14 июля 2013
6135

День зубного техника

История глухих зубных техников

Кто знает про день зубного техника-25 июля 2013 года?Кажется,никто,тем более из самих зубных техников.

Зубных техников часто путают с зубными врачами,зубодёрами,зубодралами,одонтологами и даже стоматологами. Однако в отличие от стоматологов или зубных врачей, зубной техник не встречается с пациентами .Деятельность зубного техника осуществляется в тесном сотрудничестве с врачом, стоматологом-ортопедом, в обязанности которого входит снятие слепков с зубов пациента и установка протезов или имплантатов, подбор цвета и формы, выбор подходящего материала. Зубной техник реализует идеи по протезированию зубов совместно с врачом и пациентом.

Таким образом,стоматолог осуществляет клинические этапы лечения, а зубной техник - лабораторные. Совместными усилиями они добиваются высокого качества стоматологической помощи.
Для глухого зубного техника необходим высокий уровень развития тонкой моторики пальцев и кистей рук, навыки точной манипуляции, а также высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. Подобная работа достаточно монотонна,поэтому для глухого специалиста желательна психо-эмоциональная устойчивость.Поскольку функционально зубной техник является исполнителем распоряжений стоматолога-ортопеда,то он свою рабочую нагрузку распределяет самостоятельно, от начала и до конца и за неё отвечает. Минусом профессии может считаться только то, что при изготовлении протезов приходится вдыхать множество химических веществ. Они вредны для здоровья и часто служат источником аллергий.

День зубного техника отмечается ежегодно 25 июля ( с 2008 года?),зубного врача -6 марта,стоматолога-9 февраля.Хотя эти дни- сравнительно молодые профессиональные праздники,но их корни уходили ещё в далёкие тысячелетия до н.э. Первые зубные протезы появились в 9-м веке до н.э. в Китае,Египте,Греции,Италии.

Царь Пётр Великий (1672-1725) заложил основы отечественного научного зубоврачевания и являлся первым русским зубным врачом Всея Руси.
В 18 веке начинается совершенствование зубного протезирования.Появляются полные съёмные протезы,которые уже отвечают не только косметическим, но и некоторым функциональным требованиям. Зубопротезирование наряду с зубоврачеванием становится медицинской дисциплиной.

В 1810 году на территории России впервые звание "зубной лекарь" было законодательно утверждёно.Благодаря открытию специальных училищ глухонемых на Прибалтике,в Украине,Санкт-Петербурге,Москве,Казани,Одессе и других городах Российской империи появилась прослойка прогрессивно мыслящих и грамотных глухих людей,из которых вышли частнопрактикующие зубные техники-протезисты-лаборанты.Эти зубные "ремесленники" под руководством зубных врачей осваивались ручные приёмы изготовления зубных протезов и отличались узким практицизмом.

С 1847 года они наряду с другими впервые научились изготовлять базис съёмного протеза из каучука вместо золота,а с 1859 - из целлулоида.На протезах ставились человеческие или фарфоровые зубы.

Первая зубопротезная школа открылась в Петербурге в 1881 году.В ней могли обучаться единицы из числа состоятельных глухих по родственным связям.Ярким представителем этого поколения являлся глухой зубной техник Герчиков Маркус Гиршович,работавший в Симферополе.Он не был одинок,с ним работали глухие коллеги.Об этом говорит тот факт того,что в 1916 году петроградская газета "Мир глухонемых" поместила объявление о том,что требуются глухонемые зубные техники на работу с золотом и каучуком в зубопротезной лаборатории города Симферополя.

До Октябрьской революции 1917 года глухие зубные техники пользовались только импортными материалами и искусственными фарфоровыми зубами,опираясь на опыт зарубежных зубных дантистов.Их служба была частным делом. Впоследствии зубной техник М.Герчиков был избран делегатом Первого Всероссийского съезда глухонемых,который в Москве состоялся с 17 по 22 июля 1917 года в помещении Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых на Донской улице,д.49.Он был в числе 36 делегатов от разных губернских и городских организаций глухонемых России. Зубоврачебная подсекция Наркомздрава РСФСР не раз ставила вопрос об организации подготовки зубных техников.

В 1919 г. было решено зуботехнические кадры в стране готовить в зуботехнических школах,где было введено изучение анатомии,химии,физики,металлургии и протезной техники.В конце 1919 г.Зубоврачебная подсекция и коллегия Наркомздрава РСФСР утвердили "Права и обязанности зубных техников".

В 1920 г. были открыты зуботехнические школы в Саратове, Ленинграде, Одессе и ряде других городов страны. Программа преподавания была рассчитана на два с половиной года обучения. В циркулярах Наркомздрава от 2 января 1924 г. и от 11 января 1926 г. для подготовки зуботехнических кадров предусматривалось создание учебных заведений нового типа.

В советский период сложились школы зубопротезной стоматологии:московская,ленинградская,казанская,калининская (ныне тверская),смоленская,сталинградская (ныне волгоградская),пермская,ставропольская.

В 1924 г. был образован Ленинградский зубопротезный техникум при Центральной зубоврачебной лаборатории,в его состав влился Московский зубопротезный техникум.Ликвидирован в 1934 г.

На совещании Всероссийского Объединения глухонемых (ВОГ),состоявшемся 25-30 января 1929 года в Москве,выступил представитель Наркомпроса РСФСР Почанин с докладом,в котором указано проработать вопрос "об устройстве окончивших специальные школы в качестве учеников зубоврачебных техникумов".

28 мая 1929 года вышло Постановление Коллегии Наркомпроса "Об усилении работы с глухонемыми и оглохшими",где говорилось,в частности,о необходимости проработать вопрос об организации с 1929-1930 годов при 1-м Московском или Ленинградском институте глухонемых "курсов по подготовке зубоврачебных техников из окончивших специальные школы глухонемых". В этом деле свою роль сыграли известные личности Н.К.Крупская и А.В.Луначарский,ставший затем Почётным членом ВОГ.

Кроме такой формы подготовки зубных техников, существовала и иная. В 1929 г. в Харькове, Тбилиси, Ростове-на-Дону, Орехово-Зуеве и ряде других городов были созданы опытно-показательные зуботехнические курсы. Продолжительность обучения на них была два года. В марте 1931 г. состоялся первый выпуск зубных техников во Всеукра-инском зубопротезном техникуме в Одессе.

Главными вопросами для зуботехнических работников того вре-мени были вопросы о правах и обязанностях зубных техников, реор-ганизации работы зуботехнических лабораторий, оплаты труда, разделения труда. Эти проблемы были разрешены лишь в 1930-х годах.
В 1930-х годах появились первые фарфоровые зубы отечественного производства. Изготовление фарфоровых зубов было освоено на фарфоровом заводе имени Ломоносова в Ленинграде. На базе отдельного цеха этого завода по изготовлению фарфоровых зубов в дальнейшем был создан завод зубоврачебных материалов .Любопытно,что Всероссийское Общество глухонемых уже в 1937 году имело Московский фарфоровый (керамический) завод "Заря Октября" в качестве учебно-производственной мастерской,где глухонемые работали в сортировочном цехе.Но вскоре ВОГ передал государству этот завод,на базе которого был организован Научно-исследовательский институт керамики. В 1934 году журнал "Жизнь глухонемых" писал,что организован кружок технической учёбы на одной из артелей РСФСР- "24 -я зубопротезная артель врачей",что выявлено и направлено в зубопротезный техникум 22 глухого человека.

В 1934 году "при Томском зубоврачебном институте" открывалось "отделение глухонемых",куда принимались "с образованием в объёме 4-летки".При этом в 1934-1935 годах были "созданы ещё две группы глухих рабфаковцев и зубных техников при Томском стоматологическом институте".Эти группы выпустили 8 инженёров и 25 зубных техников до 1941 года.

В 1935 году в том же Томске 25 глухих студентов обучались на 1-м курсе зубопротезного техникума Наркомздрава.Одновременно в Краснодаре учились 30 глухих студентов на 1-м курсе зубопротезного техникума Наркомздрава.

С 1 сентября 1935 года глухие студенты получали стипендию по 75 рублей в месяц и после выхода постановления Правительства СССР от 13 ноября 1935 года ещё 50% надбавки.

С 1935 года начала работать Сталинградская зубоврачебная школа.Вскоре журнал "Жизнь глухонемых" объявил о приёме глухонемых учащихся на обучение специальности зубного техника в Сталинградском зубопротезном техникуме.
В 1936 г. вышло постановление СНК СССР "О подготовке средних медицинских зубоврачебных и фармацевтических кадров".

8 сентября 1936 года газета Ленинградского облотдела ВОГ (издавалась с 1934 по 1937 г.) "Ударник" N 13 сообщала о том,что "получено согласие" Наркомздрава о реорганизации 2-го отделения глухонемых в зубоврачебном техникуме на 20 человек.При этом глухонемые студенты обучались с отрывом от производства . Именно с этого года подготовка глухих зубных техников проводилась в зуботехнических двухгодичных школах;выпускники спецшколы глухонемых должны были иметь 7 классов образования.

После Великой Отечественной войны зуботехнические школы были переданы в ведение министерств здравоохранения союзных республик. Изменилась организационная структура школ, и они превратились в самостоятельные медицинские учебные заведения, в которых при каждой школе было зуботехническое отделение, что обеспечивало планомерную подготовку зуботехнических кадров. Срок обучения на зуботехнических отделениях составлял 2 года на основе 7-классного образования средней школы
В последующие годы подготовка зуботехнических кадров велась на зуботехнических отделениях зубоврачебных школ (Москва,Ленинград,Одесса,Калинин,Харьков,Киев,Томск,Тбилиси,Рига,Ташкент,Смоленск...),а позднее на зуботехнических отделениях при медицинских училищах.Так,на зуботехническом отделении при Пятигорском медицинском училище ( ныне Базовое медицинское училище на Кавказских Минеральных Водах) с 1966 года за три года обучения стали готовить зубных техников из числа глухих.Любопытно,что 20 октября 1914 года, в Ставрополе были организованы курсы сестёр милосердия,на базе которых с 1934 года открыты отделения зубных врачей и зубных техников,затем в 1937 году школа со всем контингентом учащихся, коллективом преподавателей и оборудованием из Ставрополя была переведена в Пятигорск (там же на зубного техника обучались единицы из числа глухих) и с 1954 г.
реорганизована в Пятигорское медицинское училище.Так,с 1966 года проводился первый набор глухих и слабослышащих на зуботехническое отделение.Вот около полвека обучаются глухие по специальности "стоматология ортопедическая" в этом учебном заведении,которому в 2014 году исполнится 100 лет!

В подготовке зуботехнических кадров огромное значение сыграло постановление Совета Министров СССР от 12 августа 1961 г. "О мерах по улучшению стоматологической помощи населению", в котором предусматривалось увеличение приёма учащихся на зуботехнические отделения.
С сентября 1964 г. оплата труда зубных техников, полировщиков и литейщиков в учреждениях, находящихся на госу-дарственном бюджете, производилась по сдельно-премиальной системе.
В 1969 г.во вторую группу для глухих Пятигорского медучилища на 30 место было подано 165 заявлений.10 из 30 мест предоставили отличникам,в числе которых был автор этих строк,а 5 мест -преимуществам для рабочих с стажем труда.Таким образом,конкурс-11 человек на место.

С 1978 года в Херсонском медицинском колледже при его возрасте 140 лет осуществлялась подготовка глухих студентов по специальности зубного техника и по 2012 год было выпущено около 1000 глухих специалистов.
В 1981 г. Московское медучилище N1 открыло специальную группу из 20 выпускников московских школ-интернатов для глухих детей для обучения по зуботехнической специальности.
Пензенский медицинский колледж,основанный в 1868 году,
открыл зуботехническое отделение для глухих.
В 2005 году зуботехническое отделение Астраханского медицинского колледжа окончили 2 слабослышащего.
В ноябре 2011 года Пензенский базовый медколледж получил от американской фирмы " DRG International" современный учебный термопресс для изготовления зубных протезов. Русское дворянское собрание в Нью-Йорке выделило 5 тыс. долларов на приобретение термопресса. Это
спецоборудование используется для обучения глухих студентов. В Пензе на 4 курсах обучаются около 70 глухих студентов,приезжавших из разных уголков России(Калининград,Чита...).
В Амурском медицинском колледже учатся 10 глухих и слабослышащих. Через два года одни станут лаборантами, другие зубными техниками.
Профессиональное обучение глухих граждан России по специальности зубной техник осуществляют следующие образовательные учреждения России :
Пензенский базовый медицинский колледж;
Базовое медицинское училище на Кавказских Минеральных Водах;Башкирский медицинский колледж; Владивостокский базовый медицинский колледж; Уссурийский базовый медицинский колледж;Московский медицинский колледж при ЦКБ им. Н.А. Семашко;Московский областной медицинский колледж;Факультет среднего образования Московского государственного медико-стоматологического университета;Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Москва) .

К 2000 г. в стране насчитывалось 22 000 слышащих зубных техников вместе с глухими . В настоящее время в Астраханской области работают 7 глухих зубных техников и один глухой медицинский лабораторный техник .
Замминистра здравоохранения Игорь Каграманян представил доклад о кадровой ситуации в России со средним медицинским персоналом. По оценкам чиновника, при рекомендованной во всем мире норме соотношения числа врачей и работников со средним медицинским образованием 1:4 - 1:5 в России на одного врача приходится только 2,13 человека со средним медицинским образованием. И эта пропорция с каждым годом только снижается. С 2000 года число медсестёр, зубных техников, акушеров и лаборантов упало с 96,9 человек на 10 тысяч населения до 92,4. При этом число врачей за эти же 12 лет только выросло: с 42,2 человек на 10 тысяч населения до 44. По этим показателям Россия занимает место между Финляндией и Великобританией.

Для успешной работы зубным техником нужно иметь обширный опыт изготовления зубных протезов с использованием разнообразных современных материалов,а также умение достигать взаимопонимания и идти на компромиссы со старшим по статусу коллегой - врачом-ортопедом для достижения наилучшего результата.В случае неудачного протезирования и необходимости переделки протеза или имплантата все расходы зубной техник берёт на себя.Поэтому зубному технику необходимо быть пунктуальным в работе, предельно внимательным при изготовлении протезов и имплантатов,учесть пожелания клиента и рекомендация врача, уметь быстро ориентироваться и принимать правильные решения.Современное зубопротезирование в стоматологии не стоит на месте.Это постоянный поиск новых материалов и технологий на основе биосовместимости.

Итак,поздравляю всех зубных техников с профессиональным праздником и желаю новых достижений в работе и в жизни.

 

 

Гусев Владимир Матвеевич,зубной техник,отличник здравоохранения России,ветеран труда с 1999 года,пенсионер,член Российского Общества историков-архивистов,кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью" ,отличник Всероссийского Общества глухих.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован