06 января 2004
2222

Дмитрий Хворостовский: `Хочу, чтобы мой сын разговаривал по-русски`

- Один из самых сильных, на мой взгляд, концертов этого года - военные песни, которые вы спели весной в Кремлевском дворце. Вы их записали в Америке, кто их там слушает?

- Нет, сначала компакт-диск вышел в России. Запись была сделана на Мосфильме с оркестром Константина Орбеляна. И задача была выпускать компакт-диск прежде всего здесь. А в Америке он рассчитан, конечно, на эмигрантов, коих там скопилось очень много. Но и неэмигрантам он тоже нравится. Родители моей жены, например, (у нее папа - француз, мама - итальянка) сидели на моем концерте и плакали. Не зная слов.

- Они были на концерте в КДС?

- Да. Это первое у меня было выступление на подобной площадке. Где нашим духом и не пахнет.

- "Нашим" - то есть оперным?

- Ну да. Это и чувствуется. И зритель туда идет особый. Я видел во время первого отделения, когда пел оперные арии, что на первых VIP-рядах люди откровенно спали. Да и микрофоны выстроены были неважно, если честно. Зато во втором отделении, как только начали узнавать песни, я сразу почувствовал огромную волну доброжелательности.

- А как возникла идея сделать такой проект?

- Уже не помню. Наверное, просто почесал в затылке, слово вылетело, а Константин Орбелян его поймал. Мой отец тоже принимал участие в обсуждении. И где-то за два дня я вытащил из памяти песен 20-25. Потом уже отбирали из них.

- Как вы относитесь к пересечениям оперного мира с поп-культурой? Ваши военные песни или песни под аккомпанемент оркестра народных инструментов - из этой области?

- Под народные инструменты пели многие уважающие себя музыканты. Вспомните того же Шаляпина, который исполнял кафешантанные вещи типа "Очи черные". А итальянцы? Карузо вообще пел все неаполитанские песни, а по тем временам они были просто попсой. В России сложилась такая традиция: относиться к этому задрав нос. Но для меня смешение жанров уже давно не является проблемой. Другое дело, насколько талантливо это делать. Я вижу проблему, когда уровень исполнения откатывается назад. Многие люди, например, считают, что товарищ Бочелли - это лучший уровень вокала. А как же тогда Паваротти, Доминго, а как же Атлантов? А наш русский Бочелли - это Басков. Ну уж, извините. Это молодой, начинающий певец, не достигший даже элементарного уровня мастерства: фразировка страдает, слоги и слова выпадают. Для поп-певца, может, он еще ничего поет. Хотя на самом деле и знаменитые поп-певцы тоже поют по тем же канонам фразирования и звуковедения, что и мы, - правильно и слова произносят, и мысли свои выражают.

- Что у вас еще хорошего в этом году было, помимо военных песен?

- Военные песни - наверное, наименее интересное из всего, что я сделал. Моя жизнь полна различными оперными событиями. "Травиата" была на открытии сезона в Мет с Гергиевым. Было первое мое исполнение "Бала-маскарада" в Чикаго. Многого уже не вспомню. Все мои мысли - в следующих годах. И еще мои появления в России стали в этом году не то чтобы чаще, но значительнее.

- Вас это радует?

- Конечно, радует, если я имею возможность быть в России, говорить по-русски. Я хотел бы, чтобы мой маленький сын Максим разговаривал по-русски, как мы с вами.

- Когда вы соглашаетесь на ту или иную оперную работу, что для вас важно - место, команда или название произведения?

- И то, и другое, и третье.

- Часто отказываетесь?

- Да.

- В каком театре вы наиболее комфортно себя чувствуете?

- Метрополитен и Ковент-Гарден. Там я как дома. Хотя в моих интересах больше выступать в Японии, Южной Корее, Малайзии. Чтобы диски покупали, чтобы не забывали. В Южной Корее, например, у меня есть своя публика из тинейджеров, потому что меня там рекламировали по эмтэвэшным каналам. И там на абсолютно классические программы приходят очень молодые люди. Там и классическим пением многие очень рано начинают заниматься - с 13-15 лет.

- Паваротти заканчивает петь к 70 годам. А вы до скольких бы хотели петь?

- До скольких получится. Процесс старения у каждого происходит по-разному. Одни в 50 лет теряют голос, другие - позже. Паваротти еще несколько лет назад звучал как соловей, а сейчас жалко слушать. С ним что-то произошло после кончины его отца. Глаза потухли. Сегодня он уже другой. Я сам с ужасом думаю о своем 60- или 70-летии.

- Что должно случиться, чтобы вы спели оперную партию в российском театре? Последний раз это было 3 года назад в "Новой опере" с Евгением Колобовым.

- Это не так давно. С Гергиевым постоянно ведутся переговоры. Как только видим друг друга, так сразу начинаем думать про какой-нибудь спектакль в Мариинке. Но пока не получается. Хотя в Японии я недавно с ним был. Пел в "Онегине" и в "Войне и мире". Для меня гораздо мобильнее приезжать сюда с сольными концертами. А для спектаклей нужно долго репетировать. Потому что в плохо отрепетированном спектакле мне не хотелось бы появляться.

- А в Большом вы могли бы себя представить? Вы вообще следите, что там происходит?

- Нет, не слежу. Хотя Франческа Замбелло, которая ставит там один спектакль за другим, тащит туда. Но Большой - настолько не мой театр, что для того, чтобы даже просто представить себя поющим там, мне надо хорошенько напрячься. Хотя все может быть.

- Где ваш дом, где вы будете справлять Новый год?

- Домов у меня несколько - Нью-Йорк, Лондон, Женева, Москва. Новый год встречаем в Москве, потом едем в Питер. В принципе дом там, где я в данный момент нахожусь. Мы путешествуем обычно с женой и сыном - ему сейчас почти 6 месяцев. Так что весь скарб приходится возить с собой. Когда мальчик пойдет в школу, придется что-то менять. Хотя, думаю, тоже можно найти выход - школы ведь в каждом городе есть. Для меня очень важно сохранять нашу компанию. Гораздо комфортнее вместе ездить, чем одному.

- А в родной Красноярск заезжаете?

- Не был там около 3 лет. После того как бабушка умерла, родители стали сами приезжать ко мне. Конечно, хотелось бы, чтобы они были поближе. Но отец пока работает, так что привязан к этому городу. Планирую в недалеком будущем приехать туда с новой программой - так просто ехать неинтересно. Есть хороший проект, о котором пока говорить не буду.


06.01.2004

http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/hvorostovsky/history1.html

Екатерина Бирюкова

Известия
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован