Тибетский духовный лидер заявил о возможности реинкарнации Будды в женском обличье
Выступая в Торонто, тибетский духовный лидер Далай-лама 14-й удивил публику заявлением о том, что его преемником может стать... девочка. Что это - дань модному на Западе феминизму, требующему равного представительства мужчин и женщин на ключевых должностях в бизнесе и политике? Почему же тогда высшие духовные сферы должны оставаться в стороне? - полушутя и в русле современных веяний размышляет Далай-лама.
А может, речь Далай-ламы - это просто способ привлечь к себе внимание помощью шокирующих высказываний? "Голос России" попросил заместителя директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянина прокомментировать сенсационное выступление Далай-ламы.
"Будет ли 15-й Далай-лама представительницей прекрасного пола, мы не знаем, - отметил Сергей Лузянин. - Но нынешний Далай-лама считает, что реинкарнация в виде девочки будет более полезной".
Во-первых, по словам буддистского лидера, биологически девочки более восприимчивы к чужой боли. "А во-вторых, - заметил Далай-лама уже под общий смех, - они окажутся симпатичнее меня!". Как считает профессор Лузянин, все это только на первый взгляд выглядит импровизацией, легкой шуткой. О возможности реинкарнации Будды в женском обличье Далай-лама 14-й говорил и раньше.
"Совершенно очевидно, что фигура далай-ламы 14-го становится все боле политизированной, и по его собственному желанию, и в силу исторических обстоятельств. Уже не одно десятилетие развиваются сложные конфликтные отношения между ставкой Далай-ламы в индийском местечке Дхармасала и Лхасой - столицей Тибетского автономного района КНР - с одной стороны, и столицей КНР Пекином, с другой стороны. Поэтому, совершая зарубежные поездки, Далай-лама выступает, прежде всего, как политик, а потом уже как теократический лидер. Речь в Торонто связана с очень сложной проблемой его личного будущего, и в целом - будущего института Далай-лам", - подчеркнул профессор Лузянин.
"Возможно, Далай-лама 14-й дает понять, что вековой канон, согласно которому до сих пор реинкарнации Будд искали только среди мальчиков, безнадежно устарел", - считает профессор Сергей Лузянин. Ведь Далай-лама почти прямым текстом говорит своим поклонникам: будучи религиозным лидером, он вправе самостоятельно трактовать порядок реинкарнации. Шутки Далай-ламы, в том числе его высказывания в Торонто о том, что он готов бы "уйти на пенсию", но все-таки, согласно канонам, должен выполнять свои функции, также подчеркивают особую роль тибетского религиозного лидера.
"Думаю, что это делается в пику Пекину. Это попытка запутать и усложнить вопрос процедурно. А во-вторых, Далай-лама опасается в связи с тем, что в Пекине изобрели схему реинкарнации, которая не очень противоречит классической традиции. Но имеет важное отличие - предполагает воспитание будущего Далай-ламы не за пределами Китая.
В канадской речи я вижу продолжающийся конфликт Далай-ламы с Пекином, - сказал заместитель директора ИДВ РАН Сергей Лузянин. - Ведь согласно официальному документу, принятому Государственным управлением по делам религий КНР еще в 2007 году, реинкарнация живых Будд должна проходить без вмешательства или контроля со стороны каких бы то ни было зарубежных организаций или частных лиц. Далай-лама, находящийся многие годы в эмиграции, от своей верховной роли отказываться, судя по всему, не намерен".
Источник: РГРК "Голос России"
Эксперт МГИМО: Сергей Лузянин
Постоянный адрес материала: http://www.mgimo.ru/news/experts/document167478.phtml