16 августа 2007
2867

Диверсия не свернет планы по скоростному движению

Не исключено, что аварию на участке железнодорожного пути между Москвой и Санкт-Петербургом, где произошел взрыв поезда "Невский экспресс", готовили и раньше.

Примерно месяц назад на этом маршруте незадолго до следования пассажирского состава железнодорожниками был обнаружен тормозной башмак, прикрепленный к рельсу. Об этом рассказал вчера на пресс-конференции президент ОАО РЖД Владимир Якунин.

Тогда это дело решили не предавать широкой огласке, хотя Якунин и сообщил о происшествии руководству правительства, ФСБ и МВД. Задержанный правоохранительными органами покушавшийся оказался человеком со слабой психикой. Но тем не менее не исключено, что на такой поступок его мог кто-то подтолкнуть. Пока нельзя точно сказать, чем было происшествие месячной давности - диверсией, "преддиверсией" или хулиганством, сказал вчера Якунин. Но возможно, что в свете аварии, случившейся в ночь с 13 на 14 августа, и в этом деле будут обнаружены новые подробности.

В то же время РЖД собирается обратиться с предложениями об ужесточении наказания за вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта. Речь идет о введении жестких мер к тем, кто "по глупости" или же из злого умысла подкладывает на рельсы металлические предметы, разбирает их, крадет или портит разное оборудование.

Таких фактов - огромное количество. Только в первом полугодии 2007 года было зафиксировано 812 актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта. И все это приносит компании колоссальный материальный ущерб, а зачастую содержит и реальную угрозу безопасности движения поездов.

Но сейчас, поясняет Якунин, в Уголовном кодексе уголовная ответственность предусматривается только в тех случаях, если наступают тяжкие последствия. Но это, по мнению Якунина, неправильно.

А на протяжении последних суток железнодорожники занимались восстановительными работами на Октябрьской дороге. Вчера в полдень движение там уже возобновилось. Правда, первое время составы будут двигаться медленнее, чем обычно, - сначала на скорости 40 километров в час, потом - 60 километров и так далее. В устранении последствий аварии участвовало более 300 человек. Якунин доволен работой своих подчиненных и всех тех, кто оказывал железнодорожникам помощь. Сразу после аварии, отметил он, "не было ни паники, ни воплей, ни криков", все действовали очень слаженно. Профессионально повел себя и машинист поезда Алексей Федотов. Все происходило буквально в доли секунды, но он автоматически сделал все, что необходимо, и это предотвратило жертвы, рассказывал Якунин. 14 августа он побывал в семье Федотова. А вчера глава РЖД направил письмо в минтранс с просьбой представить к государственной награде людей, принимавших участие в устранении последствий аварии. Причем среди них есть не только железнодорожники. "Эти люди совершили героические поступки", - считает глава РЖД.

Что же касается обеспечения безопасности движения поездов, то с этой задачей, по мнению Якунина, железнодорожники в состоянии справиться: устанавливаются ограждения путей и мониторы в вагонах (в том числе и в электричках), по расписанию проводятся путевые обходы. Вполне надежна и конструкция используемых поездов и локомотивов.

И даже произошедшая авария не станет препятствием для планов РЖД по развитию высокоскоростного движения. Первые скоростные поезда придут на смену "Невскому экспрессу" уже в следующем году. РЖД уже вложило в инфраструктуру на этом направлении около 3 миллиардов рублей. К тому же поезда на скоростных маршрутах должны проходить по эстакадам либо по огражденному пути. Так что доступ к таким участкам дороги ограничен. "Количество преступных криминальных элементов меньше, чем население страны", - говорит Якунин. И потому диверсия не может быть поводом для того, чтобы сворачивать планы по скоростному движению. А вот усилить систему наблюдения, сотрудничество с правоохранительными органами необходимо, признает Якунин. В программе развития железнодорожного транспорта есть и раздел, посвященный антитеррору. Но ясно, что основная ответственность за предотвращение терактов лежит все-таки не на железнодорожниках, а на специалистах из других ведомств. "Мы не можем на 100 метров участка поставить железнодорожника с биноклем", - поясняет Якунин.

Убытки РЖД от аварии "Невского экспресса" пока не подсчитаны. Впрочем, вчера Якунин, отвечая на вопросы журналистов, привел некоторые цифры: в 2,5 миллиона рублей обошлось компании бесплатное питание для задержанных в связи с аварией поездов пассажиров, надо будет отремонтировать 12 вагонов. При этом ремонт одного вагона стоит более 12 миллионов рублей, более чем в 100 миллионов рублей компании обойдется покупка нового локомотива, затрат потребует и ремонт пути. То есть, по самым приблизительным прикидкам, РЖД понадобится более 250 миллионов рублей. Но средства на компенсацию форс-мажорных обстоятельств у компании зарезервированы, заверяет Якунин.

А вот выплатой компенсаций пострадавшим в результате аварии гражданам займется страховая компания ЖАСО. Накануне "РГ" уже сообщала о формуле, по которой рассчитываются эти выплаты. Они составят не более 12 тысяч рублей для тех, кто был застрахован по программе обязательного личного страхования и не более 250 тысяч рублей плюс столько же на лечение и лекарства, подтвердил глава РЖД. Он напомнил, что после печальных событий с аварией в Минеральных Водах РЖД помогала пострадавшим, потому что пассажиры электричек страховой полис не приобретают. Но здесь иной случай. РЖД же компенсирует пассажирам ущерб только в тех случаях, если по вине компании происходит задержка поездов, пояснил Якунин.

Елена Кукол
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4441 от 16 августа 2007 г.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован