14 марта 2008
4030

Чувакин и его корабли

Проводить в море "Юрия Долгорукого" он уже не придет

Сегодня в Северодвинске прощаются с Владимиром Михайловичем Чувакиным. К этому имени нет нужды прибавлять титулы и звания - он за ними никогда не гонялся. А на "Севмаше", даже когда стал заместителем генерального директора по производству военной техники, его называли Главным строителем.

Так сложилось, что именно Чувакин оказался на ключевой для завода должности в годы резкого сокращения гособоронзаказа, хронических неплатежей и развалившейся вслед за распадом СССР отраслевой кооперации. И именно он, сутками пропадая на работе, искал новых и возвращал прежних поставщиков и контрагентов, выстраивая новую систему отношений "Севмаша" с партнерами - для достройки уже заложенных кораблей и под новую серию АПЛ четвертого поколения.

- Цикл проектирования и постройки занимает в среднем 10-15 лет, - с нескрываемой болью говорил он тогда. - А вообще в создание военно-морского флота должна закладываться долговременная стратегия с перспективой на 40-50 лет вперед. Флот - не спящая красавица, его не разбудишь, и он сразу не "заговорит". Поэтому нельзя сегодня - прекращать, завтра - начинать строить боевые корабли. Флот должен быть постоянно в нашей стране, где огромные морские границы, где береговая линия не укреплена совершенно и защита границ в условиях Арктики и Дальнего Востока возможна только подводными лодками...

Дела у "Севмаша" и российского ВМФ в последние годы идут на поправку, но актуальность этих слов ничуть не притупилась. И во время наших последних встреч в Северодвинске или в Москве Владимир Михайлович откровенно делился тем, что его по-человечески беспокоило. Одессит по рождению (появился на свет в 21-ю годовщину Октябрьской революции), выпускник Одесского же института инженеров морского флота, он всю дальнейшую жизнь связал с Севером и "Севмашпредприятием", стал лауреатом Государственной премии и заслуженным машиностроителем РФ.

Возможность открыто говорить о том, чем занимались многие годы Чувакин и его коллеги, появилась сравительно недавно. Но и сегодня эту информацию приходится дозировать. Еще до того как стать главным строителем, он принимал участие в создании уникальных атомных подводных кораблей. А на трех был ответственным сдатчиком (есть такая должность у корабелов - что-то вроде всезнающего домового, мальчика для битья и "злого дядьки" в одном лице).

Через его руки прошла первая и единственная в мире глубоководная АПЛ проекта 685, получившая название "Комсомолец". Вместе с ее первым экипажем в августе 1985 года Владимир Чувакин совершил погружение на рекордную для боевых подводных лодок глубину - более одного километра, доказав тем самым практическую осуществимость заложенных в том корабле научно-технических и технологических решений.

Трагедия, постигшая корабль в апреле 1989-го, тяжелым камнем легла на сердце и проявила еще одно качество в характере одессита, которого северяне к тому времени уже признали за своего. Владимир Чувакин, когда его привлекли к расследованию случившегося, не согласился с конъюнктурными выводами комиссии. Рискуя служебной карьерой, он выступил с особым мнением. Его поддержали тогда коллега и друг Эдуард Леонов, заместитель генерального конструктора ЦКБ "Рубин" Дмитрий Романов, вице-адмирал, Герой Советского Союза Евгений Чернов. Вместе им удалось донести до нашего сознания, что в таких делах полуправда - хуже лжи.

Сегодня друзья-соратники и военные моряки, что несут службу на кораблях, построенных с участием Владимира Чувакина, склоняют головы перед памятью этого светлого и абсолютно не пафосного человека.
Прямая речь

Давид Пашаев, генеральный директор "Севмаша" (1988 - 2004), Герой России:

- Он при мне возглавил на "Севмаше" производство военной техники. Ситуация была тяжелейшая. Но Владимир Михайлович Чувакин даже в критических ситуациях сохранял выдержку и был тактичен с подчиненными. Он глубоко разбирался в инженерных и организационных вопросах, умел находить нестандартные решения на производстве и при этом вникал в повседневные нужды людей. Причем это было искренне, не на показ - людей не проведешь. В коллективе его очень уважали. Жаль, что провожать в море экипаж "Юрия Долгорукого" придется без него...

Сергей Ковалев, генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин", дважды Герой Социалистического Труда:

- Такие люди, как Владимир Чувакин, были востребованы временем. Когда наш подводный флот активно развивался, на "Севмаше" сформировалась целая плеяда строителей - Фролов, Белопольский, Цоппа... Их отличали высочайшая ответственность и самоотдача. Если требовалось - выходили в море, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем. И все были нацелены на результат.

Евгений Чернов, вице-адмирал в отставке, Герой Советского Союза:

- Владимир Михайлович пользовался огромным уважением у подводников, потому что всей душой болел за их интересы. И не случайно именно его назначили в межведомственную комиссию по опытной эксплуатации АПЛ "Комсомолец". Мы вместе погружались на тысячу метров, вместе радовались тому успеху. Но и когда беда случилась с кораблем, позиции наши не разошлись. Таких людей встречаешь очень редко. Я горд, что был с ним знаком, и память эта навсегда останется со мной.

Александр Емельяненков

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4612 от 14 марта 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован