16 ноября 2000
5173

Дипломатическая кухня

Дипломатическая карьера еще совсем недавно считалась одной из самых престижных. А что, работа непыльная, место хлебное и, соответственно, блатное. Нынче в дипломатии случайных людей почти не осталось. Зато и шансы на успех у того, кто не мыслит жизни без МИДа, возросли.

Пришел, обаял, убедил - вот, пожалуй, формула дипломатического успеха. Но только на первый взгляд. Для того чтобы получились сливки, сколько нужно взбивать молоко? Сливки общества тоже получаются в результате сложного процесса сепарации. Не зря дипломаты во все времена считались самыми культурными и образованными людьми.

Тютчев и Грибоедов были дипломатами. И не они одни. В XIX веке более тридцати выдающихся русских писателей и поэтов служили на дипломатической ниве.

К послам всегда относились с большим пиететом. Так, иранцы в качестве компенсации за гибель Грибоедова преподнесли в дар Российскому государству знаменитый алмаз "Шах" (сейчас он хранится в Алмазном фонде).

Каждое слово дипломата выпестовано и исполнено смысла. Талейран, когда ему доложили о том, что умер один посол, спросил: "Да? А что он хотел этим сказать?"

Профессиональный багаж дипломата - несколько языков, феноменальная начитанность и информированность, надежные связи и чутье как у хорошей собаки.

Карьера дипломата прямолинейна, как железная дорога между Петербургом и Москвой. И движется она, как поезд по заданному маршруту,- со строго определенным набором остановок. Последовательность должностей и рангов была предписана еще знаменитой петровской "Табелью о рангах": атташе, третий секретарь, второй секретарь, первый секретарь, советник, посланник, посол.

Кроме того, у всех рангов, кроме атташе и посла, есть дробление на второй и первый классы.

Выпускник МГИМО, пришедший на работу в МИД, для начала оказывается на должности референта. Первый, низший дипломатический ранг ему присваивают, как только он дорастает до атташе. Промежуток между рангами, как правило, составляет три-четыре года. Названия у должностей такие же, как у рангов. Но часто на практике ранг отстает от должности. Например, бывает, что послом работает посланник. Ранги присваиваются пожизненно и сохраняются, даже если человек уходит с дипломатической работы. Посол - высший ранг, но не самая высокая должность. Можно дослужиться до директора департамента МИДа, заместителя министра или даже министра иностранных дел.

Тех, кто прошел все ступеньки дипломатической службы, называют карьерными дипломатами.

Бывший министр иностранных дел Андрей Козырев и нынешний Игорь Иванов - типичные карьерные дипломаты. Анатолий Адамишин, бывший посол в Италии и Великобритании, бывший первый замминистра иностранных дел, бывший министр по делам СНГ,- тоже карьерный дипломат. Он начинал с должности референта в МИДе.

Парадоксально, но те должности, которых мидовцы достигают, монотонно перемещаясь по служебной лестнице, чужаки-непрофессионалы (как, например, Шеварднадзе или Примаков) сплошь и рядом получают "на блюдечке с голубой каемочкой". Этих дипломатов называют политическими назначенцами. А все дело в том, что они завоевали свой авторитет на "смежном поле" - в науке, культуре, политике или экономике.

Дипломатическая карьера журналиста Александра Бовина началась с командировки в Израиль и беседы с министром иностранных дел Борисом Панкиным. Тот и предложил политическому обозревателю стать послом в Израиле. Чуть позже это предложение подтвердил Михаил Горбачев.

Кстати, к назначению ректора МАИ Юрия Рыжова послом во Францию руку приложил тот же Панкин. Это произошло в 1991 году в Париже на сессии ЮНЕСКО, куда Рыжов приехал в качестве председателя комитета Верховного Совета по науке, культуре и образованию.

В советские времена политическими назначенцами были члены ЦК. Для них дипломатическая миссия часто заменяла почетную ссылку и после вольготной жизни на родине казалась сущим адом. Сталин, например, "наказал" замминистра иностранных дел Громыко, командировав его послом в Англию.

Уникальная дипломатическая карьера выпала на долю Анатолия Добрынина. Он попал в Высшую дипломатическую школу во время войны по решению ЦК КПСС. По приказу Сталина будущих дипломатов набрали из молодых инженеров с оборонных заводов. Главным критерием было умение уживаться с рабочими, которыми они руководили. Добрынин оказался прирожденным дипломатом: он работал при шести американских президентах и пробыл послом в США рекордный срок - 24 года.

Не все видят поэзию в перемещении по карьерной лестнице. Некоторым дипломатам гораздо интереснее заниматься изучением одной страны. Кайф от работы для них несоизмерим с удовольствием от смены рангов.

Юрий Рубинский, например, 18 лет проработал советником посольства во Франции (рекордный срок для дипломата в этой стране). Его пригласили как специалиста по Франции из Института мировой экономики и международных отношений. Он известен большим числом книг, читает лекции в лучших университетах мира, дружит с представителями политической элиты. Сейчас Рубинский работает руководителем Центра французских исследований Института Европы РАН.

www.kariera.orc.ru
08,1999
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован