02 июля 2009
2988

Давид Боровский: `Гений вещественности`

Имена театральных художников часто меркнут в тени более звучных режиссерских и актерских имен. Давид Боровский - исключение. "Гений вещественности" - так называли его еще при жизни. Георгий Товстоногов и Анатолий Эфрос, Олег Ефремов и Юрий Любимов признавали его своим полноправным соавтором. Часто именно его художественное решение помогало режиссерам найти концепцию постановки. Боровского не стало три года назад, но многие спектакли, в создании которых он принял участие, продолжают идти на лучших театральных сценах страны. Сегодня исполнилось 75 лет со дня рождения художника. Рассказывают "Новости культуры".

В фойе Театра на Таганке можно увидеть тяжелый шерстяной занавес - творение рук Давида Боровского. Неброский на вид, он стал весомым театральным символом и одним из главных героев легендарного спектакля "Гамлет" в постановке Любимова. Костюмы, в которых выходили в этом спектакле на сцену Демидова и Высоцкий, можно найти на вешалках костюмерной Театра на Таганке.

"Отталкиваясь от этого шерстяного занавеса, он и актеров одел в шерсть. Мужчины были все в вельветовых джинсах - шитых, не покупных", - рассказывает заведующая костюмерным цехом Театра на Таганке Елена Сташевская.

В 1970-е это выглядело потрясающе современно. Современность, экспрессия, энергия, прямота и точность мышления отличали творческий почерк художника Боровского и режиссера Любимова. "Мне нравилась его манера работы, его поиск фактур, пространства. Тут есть масса соприкосновений", - говорит Юрий Любимов.

В Театр на Таганке Давид Боровский пришел в 1967 году и проработал там более пятидесяти лет. Именно на этой сцене он развернул свое новаторское понимание искусства сценографии. Он не загромождал сцену мебелью и декорациями, а превращал ее в живое, подвижное, наполненное смыслом пространство. Насколько символичным было создаваемое Боровским пространство, настолько же реалистичными и документальными были костюмы. Он любил одевать актеров в подлинную одежду, которая хранит память о реальной истории.

"Вывешивались объявления, по которым люди приносили, что сохранилось. Городские, деревенские вещи, чтобы это смотрелось со сцены натурально. Не любил чтобы было подкрашено, подбито, как это любят в театре. Категорически отрицал", - рассказывает Елена Сташевская.

Взглянув на одну вешалку, можно понять, что в костюмах Давид Боровский избегал ярких цветов, но не ярких ходов. В спектакле "Борис Годунов", например, он предложил Самозванцу носить майку футбольного болельщика.

В репертуарах лучших театров России до сих пор идут спектакли, в программках к которым можно найти имя Давида Боровского. Это он подвесил к колосникам петербургского Малого драматического стога сена в спектакле "Дядя Ваня" Льва Додина и замотал черный шарф на шее его "Короля Лира".

"С ним можно было бесконечно разговаривать о жизни. Идеи, которые возникали в этих совместных разговорах, были результатом размышления о жизни, а не выполнением профессионального заказа", - вспоминает Додин.

Сценография Давида Боровского к спектаклям по пьесам Чехова - особая тема. Заключительным аккордом стало оформление "Вишневого сада", который идет сегодня на сцене МХТ имени Чехова. "Мы очень много обсуждали, чего не нужно. Он не насыщал сцену, а освобождал ее", - рассказывает режиссер Адольф Шапиро.

"Убегающее пространство" - так называется книга Давида Боровского, которая стала эпохальной для художников театра. Он всегда стремился придать пространству смысл и энергию. Он сумел вложить в свои пространственные метафоры чувство времени.


www.tvkultura.ru

02.07.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован