В субботу, 8 августа, на Ваганьковском кладбище состоится прощание с известной московской общественницей Людмилой Меликовой. Она умерла 6 августа, не оправившись от травмы, полученной за два дня до этого.
Во вторник, 4 августа, она принимала участие в акции по противодействию стройке по адресу Рождественка, дом 8. Там на месте памятника архитектуры XVIII века возводится новое здание Банка Москвы. Местные жители совместно с активистами нескольких организаций по защите архитектурного наследия в очередной раз выстроились в живую цепочку, препятствуя въезду на территорию стройки "КамАЗов" со стройматериалами. Один из грузовиков не остановился перед людьми и задел Меликову. С травмой ноги Людмила Меликова обратилась в больницу, но потом уехала домой. Позднее ее состояние ухудшилось, и утром 6 августа она умерла.
Её соратница и близкий друг Лилия Алиева рассказала , что это первый случай на ее памяти, когда водитель "КамАЗа" поехал на живую цепь: "Мы и раньше так делали: преграждали путь строительной технике, грузовики останавливались, водители выходили. Бывало разговаривали с нами, многие говорили, что понимают нас".
Сергей Удальцов, один из организаторов Московского совета (куда входила и Людмила Меликова), подтверждает слова Алиевой: "Действительно, строительная техника обычно останавливается, если на подобных акциях им преграждают проезд люди. Ранее на Рождественке так было всегда".
"На этом месте стоял дом начала XIX века, он был связан с известным драматургом того периода - Александром Сухово-Кобылиным. Его разобрали около трех лет назад, хотя он не разваливался, был вполне достойным образцом исторической застройки. Затем затеяли на его месте строительство, которое ведется и до сих пор", - рассказал Константин Михайлов, историк архитектуры.
Дочь погибшей, Ирина Дружинина, заявила , что Людмила Меликова была доставлена в 33-ю больницу в Сокольниках. Там, по словам Дружининой, у активистки "были зафиксированы ушибы и повреждения ног и брюшной области".
"Надышалась выхлопными газами"
"Когда "КамАЗ" медленно поехал, мама руками пыталась его остановить. Потом подъехавшие сотрудники милиции, водители и строители еще долго выясняли, кто кого сбил - мама "КамАЗ" или "КамАЗ" маму", - рассказала Ирина Дружинина. Она записала номер "КамАЗа": ХА 512 МУ.
Родственники погибшей обратились в правоохранительные органы. Они надеются, что скрыть информацию об инциденте не удастся. Они говорят, что после инцидента на место происшествия приезжали сотрудники УВД Центрального округа Москвы (ЦАО).
Пресс-секретарь УВД ЦАО Сергей Прудников подтвердил приезд сотрудников милиции, но заявил, что "никакого наезда не было".
"Погибшая надышалась выхлопными газами, там еще бетономешалка работала. Почувствовала слабость, упала. Вызвали скорую, и ее увезли. Протокол не составлялся, заявления от родственников не поступало", - сообщил г-н Прудников.
В Банке Москвы ничего не слышали о пикете и наезде на общественницу. Зам. директора центра общественных связей банка Олег Федорченко заявил , что ничего не знает об этом, но просил корреспондента "иметь в виду, что "КамАЗы" не имеют отношения к банку". Какое отношение Банк Москвы имеет к строительству своего нового офисного здания на месте памятника архитектуры, сейчас выясняют журналисты других изданий.
"Управа просит не возбуждать дело"
Ирина Дружинина также участвовала 4 августа в акции. Она утверждает, что камера уличного наблюдения управы "Мещанское", которая установлена на доме 4 по Варсонофьеdскому переулку, должна была заснять все происходящее, в том числе сам эпизод наезда. Ирина Дружинина заявила , что им домой уже "звонили из управы "Мещанская" и чиновники настойчиво просили не обращаться в милицию, не заводить уголовное дело в связи с пристальным вниманием СМИ".
"Я надеюсь, эту запись не сотрут, не уничтожат. Запись - это наше доказательство", - говорит Лилия Алиева. Эксперты отмечают, что скорее всего записи уже не существует.
"Человек большого общественного темперамента"
"Правоохранительные органы обязаны расследовать обстоятельства и причины смерти Людмилы Меликовой", - заявил Константин Михайлов, координатор движения "АРХнадзор".
"У меня с Людмилой Меликовой было несколько охранных операций по защите памятников. Совершенно ясно, что это был человек большого общественного темперамента. Людмила Дмитриевна занималась защитой памятников архитектуры и культуры не из-за любви к себе, не из-за жажды славы, а из желания обустроить жизнь в Москве. Она занималась не просто защитой памятников - для нее это был фрагмент жизни. Ее касались и вопросы экологии, местного самоуправления и многие другие", рассказал Константин Михайлов.
"Я бывал у нее в офисе и видел, с каким тщанием она занималась каждым вопросом. Я видел, с каким подробным погружением она вела свою борьбу, со всей исторической подосновой, со всеми решениями властей по этому участку чуть ли не за 10 лет. Приводила хронику строительства со всеми нарушениями: правовыми и строительными. И ее деятельность имела большой успех, не только по спасению самих памятников, но и по сплочению москвичей", - считает Константин Михайлов.
Близкие и друзья о Людмиле Меликовой:
"Документами, которые она собирала и гениально систематизировала, словами и действиями она учила москвичей, как грамотно защитить свои права, своими письмами и докладами, своей последовательностью и бесстрашием. Каждое ее блистательное выступление, будь-то точечная застройка, экология, сохранение исторического наследия, сопровождалось безупречным знанием предмета и всегда было идеально подкреплено юридически. Будучи бывшим министерским работником, специалистом старой закалки, профессионалом до мозга костей, эта невысокая породистая коренная москвичка хорошо поставленным голосом приводила в ярость своих оппонентов. Она им указывала на нарушение закона. Ее перебивали, ей грубили,чиновники Москомнаследия например. Проще было прекратить встречи с общественностью, что, в конце концов, они трусливо сделали. Она и погибла, защищая наш город, нашу Москву.
Людмила Дмитриевна Меликова была членом Московского совета, "Жилищной солидарности", работала с Советом инициативных групп Москвы. Была создателем и руководителем социально-культурного фонда "Созидание". 4 августа, за пару часов до трагедии, она дала свое последнее интервью - про Генплан Москвы".
Сколько еще жизней потребуется, чтобы федеральные и городские власти осознали: исторический центр Москвы - не зона для выкачивания девелоперами и инвесторами сверхприбылей из каждого квадратного метра? Это территория нашей общей любви и заботы. Это территория охраны красивого, цельного и уникального города с тысячелетней историей.
Увы, требования горожан натыкаются на "новую экономическую политику" проводимую властями города. "Каждый метр земли города - должен приносить бабло в казну, в карман чиновникам".
Источник: Москва, которой нет, GZT.ru
ibk.ru
08.08.2009