С моей точки зрения, основным событием политической жизни в Нижегородской области в 2006 году является радикальное изменение фактического положения областного Законодательного собрания в общей структуре власти. Оно потеряло самостоятельность и превратилось в придаток правительства Нижегородской области.
Если раньше был какой-то паритет между законодательной и исполнительной властью, и они не вмешивались в компетенцию друг друга, то сейчас этого паритета нет. Политическая конкуренция и конкуренция в полномочиях всегда являются позитивным фактором, поскольку противостоят монополизму на правду, на правильность. Если их нет, наступает застой.
Экономические процессы, протекающие в регионе, связаны с политикой, и доминирующую роль в их организации играет сейчас, как и положено, правительство Нижегородской области. Оно сосредоточило в своих руках полномочия по решению вопросов землепользования и вопросов по одобрению тех или иных проектов, приданию им статуса инвестиционных, приоритетных. И в этом смысле главным модератором в экономике сейчас является губернатор, областное правительство.
Изменилось соотношение сил в плане того, кто инициирует и координирует экономические процессы. (Если раньше участие в этом принимало Законодательное собрание, то сегодня оно не вмешивается.) Повышается эффективность использования земли, активность увеличилась, но о результатах говорить еще сложно, потому что по-прежнему у нас градостроительная политика вызывает вопросы, как и землепользование. Но направление совершенно очевидно свидетельствует об активизации роли областного правительства.
В последнем номере "Независимой газеты" нижегородский губернатор оказался в рейтинге ведущих лоббистов страны (правда, на достаточно скромном 26-м месте). Раньше наших губернаторов в этом списке не было. Значит, федеральный центр признал его как сильного руководителя сильного региона, и считает его просьбы, обращения, и все, что он делает, заслуживающим внимания.
Что касается отношения к губернатору со стороны нижегородцев, то элиты, наверное, на него обижены - за то, что большинство вопросов решается москвичами, а нижегородцы отодвинуты на вторые и на третьи роли. А что касается населения, то вчерашний снегопад показал еще раз, что в городе ничего не меняется. Стоило выпасть снегу, и вся хваленая административная система сразу спасовала. Люди стояли по два-три часа в пробках. Я сам был в Нижнем Новгороде в это время и наблюдал плоды того, что происходило в предшествующие два-три дня.
Поэтому принципиальных, серьезных, видимых изменений, как мне кажется, нет. Наверное, они придут через какое-то время. Не все в порядке и с теми проектами, которые считаются успешными. Как в случае торгового центра "Мега", поспешное открытие которого привело, к сожалению, к трагическим последствиям и к серьезным претензиям со стороны МЧС. Какую-то роль в этом случае сыграло то, что этот проект в свое время был одним из приоритетных. Его губернатор поддерживал в самом начале и не дал возможности заставить владельцев действовать так, как они были должны.
Главным достижением Нижегородской области в 2006 году следует считать изменение конфигурации отношений внутри Нижегородской области и между областью и федеральным центром. Мы в определенной степени находились в состоянии прозябания, и Валерию Павлиновичу удалось изменить эту ситуацию. Что касается потерь - то это, наверное, отсутствие ярких и позитивных изменений, которых мы ожидали, и вправе ожидать и дальше.
Дмитрий Бедняков
http://apn-nn.ru/comment_s/1033.html