02 декабря 2009
3952

Cтимулы и препятствия карьерного роста молодых преподавателей и управленцев в сфере общественных наук

Тезисы выступления на рабочем семинаре "Опыт работы и проблемы профессионального роста молодых управленцев вузов Москвы в сфере общественно-политических наук"

Москва, МГИМО (У) МИД России, 30 ноября 2009 года

1. Препятствия и стимулы носят общий характер для молодых управленцев и преподавателей. Управление неразрывно связано с преподаванием: подавляющее число молодых управленцев выполняют административную нагрузку в дополнение к преподавательской работе.

2. Административная деятельность в сфере науки и образования является одним из мотивирующих факторов для молодых преподавателей. Многие из них хотят проявить себя на ниве организации исследований и учебного процесса.

3. Стимулы для управленцев и преподавателей включают: o возможности самореализации. Для преподавателей это возможность создать новый курс и внедрить его на практике. Для управленцев - усовершенствовать учебный процесс в вузе или поставить задачи вверенному исследовательскому подразделению.

o полноту использования собственного потенциала, востребованность в вузах и исследовательских учреждениях интеллектуального ресурса, которым обладают молодые преподаватели и управленцы;

o относительно низкий уровень стресса на работе, гибкий график;

o более "мягкую" конкуренцию по сравнению с частным сектором;

o возможность карьерного роста для управленцев и получения признания для преподавателей в зависимости от достигнутых успехов. У молодых преподавателей и управленцев существует надежда на то, что критерии успеха в науке, образовании и управлении носят более четкий характер, чем, например, в деловом администрировании. При этом проявить себя можно быстрее, чем в других сферах, например, на государственной службе.

o высокую надежность и престиж работы в государственном учреждении;

o в ряде вузов - потребность в новых формах, методах и технологическом обеспечении образовательного процесса. Возможности подобного новаторства интересуют молодых преподавателей и управленцев, склонных к использованию подобных технологий и желающих получать за это соответствующее поощрение;

o тот факт, что управленческая деятельность в дополнение к научной и учебной позволяет расширить крут связей с коллегами, получить представление о приоритетных направлениях развития образования и науки как в конкретном вузе, так и в стране в целом.

4. Специфические препятствия для молодых преподавателей включают: o консервативную среду - в университетах и НИИ высока роль признанных авторитетов. Сложно добиться признания, если кто-либо из авторитетных преподавателей, исследователей или управленцев не одобряет деятельность молодого специалиста. Причем такого рода неодобрение может иногда носить субъективный характер.

o длительный срок, который необходим, чтобы заслужить признание студентов;

o недостаточно четкие критерии качества научных исследований, учебных программ и методик преподавания, что затрудняет возможность выдвижения и карьерного роста способных исследователей и преподавателей;

o усреднение оценок работы преподавателей, неразвитую систему оценки качества преподавания.

5. Специфические препятствия для молодых управленцев включают: o низкую скорость ротации кадров в учебном заведении или исследовательском институте. Молодые исследователи иногда задаются вопросом, каков, например, средний возраст заведующих отделами или кафедрами в их учреждении - при том, что далеко не все из них являются признанными научными авторитетами в своих областях знаний;

o неясные критерии карьерного роста, отсутствие ясной оценки результатов деятельности молодых управленцев их руководством, иногда - недостаточное поощрение (хотя бы эмоциональное) за достигнутые результаты;

o недостаток возможностей повлиять на ситуацию, добиться предлагаемых молодым администратором изменений даже в тех случаях, когда целесообразность этих изменений очевидна;

o отсутствие содержательной дискуссии о путях развития вуза или НИИ с участием молодых преподавателей или исследователей;

o уровень оплаты труда, не всегда соответствующий квалификации преподавателя и/или управленца;

o наличие других возможностей трудоустройства, подразумевающих альтернативные карьерные пути.

Троицкий М.А., к.пол.н., заместитель декана Факультета политологии, доцент кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России

www.mgimo.ru

02.12.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован