СИРИЙСКАЯ ВОЙНА
Сирийские террористы за истекшие выходные совершили ряд нападений на территории Ливана. Был атакован блокпост ливанской армии в приграничном Арсале, поступают сообщения о вооружённых столкновениях в районе города Баальбек на востоке долины Бекаа, продолжаются бои в городе Триполи на севере страны. Кроме того, террористы выпустили несколько ракет по шиитскому кварталу ливанской столицы.
По разным данным, число погибших в боях составляет от нескольких десятков человек до сотни. Ситуация на сирийско-ливанской границе обострилась после того, как законные власти Сирии отбили у террористов стратегически важный город Эль-Кусэйр.
Сергей Воронин, заведующий кафедрой всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, доктор исторических наук, профессор, эксперт Общественной палаты РФ, в беседе с «Однако» так описал расстановку сил на сегодняшний день:
— Сирийский конфликт, без сомнения, уже давно приобрёл интернациональный характер, и здесь надо выделять группы интересов, коль скоро он интернациональный. Безусловно, в сирийском конфликте есть интересы Запада и стран Персидского залива; здесь крайне важны российские интересы. Особняком в сирийском конфликте стоят интересы Израиля, потому что, как правило, интересы запада и Израиля всегда совпадали, но в данном случае мы видим расхождение этих интересов, по всей видимости, парадигма развития склоняется к тому, что Соединённые Штаты и Запад в целом, мягко говоря, кидают Израиль, перенося свои акценты на исламистов. Конечно же, здесь не надо забывать и саму Сирию, в которой все эти события происходят.
Если говорить по поводу Запада, то, на первый взгляд, возникает ощущение, что Запад, ослеплённый борьбой за демократию и права человека, буквально утратил здравый смысл. Поскольку весьма странно принимать решение о поставках оружия людям, которые выкладывают в интернете ролики, где демонстрируется пожирание сердца и печени своего противника (та же исламистская группировка «Ан-Нусра»). Т.е., казалось бы, нет никаких здравых аргументов, чтобы Запад поддерживал т.н. сирийских мятежников. С другой стороны, вряд ли в геополитике кто-то так дружно сходит с ума и подвергается массовому психозу. На самом деле англосаксы продолжают свою линию. Я хочу напомнить знаменитую фразу, сказанную Черчиллем в 47 году, когда британцы покидали Израиль, о том, что «Англия или не уходит, или уходит, но оставляет войну». В принципе, вот эту диспозицию мы сейчас и видим вокруг арабского востока. Безусловно, идёт геополитическая игра. В декабре 2010 года бомба упала, к сожалению, на благую почву — арабский восток взорвали.
Эта дестабилизация крайне нужна Западу и крайне опасна для России. Не зря несколько дней назад представитель ФСБ заявил о том, что сирийские террористы могут оказаться и на российской территории. И надо сказать, что и МИД России, и правительство РФ, и эксперты хорошо понимают эти опасности, поскольку бикфордов шнур, подведённый к Сирии, уже подожжён, а дальше — Иран и, не приведи бог, проблемы, связанные с территорией и нашей страны.
На сегодняшний день Россия занимает, видимо, единственно правильную позицию. За Сирию надо держаться, потому что речь идёт не только о поддержке правительства Башара Асада, но и о сохранении собственных национальных интересов. И дело не только в военной базе в Средиземноморье. В Ливии теоретически такая база тоже планировалась. Т.е. на сегодняшний день и контракты на поставку истребителей МиГ-29, и контракты на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300 — это не только поддержка правительства Асада, но это и прямая защита собственных национальных интересов.
Что касается ситуации в самой Сирии, то либо конфликт сейчас резко перейдёт в фазу ещё более жёсткой интернационализации с втягиванием Израиля, либо конфликт будет исчерпан, поскольку на сегодняшний день речь идёт о том, что войска Башара Асада фактически добивают мятежников. То, что конфликт перекинулся на территорию Ливана, с одной стороны, тоже свидетельствует об интернационализации конфликта, а с другой стороны, говорит о том, что и Иран, который поддерживает ливанская «Хезболла», тоже перешёл к довольно активным действиям. Здесь складывается любопытная ситуация: мы наблюдаем, как разошлись в последнее время интересы ливанской «Хезболла» и палестинского «Хамас». «Хезболла» поддерживает сирийское правительство, а «Хамас» стал выступать на другой стороне. В этой связи, кстати, «Хезболла» и потребовала, чтобы «Хамас» немедленно покинул территорию Ливана. Это не удивительно, поскольку «Хамас» подвержен ваххабизму, поэтому по определению не может поддерживать правительство Ассада, ведь алавиты являются для них еретиками. И в этом смысле т.н. религиозная солидарность приводит к тому, что «Хамас» фактически меняет источник финансирования, меняя иранское финансирование на катарское. Сейчас ситуация накалилась вокруг пограничного города Кусэйр. И опять же мы видим, как Запад совершенно целенаправленно и как бы «в ослеплении» требует защиты мирного населения от войск Башара Асада, что само по себе абсурдно.
Так называемая оппозиция говорит о том, что не будет принимать участие в готовящемся саммите «Жененва-2», пока, по их утверждению, иранские войска и «Хезболла» не покинут Эль-Кусэйр. Таким образом формируется некая ситуация статус-кво, и подобная ситуация позволяет мне говорить о том, что конфликт неизбежно перейдёт в новую, наиболее горячую фазу, поскольку Израиль явно нервничает. Позавчера буквально прилетел оттуда мой знакомый, который говорит, что среди населения Израиля всё больше муссируются слухи о том, что Запад всё-таки предаёт и кидает Израиль, оставляя его наедине и с сирийской проблемой, и с иранской.
По большому счёту вопрос исчерпан. Потому что очевидно, что оппозиции как таковой в Сирии нет. Скоро должны состояться выборы президента Сирии. По предварительным данным, более 78% населения поддерживает Башара Асада. И в случае, если эти выборы, дай бог, состоятся, то они дадут такой результат и преимущества нынешнему президенту Сирии. Какие тогда аргументы будет выдвигать Запад? Несложно догадаться. Скорее всего, эти выборы будут объявлены нелегитимными, а ещё скорее Запад будет прилагать все усилия к тому, чтобы эти выборы не состоялись в принципе.
Дальнейшее развитие событий напрямую зависит от позиции России. Если Россия и российский МИД будут последовательны, значит, есть надежда на то, что новая геополитическая картина будет формироваться с учётом российских интересов.
Беседовала Ульяна Гортинская.