13 марта 1997
2775

Чубайс на линии фронта

Учишься, учишься, а потом бац, вторая смена! - эти знаменитые слова из фильма Большая перемена можно выбить золотыми буквами на могиле кабинета Черномырдина. ЧВС и его команда действительно оказались обучаемыми парнями. Придя на смену Гайдару, они, потыкавшись влево-вправо, все-таки не стали разваливать то, что было сделано. Но и вперед рывков не произошло. Полуреформированная страна привычно делала шаг вперед - два шага назад. Упускалось время на налоговую, военную, аграрную и прочие реформы. В итоге государство оказалось вынужденным тащить такой воз обязательств, который вытянуть просто не может. Ситуация подошла к такому моменту, что социальный взрыв стал неминуем - днем раньше, днем позже.

О том, что после выборов президента беда пришла, откуда не ждали, - со стороны бюджетного кризиса, - стало ясно уже в прошлом августе. И тогда же возникли две концепции реорганизации правительства. Одна - по Ясину - заключалась в том, чтобы резко ограничить количество министерств, в разы - количество чиновников в центральном аппарате кабинета министров, сделать правительство гораздо более компактным и тем самым управляемым. Основная идея отрубить отраслевые руки, которые выгребали бюджет. Ведь, по сути, каждое министерство или ведомство превратилось в лоббирующий орган своей отрасли.

Другая концепция была у вице-премьера Бабичева. Все оставить как есть, только еще больше увеличить роль аппарата. Правительство должно было контролировать все до последнего гвоздя. На самом деле в этом были заинтересованы многие охотники за бюджетными деньгами.

Ведь за определенную сумму протолкнуть какую-то идею в столь раздутом аппарате кабинета министров не представляет труда. Поэтому совершенно непонятно, для кого выгодны те или иные нормативные акты, постановления, инструкции и т.д., и т.п.

О том, как в такой аппаратной концепции были заинтересованы государственные чиновники, говорить не приходится. В августе выиграл Бабичев. Правительство ничуть не сократилось, количество вице-премьеров увеличилось. Ситуация стала настолько размытой, что, по сути, правительство не могло сделать ни одного концентрированного усилия - что хорошо одним, то смерть другим. Как следствие, был разработан весьма неважный бюджет, обещавший деньги, которых просто неоткуда взять. Кризис задолженностей и неплатежей стал набирать обороты...

То, что так жить нельзя, президент понимал еще перед своим вторым бюллетенем. Тогда уже пошла речь о реорганизации правительства, причем президент решил, видимо, провести очередной раунд решительных реформ, которые только и могут принести результат.

Приоритет отдан следующим направлениям: реорганизация системы управления, налоговая реформа, военная реформа, реформа в промышленности, ограничение естественных монополий. Но для того чтобы провести этот грандиозный проект, научившееся правительство Черномырдина совершенно не годилось. И для него наступила вторая смена.

По сути, из железных комиссаров в распоряжении Б.Н. есть только Анатолий Б. Чубайс, который до сих пор умудрялся хоть буквой зю, но удерживать линию фронта. Ему на очередную волну непопулярности наплевать - как публичный политик он уже мертв. А мертвые не потеют. Теперь ему предстоит задача ничуть не меньшая, чем приватизация или перевыборы Ельцина, - правительство должно стать эффективным. По сути дела, со времен Петра Первого и Ульянова-Ленина в России ничего подобного не было. От того, удастся ли Анатолию Борисовичу стать волшебником, зависит и то, сумеет ли Ельцин спокойно доправить до конца. Если не сумеет - нынешнюю власть поднимут на ножи.

Уже сейчас можно сказать, что летняя схема Ясина, сторонником которой являлись все либералы, в том или ином виде будет реализована. Количество вице-премьеров, министров, управделами, завканцеляриями будет снижено. Правительство постарается закрепить за собой только стратегические макроэкономические направления. То есть пойти по европейской схеме, когда кабинет министров не пытается проконтролировать каждое предприятие. Просто обеспечивает определенные правила игры на рынке, по которым все и играют.

Пока во избежание паники и коллапса управления структурные кадровые перестановки держатся в глубокой тайне. Но некоторые вещи уже достаточно определились. Видимо, или сразу, или спустя некоторое время с поста министра придется уйти Александру Лившицу. Сам Лившиц человек, безусловно, честный, но он так и не сумел взять под контроль аппарат одного из самых коррумпированных министерств. Как возможную смену ему называют одного из ближайших к Чубайсу помощников - руководителя главного контрольного управления администрации президента Алексея Кудрина. Возможны смены и некоторых заместителей министра финансов. В частности, может уйти Андрей Вавилов, который отвечает за работу уполномоченными банками и зачастую выполняет личные поручения премьера. Институт уполномоченных банков собираются ликвидировать вовсе. А Черномырдин, вынужденный признать необходимость стремительных реформ, вряд ли сможет отстоять всех своих людей на ключевых высотах.

Кстати, позиции самого премьера по-прежнему кажутся достаточно прочными. И вряд ли он сразу отдаст своему новому первому вице все полномочия. Во всяком случае, аппарат правительства скорее всего снова возглавит все тот же Бабичев. Кроме Лившица кабинет, вероятно, покинут Тулеев и, при победе над аграрным лобби, Заверюха.

После недавней встречи Чубайса с руководством российских банков также можно предсказывать, что вице-премьер Потанин, хоть и будет формально понижен в должности, фактически приобретет дополнительные возможности. Перестановок в силовых структурах, по традиции напрямую подчиненных Ельцину, в ближайшее время скорее всего ждать не приходится. Хотя только темпы изменений в армии определят хозяина кабинета министра обороны.

Впрочем, нынешние прогнозы напоминают гадание на кофейной гуще, потому что слишком много вполне реальных финансовых интересов, связанных почти с любым крупным чиновником. И в каждом отдельном случае набор факторов, приводящих к тому или иному решению, может быть слишком большим для обыкновенной логики. Однако если правительство не предпримет решительную атаку на окопы ретроградов, то пример Албании для России может стать заразительным.

Новая кровь для старых вурдалаков

Существует, впрочем, еще одна версия происходящего в правительстве. Влияние банковского сообщества на политику государства и, в частности, на грядущие перестановки в верхах.

Год без инфляции сильно подкосил российские банки. Нажитые в предыдущие инфляционные годы капиталы давно уже спущены. Ряд банков прекратил свое существование. Другие из последних сил пытаются удержаться на плаву. Причем, надежды на возврат прежних, сверхдоходных, времен нет.

Привыкшие ни в чем себе не отказывать банкиры не хотят соглашаться с мировой практикой умеренной доходности и рыщут с голодным взглядом по финансово-промышленным джунглям в поисках наживы. И, разумеется, натыкаются на богатенького Буратино в лице Газпрома, что сидит себе преспокойно под патронажем премьера Черномырдина и стрижет купоны. Вытрясти из газовиков их миллиарды можно лишь при условии смещения Виктора Степановича с его влиятельного поста. Видимо, известный друг и покровитель банкиров Анатолий Чубайс с этой задачей способен справиться и сделать Газпром более доступным.



Яна ЮРОВА, Александр БУДБЕРГ
Московский комсомолец, 13.03.1997
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000001207



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован