"Теперь, вероятно, будет существовать неписаное правило, согласно которому глава ЦИК, как и президент, не сможет занимать свою должность более двух сроков подряд", - подвел итог своей работы глава Центризбиркома Александр Вешняков
Александр Вешняков "избирал" обоих российских президентов, Владимира Путина - дважды, и все последние составы Государственной думы. Не говоря уже о бесконечной череде проведенных при его участии региональных выборов. Да и автором правил игры на нашем политическом поле во многом был председатель Центризбиркома. 26 марта "эпоха Вешнякова" в истории российских выборов закончится. О своих успехах и разочарованиях Александр Вешняков рассказал в интервью "Итогам".
- Александр Альбертович, минувшим летом в интервью нашему журналу на вопрос о перспективах вашего переизбрания на должность главы ЦИК вы сказали: "Поживем - увидим". Пожили, увидели. Удивлены?
- И да и нет. Перед подписанием президентом указа у меня с главой государства состоялся подробный разговор об итогах региональных выборов, о предстоящих выборах в Думу и президента. Я рассказал о своей позиции, которую, впрочем, никогда и не скрывал, и о том, что готов и далее работать на посту главы ЦИК. Президент сказал, что с профессиональной точки зрения ко мне претензий нет, мы поразмышляли о других вариантах моей работы. В итоге уже после встречи было принято то решение, о котором вы знаете. Теперь, вероятно, будет существовать неписаное правило, согласно которому глава ЦИК, как и президент, не сможет занимать свою должность более двух сроков подряд.
- То есть основной предмет - организация и проведение выборов - вы сдали на отлично, но получили неуд по поведению?
- Разговора о моем, как вы говорите, поведении с президентом не было.
- Имелась вероятность, что вы пройдете в ЦИК по квоте Совета Федерации. Теперь не жалеете, что не воспользовались той возможностью?
- Я всегда говорил, что не цепляюсь за должность и цели стать опять во главе Центризбиркома любой ценой перед собой никогда не ставил. Если президент, зная мою позицию и результат работы, выдвигает меня в состав ЦИК - я там работаю, нет - значит нет.
- Наблюдатели считают, что одним из мотивов, по которому вы не попали в новый состав ЦИК, была ваша публичность и политизированность. Справедлива ли эта критика?
- Нет. Я считаю, что как эксперт в области избирательного права и как руководитель органа, обязанного принимать меры по развитию избирательной системы страны, должен высказывать свою точку зрения на те или иные предложения по изменению выборных правил. Тем более когда речь идет о поправках, которые вредят нашему обществу, государству и его репутации за рубежом. Почему я должен молчать?
- Потому что все молчат. Ну, по крайней мере большинство.
- Я не такой человек, и, кроме того, надо понимать, что я высказывал не лично свою позицию, ради удовлетворения каких-то мифических амбиций, а позицию ЦИК. Как я мог промолчать, когда парламент в одном и том же составе предлагает прямо противоположные нормы выборного законодательства, например о досрочном голосовании? Когда я и мои коллеги как правоприменители видели очевидные неточности и ошибки законодательства, мы обязаны были реагировать. Если мы не могли уладить вопросы в рабочем порядке и понимали опасность нововведений, приходилось бороться за них публично.
- После вашей отставки есть гарантии, что ваши оппоненты не захотят взять реванш?
- Я очень надеюсь на здравые силы общества, которые никогда не позволят исключить в России реальную политическую конкуренцию.
- Можете ли вы сказать, что у нас создана система, при которой демократические выборы могут проходить в автоматическом режиме?
- Хотелось бы, чтобы так было, но, боюсь, пока этого нет. Дело ведь не в законах, а в том, кто их применяет.
- Подводя итоги своей деятельности в ЦИК, можете ли вы сказать, чем гордитесь и о чем сожалеете?
- Я полагаю, что наша избирательная система при всех ее недостатках сегодня все же может проводить выборы в основном в соответствии с международными стандартами. Я горд тем, что Центризбирком и комиссии субъектов Российской Федерации имеют современную материально-техническую базу, в них работает много порядочных и профессиональных специалистов. В стране есть единый день голосования и выборы по партийным спискам в регионах, против которых боролись местные власти. В декабре впервые будет применяться пропорциональная система выборов в Госдуму. Всем стало очевидно, что в российских условиях она работает более демократично, справедливо. Хотя, к большому сожалению, нам и не удалось отменить практику "паровозов". Никто не верил нам, что благодаря ГАС "Выборы" мы сможем уже утром следующего после выборов дня вывешивать в Интернете результаты со всех участков, чтобы с ними могли ознакомиться наблюдатели и любой желающий. Мы это сделали в 2003 году. Вокруг нас очень много стран, где предварительные результаты голосования не могут получить неделями. Общество и мир настолько к этому привыкли, что, я считаю, это достижение не может быть никем в дальнейшем пересмотрено. Надо и дальше внедрять новые технологии, чтобы граждане нашей страны были уверены, что голоса подсчитаны абсолютно верно.
- Вам могут возразить: что толку от прозрачности в подсчете голосов, если партии снимаются с выборов за малейшие нарушения?
- Действительно, на выборах 11 марта мы столкнулись с семнадцатью случаями, когда партиям было отказано принимать в них участие. Мало того что у нас в законодательстве явный перебор несущественных оснований для отказа в регистрации, так еще их доводят до абсурда некоторые комиссии на местах. Например, члены комиссии обязаны говорить кандидатам об устранении неточностей в документах, а на деле тянут с этим до последнего, чтобы у неугодных кандидатов не было времени исправить оплошности. В этой связи мы готовим специальную инструкцию ЦИК по единообразному применению этой нормы. Возможно, ее будет утверждать уже новый состав комиссии. Я много раз говорил и сейчас повторяю: власти и избиркомам пора уже давно понять, что комиссии созданы не сами для себя или для устранения неугодных по указанию сверху, а для осуществления избирательных прав граждан, гарантированных Конституцией.
- Теперь ясно, почему на юбилей коллеги подарили вам маленькую скульптуру Дон Кихота.
- По природе и воспитанию я, безусловно, идеалист. В то же время за 17 лет, проведенных во власти в Москве, хочешь не хочешь, становишься прагматиком. И бесплодным мечтателем меня назвать, наверное, трудно.
- Некоторые сомневаются, что ЦИК должен быть независимым органом власти.
- Независимость должна быть, к этому надо стремиться, и она есть у действующего состава Центризбиркома.
- Известно, что вас приглашают к себе различные политобъединения.
- Да, я за один день получил приглашение от трех партий.
- Пойдете?
- Пока я на тему своего будущего не хотел бы никому давать никаких комментариев. Я готов выслушивать все предложения, а затем приму, надеюсь, единственно правильное решение. Замечу только, что сейчас порой просто очень интересно слушать комментарии в мой адрес. Люди проявляются замечательно. В чем-то мой уход стал для меня даже полезен. Навевает философские мысли. Таким образом лучше узнаешь людей. Это пригодится, ведь я не ухожу на пенсию.
- Подтверждаются ли обнародованные СПС и другими партиями факты фальсификаций на выборах 11 марта?
- Пока я не могу это комментировать. У меня нет на этот счет четких материалов. Могу только сказать, что в Дагестан выезжают представители Центризбиркома, чтобы разобраться с ситуацией, касающейся использования комплексов обработки избирательных бюллетеней в Махачкале. Есть там кое-какие вопросы к конкретным людям.
- Ваш прогноз о количестве партий, которые примут участие в думских выборах, и сколько из них преодолеют 7-процентный барьер?
- Мой прогноз не меняется уже несколько лет. Примут участие не менее десяти, пройдут в Думу три - пять партий.
- Смогут ли поучаствовать в президентской гонке оппозиционные кандидаты?
- Если к этому делу очень серьезно не готовиться заранее, не иметь за собой единомышленников и не опираться на массовую поддержку граждан, то шансов практически нет. Партии, которые получат поддержку избирателей на выборах в Госдуму, будут иметь право выдвинуть кандидатуру в президенты на съезде без сбора двух миллионов подписей. Может происходить и самовыдвижение кандидата, но тогда нужны подписи, а требования по срокам их сбора и по качеству будут в этот раз очень жесткие. Раньше можно было допустить двадцать пять процентов брака, теперь только пять.
- Вы не исключаете в этой связи, что кандидат в президенты от власти будет выдвинут от партии "Единая Россия", которая скорее всего наберет наибольшее количество голосов в Госдуму на декабрьских выборах?
- Я считаю, что это было бы логично, так же как и выдвижение кандидатов на президентский пост от любой партии, прошедшей в Госдуму.
- Некоторые эксперты рассматривают возможность рокировки Владимира Путина с преемником. Мол, победивший кандидат складывает полномочия, назначаются новые выборы. Таким образом фактически получается третий срок.
- Такая модель есть, но она возникла, на мой взгляд, в не совсем здоровом воображении. Ну и кроме того (смеется), мне придется тогда возвращаться на третий срок главы ЦИК, а это, полагаю, не менее реально, чем третий срок президента.
- Сохранится ли преемственность в работе Центризбиркома?
- Я очень на это надеюсь, тем более что десять человек из пятнадцати - люди не новые, хорошо знают избирательный процесс. Я хотел бы пожелать новому составу сделать все возможное, чтобы в крайнем случае в апреле закончить наконец вносить поправки в выборное законодательство. Иначе не хватит времени для нормальной подготовки к организации федеральных кампаний.
- Будут ли выборы нового руководства ЦИК формальностью или возможна борьба за ключевые посты председателя, зама и секретаря?
- Я не исключаю, что может возникнуть интрига.
- Желающих ответить за результат предстоящих не очень простых выборов окажется не много?
- Легкой жизни этот пост точно никому не гарантирует.
- Вы говорите о возможности "оранжевой революции"?
- Нет. Я уверен, что никакого "майдана" в России не будет. Но и скучать ни на думских, ни на президентских выборах тоже не придется.
Денис Бабиченко
Еженедельный журнал "Итоги", No12, 19 марта 2007 года