Тезисы выступления на рабочем семинаре "Опыт работы и проблемы профессионального роста молодых управленцев вузов Москвы в сфере общественно-политических наук"
Москва, МГИМО (У) МИД России, 30 ноября 2009 года
1. Препятствия и стимулы носят общий характер для молодых управленцев и преподавателей. Управление неразрывно связано с преподаванием: подавляющее число молодых управленцев выполняют административную нагрузку в дополнение к преподавательской работе.
2. Административная деятельность в сфере науки и образования является одним из мотивирующих факторов для молодых преподавателей. Многие из них хотят проявить себя на ниве организации исследований и учебного процесса.
3. Стимулы для управленцев и преподавателей включают: o возможности самореализации. Для преподавателей это возможность создать новый курс и внедрить его на практике. Для управленцев - усовершенствовать учебный процесс в вузе или поставить задачи вверенному исследовательскому подразделению.
o полноту использования собственного потенциала, востребованность в вузах и исследовательских учреждениях интеллектуального ресурса, которым обладают молодые преподаватели и управленцы;
o относительно низкий уровень стресса на работе, гибкий график;
o более "мягкую" конкуренцию по сравнению с частным сектором;
o возможность карьерного роста для управленцев и получения признания для преподавателей в зависимости от достигнутых успехов. У молодых преподавателей и управленцев существует надежда на то, что критерии успеха в науке, образовании и управлении носят более четкий характер, чем, например, в деловом администрировании. При этом проявить себя можно быстрее, чем в других сферах, например, на государственной службе.
o высокую надежность и престиж работы в государственном учреждении;
o в ряде вузов - потребность в новых формах, методах и технологическом обеспечении образовательного процесса. Возможности подобного новаторства интересуют молодых преподавателей и управленцев, склонных к использованию подобных технологий и желающих получать за это соответствующее поощрение;
o тот факт, что управленческая деятельность в дополнение к научной и учебной позволяет расширить крут связей с коллегами, получить представление о приоритетных направлениях развития образования и науки как в конкретном вузе, так и в стране в целом.
4. Специфические препятствия для молодых преподавателей включают: o консервативную среду - в университетах и НИИ высока роль признанных авторитетов. Сложно добиться признания, если кто-либо из авторитетных преподавателей, исследователей или управленцев не одобряет деятельность молодого специалиста. Причем такого рода неодобрение может иногда носить субъективный характер.
o длительный срок, который необходим, чтобы заслужить признание студентов;
o недостаточно четкие критерии качества научных исследований, учебных программ и методик преподавания, что затрудняет возможность выдвижения и карьерного роста способных исследователей и преподавателей;
o усреднение оценок работы преподавателей, неразвитую систему оценки качества преподавания.
5. Специфические препятствия для молодых управленцев включают: o низкую скорость ротации кадров в учебном заведении или исследовательском институте. Молодые исследователи иногда задаются вопросом, каков, например, средний возраст заведующих отделами или кафедрами в их учреждении - при том, что далеко не все из них являются признанными научными авторитетами в своих областях знаний;
o неясные критерии карьерного роста, отсутствие ясной оценки результатов деятельности молодых управленцев их руководством, иногда - недостаточное поощрение (хотя бы эмоциональное) за достигнутые результаты;
o недостаток возможностей повлиять на ситуацию, добиться предлагаемых молодым администратором изменений даже в тех случаях, когда целесообразность этих изменений очевидна;
o отсутствие содержательной дискуссии о путях развития вуза или НИИ с участием молодых преподавателей или исследователей;
o уровень оплаты труда, не всегда соответствующий квалификации преподавателя и/или управленца;
o наличие других возможностей трудоустройства, подразумевающих альтернативные карьерные пути.
Троицкий М.А., к.пол.н., заместитель декана Факультета политологии, доцент кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России
www.mgimo.ru
02.12.2009