Глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев второй день подряд общается с судьями. Поприсутствовав на церемонии назначения на должность главы Высшего арбитражного суда своего `протеже` Антона Иванова, вчера он ставил задачи перед участниками совещания председателей судов, собравшимися в `Президент-отеле`. Совещание получилось весьма представительным: прибыли и помощник президента Виктор Иванов, и его однофамилец - новый глава ВАС, и генпрокурор Владимир Устинов, и министр юстиции Юрий Чайка, и глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов, и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, и многие другие. Президиум пришлось рассаживать в два ряда.
С тех пор как Дмитрий Козак ушел из Кремля, именно Медведев отвечает за судебную реформу. В последние дни он развернул небывалую публичную активность. Выступая вчера в `Президент-отеле`, шеф кремлевской администрации напомнил собравшимся, что на недавнем съезде судей `был законстатирован очевидный политический факт: судебная реформа состоялась`. Судьи обрели подлинную независимость и вносят все более серьезный вклад в дело укрепления государства. Зарплату служителям Фемиды заметно повысили, скоро еще повысят в 1,8 раза (и это `еще не предел`).
Однако, предупредил глава администрации, судебная реформа хоть и состоялась, но еще не завершилась. Сейчас судам, как органам государственной власти, надо работать прежде всего над повышением своего авторитета у населения. В том числе посредством открытости и гласности - причем не только для СМИ, но и в буквальном, так сказать, смысле слова. `Ни один орган государственной власти сегодня не может быть столь открыт и доступен`, - подчеркнул Медведев. Он отметил, что ситуация, когда граждан в суд пускают только по повесткам, недопустима и не может быть оправдана, например, мерами безопасности. Камень брошен ну хотя бы в сторону Московского арбитражного суда, где был установлен жесткий пропускной режим. Кстати, Мосгорсуд легитимность такого режима минувшим летом подтвердил.
По мнению Медведева, освещение деятельности судов тоже могло бы вестись лучше: ему сложно вспомнить заявление судебной пресс-службы по какому-либо из резонансных дел. `А ведь информационных поводов было достаточно`, - заметил глава администрации. И все поняли, что нашим независимым судам теперь придется не просто выносить решения по самым щекотливым делам, но и объясняться по этому поводу. Так сказать, от лица государства. Общедоступными, по мнению Медведева, должны стать судебные решения - в частности, через интернет. Пока собственные сайты имеют только полтора десятка судов, а ведь развитие этого направления может произвести настоящую революцию в этой области: например, можно было бы подумать о трансляции видеоконференций по делам, которые представляют повышенную общественную значимость.
Вопросом доверия населения к судебным и прочим органам власти в Кремле сейчас, судя по всему, всерьез озабочены. Одновременно с Медведевым на другом совещании говорил о том же секретарь Совбеза Игорь Иванов: `В политическом плане очевиден спад доверия граждан ко всем структурам власти и государственным институтам, - констатировал он. - В сложившейся ситуации есть объективные факторы, но есть и наши просчеты`. Еще одним сигналом следует считать недавнее резкое выступление бывшего куратора судебной системы в администрации, а ныне полпреда президента в ЮФО Дмитрия Козака, который назвал ситуацию в судебной системе `катастрофической`: люди, мол, убеждены, что она поражена коррупцией.
На эти замечания пришлось вчера отвечать председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву. По его мнению, упреки в коррумпированности судебной системы не вполне справедливы. Комментировать заявление Козака Лебедев категорически отказался, однако дал понять, что `обстоятельствами и цифрами часто оперируют те, кто хочет представить суд в негативном свете. Когда выгодно - говорят, `посмотрите, там кто попало работает, неизвестно как назначают и никаких мер к судьям не принимают`. `Ерунда это все, - объяснил он в перерыве журналистам. - Было 24 ходатайства прокурора о привлечении судей к уголовной ответственности, и в 22 случаях судьи дали согласие. Есть уголовные дела в отношении шести судей, и они публично рассматриваются. В других случаях говорят, что председатели судов у нас деспоты, неугодных судей терроризируют, на квалификационные коллегии давят. Но как надавишь? В квалификационных коллегиях треть - представители общественности, поди-надави - вылетишь завтра с работы. Я приводил сегодня цифры: 76 обращений председателей судов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности коллегии не восприняли, они их просто отклонили`.
Впрочем, было совершенно очевидно: после декабрьского съезда судей их опасения насчет того, что систему могут снова начать радикально реформировать, заметно улеглись. Так что председатели совещались в спокойной рабочей обстановке.
Анастасия Корня
Опубликовано в Независимой газете от 02.02.2005