18 августа 2006
2412

Дмитрий Медведев: Пилотные проекты в сфере образования - этапы перехода к новой школе

Модернизация российской системы образования стала главной темой рабочей поездки Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева 11 августа в Республику Башкортостан. Первый вице-премьер принял участие в республиканском совещании по образованию, которое прошло в башкирском селе Красная горка в 150 километрах к северо-востоку от Уфы, а также посетил Башкирскую республиканскую гимназию-интернат No1.

В общей сложности за последний год в сферу образования Башкирии было направлено порядка 15 млрд руб., сообщил Дмитрий Медведев на совещании в Красной горке. "В Башкирии традиционно поддерживают одаренных школьников, много делается для организации досуга, для нормальных условий развития школьников", - отметил он.

"Очевидно и то, что сегодня так далеко не везде, - указал Дмитрий Медведев. - Обязанность федеральных и региональных властей - подтягивать оснащение школ, укреплять их материально-техническую базу, увеличивать зарплату педагогов".

Для успешной реализации национального проекта в сфере образования необходимо решить ряд проблем, продолжил первый вице-премьер. Он назвал этот нацпроект "наиболее масштабным и ключевым, поскольку он определяет развитие страны на ближайшее десятилетие".

Залог успешной реализации нацпроекта "Образование" - внедрение инновационной системы обучения, подчеркнул Дмитрий Медведев. Второй не менее важной задачей он назвал "выравнивание возможности получения качественного образования, содействие в создании комфортных, современных условий для учебы".

"Школы должны оснащаться современным оборудованием, должен быть обеспечен доступ в Интернет. Без этого школа просто быть не может в ХХ1 веке", - указал Дмитрий Медведев, добавив, что Правительство даже пересмотрело прежнюю программу по подключению российских школ к Всемирной сети. "Мы приняли решение, что в России все школы должны иметь доступ к Интернету. Не только в центре России, но и в самых-самых отдаленных уголках", - сказал он.

В школы Башкирии в 2006 году за счет федерального бюджета будут поставлены свыше 200 комплектов учебного оборудования, более 70 школьных автобусов.

Затем Дмитрий Медведев остановился на реализации пилотных проектов в сфере образования. "Мы не раз говорили, что сами по себе национальные проекты, если воспринимать их просто как нагнетание дополнительных финансов, ни к чему в конечном счете не приведут. Поэтому мы должны думать над тем, какой облик будет у образования в ближайшее десятилетие. А для этого нужно обкатать новые подходы в ходе реализации пилотных проектов. По сути это - этапы перехода к новой школе, к новой системе образования", - подчеркнул он.

Пилотными проектами предусматривается федеральная поддержка регионов, которые готовы в течение ближайших двух лет реализовывать комплексные программы модернизации образования. На эти цели в 2007 году предполагается выделить 3,5 млрд руб.

При реализации пилотного проекта, по словам Дмитрия Медведева, прежде всего следует обратить внимание на переход на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений. Другая характерная особенность пилотного проекта - изменение системы оплаты труда учителей в рамках отраслевой системы.

В-третьих, это развитие региональных систем оценки качества образования и, в-четвертых, это широкое участие общественности в управлении образовательным процессом.

Дмитрий Медведев сообщил, что в тех регионах, которые примут участие в пилотных проектах, деньги будут выделяться не в рамках стандартной сметы, а в соответствии с количеством учеников. Зарплата учителям будет определяться не только почасовой нагрузкой, но и качеством преподавания. "Это должна быть новая, стимулирующая система оплаты труда", - подчеркнул он.

Планируется, что в результате эксперимента зарплата учителей должна вырасти примерно на четверть.

Первый вице-премьер призвал также на конкурсной основе оказать государственную поддержку сети профессионального образования - как начального, так и среднего. "Вы знаете, что ситуация в этой сфере существенно хуже, чем в школе, потому что эта система, к сожалению, в последние годы просто деградировала. И сейчас ее нужно вытаскивать из той проблемы, в которую она попала за такой довольно длительный период", - сказал он.

Дмитрий Медведев сообщил, что Правительство одобрило ряд проектов федеральных законов, один из которых касается введения единого госэкзамена, а второй - экспериментальной отработки образовательного кредитования. "Образовательные кредиты - для нас вещь новая. Мы к ним шли долго, потому что сама конструкция образовательного кредита появилась еще 1992 году, но мы к ним не были готовы: ни экономически, ни, признаться, морально", - сказал он.

Подводя итоги совещания, Первый заместитель Председателя Правительства заметил, что Республика Башкортостан "демонстрирует очень хорошую кооперацию с федеральными возможностями". По его данным, софинансирование по проекту "Образование" в регионе составляет один к четырем: на каждый рубль федеральных денег приходятся четыре рубля республиканских средств.

Дмитрий Медведев поддержал президента Республики Башкортостан Муртазу Рахимова, который заявил, что школы должны стать центрами социальной жизни на селе. По словам первого вице-премьера, "в сельской местности нет другого учреждения, которое бы концентрировало вокруг себя всю жизнь: и образование, и спорт, и какие-то элементарные финансовые операции, и отдых".

Башкортостан оправдал многие надежды федерального центра в рамках нацпроекта "Образование", продолжил Дмитрий Медведев. По его словам, "отрадно, что в республике введены такие меры стимулирования, как именные стипендии и республиканские гранты".

"Национальный проект - это не панацея, не попытка подменить систему образования каким-то новым явлением. Национальный проект - это символ преобразований в ключевых отраслях нашей жизни, и именно вокруг этой идеи должны концентрироваться и финансовые, и политические, и людские ресурсы", - сказал он.

В своем выступлении Дмитрий Медведев коснулся также вопроса качества учебной литературы. "Это - тема наболевшая для всех педагогов. Вы помните хорошо, что в 80-е, 70-е и более ранние годы значительная часть педагогов сетовала на то, что учебники стандартные и скучные. Но в 90-е годы тот мутный поток, который выплеснулся на наше педагогическое сообщество и детей, оказался исключительно мощным", - напомнил он.

"Я сам читал с десяток учебников, по прочтении которых волосы просто дыбом на голове встают. К этим инструментам нужно относиться очень трепетно", - подчеркнул Дмитрий Медведев, указав, что хороший учебник "как минимум должен отражать консенсуальную точку зрения на исторический и общественный процессы".

В заключение своего выступления первый вице-премьер сказал: "Сейчас мы вступили в полосу стабильности, когда зарплаты хоть медленно, но растут, и инфляция успокоилась, и самое главное - появилось желание жить и работать у значительной части людей".

14 августа 2006 года
http://www.rost.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован