29 октября 2005
5181

Для меня Арбат - это судьба!

К Арбату я подбиралась медленно, но верно с 18 лет. Первый шаг был сделан при поступлении в ГИТИС в Малом Кисловском переулке, неподалеку от Арбатской площади. Потом в моей жизни появился Арбат - я стала студенткой расположенного здесь Щукинского училища. Главное "путешествие" по Арбату продолжилось, когда меня приняли в академический театр им. Евгения Вахтангова, где я работаю уже 18 лет. На Арбат переехал и Дом актера, в котором я люблю бывать. Логическим завершением моей связи с этим местом стал переезд в квартиру в Большом Власьевском переулке.



Юлия Рутберг: Арбат для меня - не только улица. Это образ жизни. Из каких бы красивых городов мира я не возвращалась в Москву, язык, говорю и пою по-французски), потому что не сумею выразить свои эмоции столь свободно и ясно, как по-русски.



арбат: К сожалению, времена меняются, Арбат Окуджавы уходит в прошлое...



Юлия Рутберг: Да, и не только это. Уходят люди, которые, как казалось в юности, будут вечно. Председателем экзаменационной комиссии, подписавшим мой диплом, был Иннокентий Смоктуновский. В одном из своих первых спектаклей я выходила на сцену с Людмилой Целиковской, рядом был Григорий Абрикосов... Я пришла в театр в тот год, когда его возглавил Михаил Ульянов, и казалось, что это навсегда. Но вот наступил момент завершения эпохи. Закончилась одна моя жизнь в театре и начинается какая-то другая, неведомая мне... К счастью, мои замечательные педагоги задали мне высокую планку художественного уровня, который они сами олицетворяли.



арбат: Хорошо, когда есть такие ориентиры.



Юлия Рутберг: Да, очень важно, в какой воде ты плаваешь, какие благородные киты проплывают рядом... И Арбат, и люди, с которыми я встречалась в училище, театре, составляли среду обитания, которая формировала меня. Пушкин в "Пиковой даме" говорит о Германе: "Эта минута решила его участь". Так и мою участь решило мгновение, когда Алла Александровна Казанская взяла меня к себе на курс в Щукинском училище, куда я с третьего раза поступила после ухода из ГИТИСа. С тех пор я в этом пространстве плаваю, живу. Для меня Арбат - это судьба.







арбат: Судя по всему, вы чувствуете себя здесь комфортно.



Юлия Рутберг: Я обожаю гулять по Арбату. И неважно, что у стены Цоя орут ребята, а с лотков торгуют матрешками и шапками. Все это "пена дней". Арбат несет в себе такой заряд художественности, здесь сосредоточено так много прекрасного, что для меня торговые палатки, шум, мусор - как параллельные воды, меня это не раздражает. У Цветаевой есть произведение "Мой Пушкин", а у меня с определенного момента сложился "мой Арбат" - такой, какой есть. Мы с ним меняемся параллельно, но это по-прежнему моя жизнь. Сейчас вся жизнь - сплошная ярмарка тщеславия, но я умею абстрагироваться, любить и ценить то, что есть.



арбат: Не скучно жить и работать в одном месте?



Юлия Рутберг: Это замечательно! Возникает дополнительная близость с окружающей средой. И потом, я много езжу, играю в разных спектаклях, театрах, странах. Но моя самая любимая, лучшая сцена - это вахтанговский театр.







арбат: Отражается ли смена поколений на состоянии театрального коллектива, театра вообще?



Юлия Рутберг: Скорее, на общем состоянии театра. Но это нормально - как любой живой организм, театр меняется. И вопреки всем прогнозам, он доказал, что это живое искусство. Говорили, что театр исчезнет, когда появилось кино, потом пришло телевидение, видео, а театр жив, и порой он даже живее других искусств.

Сегодня зрители просто ломятся на спектакли. Причина проста: людям надоело все виртуальное, "плексигласовое", они потянулись к натуральным продуктам, к изделиям ручной работы. То, что происходит на сцене, рождается здесь и сейчас, на их глазах. В этом - чудо замечательного организма, который называется театр.



арбат: Но есть и "плексигласовые" спектакли, сделанные на потребу дня, например антрепризы.



Юлия Рутберг: Антрепризы бывают разные. Хорошо, что когда у государственных театров возник кризис, появились такие образования свободных художников. Я с удовольствием участвую в суперуспешном проекте - спектакле "Ханума", который зритель принимает так, что любой театр позавидует. Недавно в Театре киноактера мы выпустили спектакль "Пигмалион" Бернарда Шоу в постановке Павла Сафонов. Очень дорогой, красиво оформленный спектакль, в нем занято много приличных артистов, что гарантирует хороший уровень постановки. Качество актерской работы не зависит от того, репертуарный это театр или антреприза.



арбат: Вас причисляют к интеллектуальным актрисам. В чем это, по-вашему, выражается?



Юлия Рутберг: Не знаю. Я такая, какая есть. Приходящий в искусство человек должен быть умным, начитанным и соображать, что он делает. Глупец глуп везде и во всем. Из-за дураков порой происходят такие непоправимые вещи!.. Есть еще наивность, но это совсем другое - способность к сиюминутному восприятию, для актера это грань дарования.



арбат: А молодежь, приходящая сегодня в театр, она какая?



Юлия Рутберг: Разная. И прекрасная, и окрыленная, и одержимая, и жаждущая играть, и молящаяся тем же богам, что и мы. Но есть и циничные молодые люди, которых интересуют лишь деньги, они почему-то считают, что им все должны. Но так было всегда. Все зависит от того, в какой семье человек вырос, что усвоил в общении с педагогами, наконец, зачем он пришел в театр. Если ему нужны только цветы и шампанское, то он бедолага. Потому что наша профессия - одна из самых жестких, она требует крепкого физического и психического здоровья, колоссальной выносливости, воли.


арбат: Вас можно чем-то обидеть?



Юлия Рутберг: Конечно. Прежде всего, хамством. Есть такое свойство - ироничность. Александр Блок писал, что определенная доза иронии украшает человека, самоирония делает его особенным. А дальше, с увеличением дозы, ирония начинает разъедать все вокруг как ржавчина, как серная кислота. Есть люди, у которых ирония граничит с хамством, переходит в цинизм, они могут обидеть собеседника, полагая, что тонко пошутили. Это разрушительно! Правда, со мной такое возможно в течение нескольких секунд, пока не пойму, с кем имею дело, а затем я отвечу, в чужой карман за словом не полезу. К таким людям я беспощадна.



арбат: Значит, вы сильный человек?



Юлия Рутберг: Я разная. Но не надо меня доводить. По жизни я такая верблюдица. Как-то прочитала, что когда человек докучает верблюду, обижает его, вначале он медленно поднимает голову и смотрит обидчику в глаза. Если тот не понимает, животное начинает медленно собирать слюну, предупреждая, что, мол, хватит приставать. А если и это не понятно, то человек получает плевок "по полной". Вот это три ступени моего общения с дураками, хамами и наглецами. Я человек терпимый, считаю, что не стоит тратиться на дураков. Но уж если достанут, тут уж извините... Активный дурак - страшное явление.



арбат: Не кажется ли вам, что сейчас время активных дураков?



Юлия Рутберг: Пожалуй. И время дилетантов. При этом все у нас звезды. А профессионалов - в любой сфере - можно по пальцам перечесть.



арбат: Тогда какое же будущее ждет театр?



Юлия Рутберг: Да нет, все будет в порядке. Все равно Землю крутят чудаки и фанаты своего дела - медики, ученые, музыканты. Без спиваковых, мацуевых, борисовых, ульяновых мир не останется. Как и без филоновых, шагалов, модельяни.



арбат: Кстати о Модельяни. Фотохудожник Екатерина Рождественская изобразила вас в образе модели этого художника. Есть ли здесь какая-то внутренняя связь?


Юлия Рутберг: Да, это один из моих "сущностных" художников, как и Эль Греко, Лотрек, отчасти Пикассо. Мне кажется, что живопись для актера, режиссера - мощная составляющая их мировосприятия, она дает представление о пластике, выразительности, образности жизни. Работая над ролью, я часто беру в "помощники" какого-нибудь художника, точнее, созданный им образ. Это используют режиссеры, которые меня знают. Когда мы с Романом Григорьевичем Виктюком репетировали "Я тебя больше не знаю, милый", он крикнул мне: "Лотрек!" - и я тут же села по-другому. А на репетиции "Пиковой дамы" стоило Петру Наумовичу Фоменко сказать мне: "Магрит!" - как я накинула на голову юбку. Зная этих художников, я сразу поняла, что имели в виду режиссеры. Было приятно, что мы говорим на одном языке, я их понимаю.



арбат: Сегодня в моде образ "гламурной" личности. Как вы его понимаете?



Юлия Рутберг: Я его не понимаю. Гламур построен на среднестатистическом образе красавицы (красавца). Странно видеть, как вдруг кого-то объявляют законодателями моды, манер. Зачастую эти "эталоны" просто редкие уроды, хотя сами они этого не понимают, а окружающие стесняются раскрыть им глаза. И люди пытаются походить на них, на героев глянцевых журналов. Но только дурак считает, что если выглядеть как другой человек, то станешь таким же успешным и востребованным. Внешность должна соответствовать внутреннему миру, а не растиражированному образу. Нужно, чтобы вещи подчеркивали твои достоинства, а иногда и недостатки, ведь в них твоя особенность. Многие художники, режиссеры используют человеческие изъяны, чтобы усилить выразительность образа.

арбат: Легко ли вам общаться с публикой?



Юлия Рутберг: Легко, потому что я всегда работаю для себе подобных. Я уважительно отношусь к публике, не предполагаю наличия в зале дураков. Если я понимаю, о чем речь, то и зритель поймет. А кто не понимает - будьте любезны подтянуться. Я не собираюсь снижать планку и заниматься адаптацией, как это сейчас делается: превращают книгу "Война и мир" Толстого в тощий фотобук. Непонятно - вставайте и уходите. Я считаю, артист - очень высокое звание, он обязан дорожить своей репутацией. Он воздействует на мир тем, что и как говорит, на чем делает акцент, как играет. Каждый артист, особенно известный, в состоянии повысить или понизить культурный уровень зрителей.



арбат: А некоторые говорят, что им нет дела до мира, они просто занимаются самовыражением.



Юлия Рутберг: Я выхожу на сцену не самовыражаться, а саморазряжаться от того, что постоянно впитываешь из окружения, накапливаешь в себе каждодневным трудом. Самовыражение мне неинтересно.



арбат: Много ли у вас друзей?



Юлия Рутберг: Настоящие друзья - создания штучные, они накапливаются в течение жизни. Для меня дружба - очень мощное понятие. Если бы не было настоящих друзей, которые протянут тебе свои руки, глаза, губы, когда ты в депрессии, и при этом им совершенно неважно, как ты выглядишь, я бы, наверное, с какими-то жизненными ситуациями не справилась. Между дружбой и любовью, этими доминантными чувствами, я ставлю знак равенства.



арбат: Возвращаясь к Арбату, как вы относитесь к происходящим с ним, как и со всей Москвой, переменам?



Юлия Рутберг: Современная "шатровая" архитектура, башенки, пластиковые окна - все это настолько не Москва!.. Если брать Остоженку, Арбат, Пречистенку, Замоскворечье, то столица уже потеряла свой заповедный облик. Пожалуй, ни в одной другой стране не станут ради денег так насиловать город, уничтожать память предков. Вандализм по отношению к архитектурному наследию Москвы меня уже не удивляет. Боюсь, за деньги у нас могут поджечь Пушкинский музей и построить там казино. Говорить на эту тему мне больно. Когда я попадаю в спальный район, кажется, что очутилась в матрице. Зрение - мощнейший способ восприятия мира. Представляю, какой образ мира складывается у ребенка в спальном районе...

арбат: Удивительно, но вашему сыну уже 20 лет. Он пойдет по вашим стопам?



Юлия Рутберг: Театр Гришу не привлекает, он учится в Международном университете рекламы. Интересуется кино, особенно европейским. Посмотрим, что из этого выйдет.



арбат: Мало кому удается, как вам, еще в детстве сделать точный выбор профессии.



Юлия Рутберг: Да, я решила стать актрисой в пятом классе. Некоторые философы считают, что жизнь дается для того, чтобы найти себя, и если человек нашел свое дело даже в девяносто лет, то он не зря прожил жизнь.

www.jrutberg.com
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован