Пилотные проекты в сфере образования не должны рассматриваться как начало кадровых чисток; при их реализации нужно опираться также на поддержку педагогов и родителей. Это подчеркнул сегодня на заседании президиума Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев.
По его словам, успех реализации проектов "во многом зависит от той поддержки, которую окажет этим мероприятиям родители, попечительские советы школ". "Бережно нужно отнестись и к сложившимся педагогическим коллективам, - потребовал Медведев. - Ни при каких условиях, нигде пилотные проекты не должны рассматриваться как начало кадровых чисток. Людьми нельзя разбрасываться".
Медведев высказался за переход на нормативно-подушевую систему финансирования в сфере образования. "В настоящий момент эти принципы рассматриваются как самые прогрессивные, - считает он. - Эта система оказывает очевидный стимулирующий эффект на качество образования. Школы начинают конкурировать за учащихся, а, значит, и привлекать талантливых педагогов, использовать передовые технологии".
Первый вице-премьер напомнил, что все регионы уже приняли на себя обязательства "обеспечить к 2010 году современные условия обучения для не менее 70 проц школьников". К настоящему времени подано 53 заявки на участие в пилотных проектах. Из них половина отсеяна. "В итоге к участию в эксперименте допущен 21 субъект Федерации, - констатировал он. - В них проживают более 4 млн школьников. Готовность регионов к "пилотам" должна быть обоснована. На эти цели запланированы федеральные средства в размере 4 млрд рублей. Также будут привлекаться средства региональных бюджетов".
Медведев повторил, что главное - "изменить экономику образования, перейдя на нормативно-подушевые принципы финансирования". Первый вице-премьер провел параллель со сферой здравоохранения. "Не секрет, что дополнительные выплаты медперсоналу не всегда становились стимулом для улучшения качества их работы, - признал он. - На это зачастую жалуются пациенты. Ну, а если они жалуются, то зачем мы тогда зарплату повышаем? Таких проблем не должно быть при реализации пилотных проектов в образовании. Изначально нужно заложить ясные и конкретные методики оценки качества труда педагогов, руководителей образовательных учреждений".
Современных стандартов в образовании невозможно достичь, если все школы не подготовить к внедрению новшеств, убежден Медведев. Отсутствие специалистов резко ухудшает качество образования, добавил он. "Заочными методиками, сколь бы прогрессивными они не были, проблем не решишь, - сказал Медведев. - Требуется личный контакт между учеником и учителем, а также условия для коммуникации между самими учениками. Все эти фактору нужно учитывать при формировании сети общеобразовательных школ".
Первый вице-премьер потребовал от федеральных и региональных властей "согласовывать все действия с людьми". "Люди должны понимать, ради чего все делается, какими средствами и в какие сроки", - сказал он. Президиум Совета уже в этом году даст оценки реализации проектов, заявил Медведев.
http://www.itar-tass.com
Корр.ИТАР-ТАСС Андрей Урбан