15 сентября 2008
3516

Дмитрий Федоткин: Туристско-рекреационные зоны на Байкале - проблемы и перспективы

Во время V Байкальского экономического форума в Законодательном собрании Иркутской области прошел круглый стол "Проблемы охраны озера Байкал и рационального природопользования на Байкальской природной территории". Одной из тем было создание на Байкале особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

По словам заместителя руководителя федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Дмитрия Федоткина, строительство турзон идет "в графике", однако Иркутская область ("Ворота Байкала") сейчас отстает от Республики Бурятия ("Байкальская гавань"). Если на нашем берегу Байкала только-только определились с местом будущей турзоны, то на другом берегу вот-вот начнется непосредственное строительство.

Из пяти участков "Байкальской гавани" два уже активно развиваются. Проект участков в Турке и Песках в сентябре прошел государственную экспертизу, так что в будущем году начнется строительство инфраструктуры, в основном, за счет средств из федерального бюджета (Бурятия, как депрессивный регион, своих средств вкладывает мало). Всего на внутреннюю инфраструктуру придется потратить около 4 млрд. рублей, среди них есть такие объекты, как маяк, порт и раздвижной мост в Турке. Кроме того, есть потенциальные резиденты, которые тоже готовы начать строительство объектов турзоны в 2009 году. Ожидается приток частных инвестиций в размере 30 млн. евро. "Инвесторам не придется обивать пороги разных инстанций, они придут на все готовое", - заявил Дмитрий Федоткин. Кстати, для инвесторов "Байкальской гавани" предусмотрены значительные налоговые льготы, например, аренда земли в первые пять лет обойдется в 75 раз дешевле, чем обычно, а если инвестор вложит от 50 млн. евро, то льгота распространится на десять лет. При таких темпах, уверен Дмитрий Федоткин, в "Байкальской гавани" первые туристы появятся уже в 2012 году. Заместитель руководителя федерального агентства посетовал, что иркутский и бурятский бизнес пока не проявляет большого интереса к турзонам, но площадки "держат" для местных предпринимателей, не пускают туда москвичей.

Иркутской области придется оплатить половину стоимости строительства внутренней инфраструктуры своей турзоны. В целом на это понадобится примерно 4,6 млрд. рублей. Например, решено, что к 2012 году на паритетных началах будет заасфальтирована дорога, ведущая из Иркутска в Большое Голоустное. Однако, по словам вице-спикера Законодательного собрания Геннадия Истомина, ОАО "Особая экономическая зона" не использовало 100 млн. рублей, выделенных ей из бюджета Иркутской области в 2008 году. Пока неизвестно, будут ли внесены средства на строительство инфраструктуры турзоны в бюджет будущего года?

Заместитель руководителя федерального агентства по управлению ОЭЗ Дмитрий Федоткин заявил, что в первую очередь туристско-рекреационная зона в Иркутской области будет строиться в поселке Большое Голоустное, а лишь после запуска этой площадки можно включать в турзону Слюдянский район и Малое море. Изменение границ турзоны потребует внесение изменений в постановление правительства России, проведения новых конкурсов, что сделать трудно, подчеркнул Федоткин. "Да, природа в Большом Голоустном суровая, но и там можно построить турзону. Это решение мы вырабатывали вместе с администрацией Иркутской области", - говорит Дмитрий Федоткин. Впрочем, агентство по управлению ОЭЗ готово рассматривать предложения регионов по включению новых участков в границы турзон.

Это высказывание федерального чиновника вызвало возражения у региональных властей. Необходимо строить турзоны там, где уже есть налаженная инфраструктура, сложился устойчивый туристический поток, заявил заместитель губернатора Иркутской области Владимир Пашков. По его словам, "у бизнеса есть реальный интерес к Слюдянскому и Ольхонскому районам".

Иркутская область должна добиваться включения в особую экономическую зону туристско-рекреационного типа на Байкале Слюдянского и Ольхонского района, прокомментировал Геннадий Истомин. "На пустом месте, как в Большом Голоустном, развивать туризм - очень долго и дорого. Иркутской области нужно будет вложить в строительство инфраструктуры 2-3 млрд. рублей, что затруднительно, если учитывать дефицитность регионального бюджета. Нужно осваивать те места на Байкале, где уже есть инфраструктура, - рассказал вице-спикер. - Дикий туризм на Малом море наносит огромный ущерб природе, больше, чем БЦБК, нужно его упорядочить, что помогло бы создание здесь турзоны. А в Слюдянском районе уже сейчас успешно развивается зимний туризм, работает горнолыжная база, принимающая ежедневно в сезон по 300-400 человек". По его мнению, Иркутская область отстала от Бурятии, потому что с самого начала в нашем регионе не было определено точное место строительства туристической зоны. Напомним, сначала для реализации проекта рассматривалась Листвянка, но потом выяснилось, что на этой территории нет свободных площадок, на которых можно вести строительство.

Светлана Бурдинская, Телеинформ

i38.ru

15.09.2008

Телеинформ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован