29 января 2010
6047

Die Welt: НАТО в Афганистане: обеспокоенность и злорадство России

Положение НАТО в Гиндукуше для России более чем знакомо. В конце 80-х годов поверженному бывшему Советскому Союзу пришлось покинуть Афганистан. Москва поддерживает новую стратегию в этой стране, хотя российские эксперты проводят пугающие параллели.

Манфред Квиринг

Россия заинтересовано, хотя и с некоторым злорадством, наблюдает за трудностями западных союзников в Афганистане. Политики, такие как Дмитрий Рогозин, дают рекомендации западным вооруженным силам, исходя из интересов России не покидать страну, т.к. "терроризм и наркотики угрожают и нам".

Журналист Владимир Снегирёв, который наблюдал за советской кампанией в 80-х и за ситуацией в Афганистане в 90-х, предупреждает о том, что каждое увеличение численности войск приведет к бурному сопротивлению. Но также он считает стратегию одновременного осуществления военных действий и помощи по восстановлению единственно верным путем. С "Талибаном" нужно вести переговоры.

В 1981 году Снегирёв в качестве корреспондента "Комсомольской правды" впервые попал в Афганистан, где остался на год, и в течение следующих 20 лет снова и снова возвращался туда. "Афганистан стал частью моей жизни", - говорит он.

В декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан, предположительно для помощи Бабраку Кармалю. Спецподразделение "Альфа" взяло штурмом Президентский дворец в Кабуле, в результате которого был убит Хафизулла Амин, который за год до этих событий пришел к власти благодаря прокоммунистическому государственному перевороту. "Альфа подчинялась приказу заполучить его мертвым", - утверждает Снегирёв. "Чего они хотели добиться? Приговорить его? Для чего?"

Никому и в голову тогда не могло прийти, что война будет настолько тяжелой, выиграть которую представляется невозможным. "Мы плохо знали Афганистан. Это было государство на периферии, с которым у СССР вне зависимости от господствующего режима - монархии или республики Дауда - всегда были хорошие отношения. "Никто не знал реальности. Когда наши войска вошли в страну, все полагали, что это ненадолго".

Сопротивление увеличится

Снегирёв, наблюдая за ситуацией, в которой находятся сейчас американцы и международная коалиция, проводит значительное количество параллелей. Главная из них: "Чем больше войск сюда будут направлены, тем сильнее будет разгораться война, тем сильнее будут защищаться афганцы".

Сначала СССР направил 60 тыс. человек, затем постепенно увеличил так называемый в официальных сводках "ограниченный контингент" до 120 тыс. солдат. Данные меры не принесли никаких результатов, и в 1989 году советские войска покинули Афганистан.

Подобное грозит сейчас Западу. Если Обама пришлет в Афганистан обещанное подкрепление из 30 тыс. человек, то сопротивление афганцев увеличится в разы. С такими прогнозами выступает русский ветеран Афганистана.

Президент Хамид Карзай, на которого Запад делает ставку, не может ничего изменить. В советское время главу звали Кармаль Бабрак. Как Карзай сегодня, Кармаль также сидел в своем президентском дворце, и не мог решить проблемы страны.

Далее - афганская армия. "Мы пытались создать армию, но этого не удалось сделать. Она была небоеспособной, дезертирство стало в ней обычным явлением". По данным Снегирёва, каждый год дезертируют 20-30 тыс. солдат, некоторые даже "с оружием в руках".

История, кажется, повторяется

Стоит ли пытаться в сложившейся ситуации вступать в переговоры с Талибаном, несмотря на их враждебное отношение ко всему западному, на их поддержку терроризма "Аль-Каиды"?

Снегирёв, который в 80-х и 90-х часто бывал в стране и встречался с представителями различных сил, дает положительный ответ на этот вопрос: "Талибан - это немаленькая группа террористов, их поддерживает большая часть населения страны. На их стороне не только афганцы, но и таджики, и узбеки". Они являются частью народа, с которой нужно вести диалог. Хотя точно неизвестно, что из этого может получиться.

Исходя из собственного опыта пребывания в Афганистане, он считает неправильным навязывание афганцам чужих для них систем. "Они не хотят социализма, они не хотят капитализма, они хотят жить своей жизнью. Если им начинают помогать в цивилизованном обустройстве жизни, например, в образовании детей, то они это высоко оценивают. Афганских детей приглашают для получения среднего и высшего образования в другие страны, и это дает определенный импульс.

Так почему же военные кампании всех государств, войска которых входили на территорию Афганистана, провалились? Сначала - британцы в 19-ом веке, затем - СССР в 20-ом, и теперь, возможно, американцы и европейцы.

Снегирев дает этому свое объяснение: "У афганцев это в крови - они не переносят чужаков, пришедших к ним с оружием. Они самоотверженно защищаются". Советский союз допустил ошибку в расчетах, полагая, что война пойдет по тому же сценарию, что и в Венгрии в 1956-ом или в Чехословакии в 1968-ом. "Но Афганистан живет по другим правилам, если иностранец приходит с деньгами и проектами, тогда к нему относятся доброжелательно. А если с оружием, то он становится врагом. Возможно, ему улыбнутся в лицо, но выстрелят в спину".

К тому же, Афганистан - государство многонациональное. "О чем можно договориться с афганцами, не примут таджики и наоборот. Кроме этого, среди афганцев существует множество кланов, найти взаимопонимание с которыми крайне сложно".

Снегирев соглашается с мнением советского экс-генерала Бориса Громова, который на днях высказался резко против вывода войск НАТО из Афганистана. Борис Громов, будучи советским генералом, отдал приказ направить оставшиеся войска в Термез через Пяндж, а затем обратно - на родину. Полномочный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин настоятельно рекомендует борющемуся в Афганистане западному альянсу не отступать из страны.

НАТО в тупике

"На фоне складывающихся политических последствий для НАТО, для безопасности Запада, для будущего Средней Азии продолжение операции НАТО неизбежно", - писали они на днях в совместной статье для New York Times.

В кажущейся тревоге за будущее североамериканского союза они напоминают о том, что советский провал в Афганистане стала началом краха Советского Союза. И сейчас для НАТО настал момент истины. Русские политики полагают, что если Альянс не достигнет собственных поставленных целей, то он потеряет свою моральную и рациональную основу. Уход из Афганистана без победы может привести к политическому краху западных структур безопасности.

К выше сказанному Рогозин и Громов добавляют, что в Москве боятся возможных последствий вывода войск из региона, так как это скажется на безопасности России. Если НАТО отступит, то исламисты получат дополнительный импульс, что приведет к дестабилизации республик Центральной Азии и к потоку беженцев в Россию и в Европу.

К тому же, в Россию и Европу возрастет поток опиума. Во времена Карзая, семья которого задействована в этой сфере, производство опиума достигло немыслимых ранее объёмов. В 2008 году было произведено 7700 тонн, и это в 40 раз больше, чем в 2001 году, когда международные вооруженные силы вошли в Афганистан. "Талибан" же высказывается четко против производства опиума, т.к. оно не совместимо с их интерпретацией Корана.

"Только устранение Осамы бин Ладена, - полагают Громов и Рогозин, - не гарантирует успешного завершения миссии". Минимум, который требуется от НАТО, по их мнению, - построение стабильного политического режима и предотвращение "талибанизации" целого региона.

Россия готова поддержать НАТО в осуществление полномочий, данных Советом Безопасности США, и в Москве недовольны "капитуляционным настроением" в штаб-квартире НАТО. Разумеется, российское правительство, принимая во внимание собственный опыт, отказывается от всякого военного участия.

Перевод Екатерины Чернышиной и Ольги Хайминой

Медианомика, специально для СМИ2

29.01.2010

smi2.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован