бумаг города пока не позволяет обеспечить эффективное управление низколиквидными пакетами акций предприятий, в которых доля Москвы составляет менее контрольного пакета. Затраты города по владению и управлению такими пакетами зачастую превышают дивиденды, получаемые городом от этих обществ.
В целях приведения структуры городского портфеля акций к эффективно управляемой правительство столицы подготовило в настоящее время проект постановления. Документ предполагает структурировать пакеты акций с низкой ликвидностью по отраслевому признаку путем консолидации на базе вновь создаваемых акционерных инвестиционных фондов акций. Основными задачами станут снижение затрат на содержание и администрирование городского портфеля акций, повышение доходности бюджета города от использования городской собственности за счет эффективного управления городскими пакетами акций.
Кроме того, повысится оперативность принятия решений по управлению имуществом Москвы. Нельзя не одобрить подобный подход правительства города к решению этого чрезвычайно актуального вопроса. Реализация концепции, заложенной в документе, несомненно, позволит повысить эффективность использования долей и акций и соответственно доходы городского бюджета.
В декабре прошлого года правительством Москвы было принято очень важное решение о совершенствовании управления собственностью города с использованием инструментов финансового рынка (постановление правительства Москвы от 07.12.2004 No 843-ПП "О совершенствовании управления собственностью города Москвы с использованием инструментов финансового рынка и Программе реструктуризации городского портфеля акций на 2005-2007 годы"). В документе были установлены основные принципы работы с собственностью города, поставлены задачи по увеличению капитализации городского портфеля ценных бумаг и выводу их на организованный фондовый рынок. Постановление утвердило основные экономические подходы организации управления портфелем акций города. При этом учитывался заложенный в него отраслевой и экономический потенциал. Однако анализ роста эффективности управления городской собственностью показывает сегодня, что возможности повышения ликвидности акций, принадлежащих Москве, далеко не исчерпаны.
Что касается деятельности Департамента имущества по реструктуризации государственного сектора экономики города, то ее анализ за последние несколько лет показал, что управленческие решения в отношении акций и долей принимались в ряде случаев без достаточного технико-экономического обоснования. Отмечался формальный подход к их управлению, в том числе и со стороны отраслевых департаментов. Неслучайно поэтому доходы бюджета от принадлежащих городу акций и долой не просто недостаточны, а неоправданно малы. По итогам 2001 года они составили 434 млн. рублей, или 0,1 процента от общих доходов бюджета.
Согласитесь, что для такого мегаполиса с развитой экономической инфраструктурой эта цифра недостаточна.
Необходима консолидация низколиквидных пакетов акций, находящихся в собственности города, по отраслевому признаку. Исполнительная власть уже разработала комплекс организационных мероприятий, основанных на рыночных механизмах, которые направлены на оптимизацию структуры городского фондового портфеля. Задача - экономически заинтересовать управляющие компании, чтобы их цели совпадали с целями и интересами города.
На мой взгляд, здесь есть ряд важных моментов, на которые хотелось бы обратить особое внимание. Прежде всего, начну с ведомственной подчиненности создаваемых городских акционерных инвестиционных фондов. Предполагается, что в результате комплекса организационных мероприятий они будут иметь двойное подчинение; Департаменту имущества и соответствующему отраслевому органу исполнительной власти. Полагаю, такой подход создаст необходимость излишней регламентации процедуры принятия решений с разделением функций и может привести к неоправданному усложнению процесса управления и размыванию ответственности.
Было бы гораздо логичнее отнести ведомственную подчиненность к исключительной компетенции Департамента имущества и определить главным критерием для него снижение издержек управления и повышение прибыли. При этом вопросы технической и производственной политики, естественно, останутся за отраслевиками, участие которых в управлении должно быть обеспечено за счет делегирования должностных лиц и специалистов в состав советов директоров создаваемых акционерных фондов. Таким образом, Департамент имущества, действуя от имени города, будет не только нести ответственность за рост прибыли, но и получит реальную возможность оперативно и эффективно влиять на деятельность инвестиционных фондов.
В качестве существенного условия при проведении конкурсов по привлечению управляющих компаний я бы предложил определить срок их полномочий до одного года с последующей пролонгацией - в зависимости от финансовых результатов. Это также способствовало бы повышению ответственности и эффективности работы. Теперь хотелось бы отметить небольшие, но важные аспекты. Например, о необходимости подготовки проектов распорядительных документов о создании акционерных инвестиционных фондов. С моей точки зрения, это завершающий этап комплекса организационных мероприятий, направленных на оптимизацию структуры городского фондового портфеля. После него проводится государственная регистрация, И фонды уже приступают к своей уставной деятельности.
Здесь нужно указать на весьма важный момент: подготовке распорядительных документов должна предшествовать разработка технико-экономичеиких обоснований создания фондов, а оно невозможно без проведения независимой оценки консолидируемого имущества. Эти мероприятия нужно организовать и провести последовательно и в достаточно сжатые сроки для того, чтобы уже в начале следующего года начать работу новых инвестиционных фондов. Их деятельность позволит провести реструктуризацию и перегруппировку городских активов, конечной целью которой является увеличение и приобретение долей в экономически эффективных и значимых для города обществах за счет неэффективных активов.
Тверская, 13, 17 мая 2005 г.