02 июля 2008
10865

Дмитрий Медведев: `Совершенно очевидно, что коррупция в нашей стране - это реальное и системное зло, с которым нам необходимо бороться`

Дмитрий Медведев: "Совершенно очевидно, что коррупция в нашей стране - это реальное и системное зло, с которым нам необходимо бороться"


Мы в Партии социальной справедливости сегодня с огромным интересом прочитали выступления Президента России Дмитрия Медведева на заседании Совета законодателей, посвящённом вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции.


Как сообщила пресс-служба Президента, участники заседания обсудили проект национального антикоррупционного плана.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации, Совета при Президенте по противодействию коррупции, руководители силовых ведомств, представители Правительства, Конституционного, Верховного судов, Генеральной прокуратуры, полномочные представители Президента в федеральных округах и Общественной палаты.

Пресс- служба напоминает последовательность шагов Дмитрия Медведева в объявленной им лично войне с коррупцией.


Во-первых, через 12 дней после инаугурации 19 мая Дмитрий Медведев провел совещание, на котором было принято решение о подготовке национального плана борьбы с коррупцией, создании Совета по борьбе с коррупцией во главе с Президентом и Межведомственной рабочей группы под руководством главы Администрации Президента Сергея Нарышкина.

Партия социальной справедливости именно это совещание считает официальным объявлением Войны с юридической и фактической точки зрения. Дмитрий Медведев начал выстраивать свои полки.


Пока готовился генеральный план ведения войны, Дмитрий Медведев не терял времени даром. Он обсуждал меры по противодействию коррупции и с генеральным прокурором Юрием Чайкой, и с Министром юстиции Александром Коноваловым, и, вероятно, на заседаниях Совета Безопасности России. Но об этом мы можеи только догадываться. Он даже предложил лидеру фракции КПРФ в Госдуме Геннадию Зюганову активнее включиться в будущие сражения на законодательном фронте.


Во-вторых, 25 июня Сергей Нарышкин представил главе государства национальный антикоррупционный план, который включает в себя четыре раздела: законодательное обеспечение противодействия коррупции и представление до 1 октября проекта федерального закона о противодействии коррупции; меры по совершенствованию государственного управления предупреждения коррупции; меры по повышению профессиональной подготовки юридических кадров; первоочередные меры по реализации настоящего плана.


Партия социальной справедливости регулярно информировала общественность страны об этих действиях Президента России, не упуская ничего и комментируя эти шаги Дмитрия Медведева. Со всеми этими материалами можно без труда познакомиться на наших сайтах www.viperson.ru, www.pp-pss.ru, www.allrus.info и других.



Национальный антикоррупционный план и есть, по сути, генеральный план сражения с коррупцией. Но Дмитрий Медведев как настоящий полководец перед его окончательным утверждением решил обсудить его ещё раз на расширенном заседании Совета законодателей с командующими армиями на отдельных фронтах


Поэтому Партия социальной справедливости считает своим долгом представить на обсуждение общественности страны тексты вступительного и заключительного выступлений Президента России Дмитрия Медведева на этом заседании с любезного разрешения официального сайта Кремля www.kremlin.ru. Почитайте сами и убедитесь насколько серьёзно наш Президент подходит к будущим сражениям с коррупцией.



Вступительное слово на заседании Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Считаю нашу встречу и обсуждение этой темы - к сожалению, актуальной в весьма высокой степени в нашей стране - абсолютно своевременной.
Не буду долго рассказывать вам о природе этого зла, о том, каким образом коррупция разъедает государственные устои и чем она является сегодня. Совершенно очевидно, что коррупция в нашей стране - это реальное и системное зло, с которым нам необходимо бороться.

Вы знаете, 19 мая мною был подписан Указ "О мерах по противодействию коррупции", который создал определённую рабочую структуру, для того чтобы нам подготовить набор предложений. Имею в виду Совет по противодействию коррупции, президиум Совета. И была дана задача подготовить в самый короткий период национальный план противодействия коррупции. Хотел бы вас проинформировать о том, что проект такого документа подготовлен и сейчас находится у меня на рассмотрении. Определённые позиции из этого документа я вам сейчас предъявлю. Но это ещё не окончательная версия. Предлагаю обсудить и то, что будет сказано, и то, что сообщат нам наши коллеги в своих выступлениях.

В чём основной смысл национального плана? В том, чтобы подготовить целую совокупность мер, которые бы создавали полноценную, ещё раз повторю, системную основу для противодействия коррупции в нашей стране.

Что предлагается сделать? В плане несколько разделов. Один из них посвящён мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции, даётся определение коррупции, которое, строго говоря, у нас в законодательстве до сих пор не существует и по поводу которого идут уже, наверное, несколько десятилетий достаточно горячие споры; что это, каким образом соотносится антикоррупционное законодательство с уголовным законодательством и ряд других вопросов, которые только на первый взгляд кажутся сугубо юридическими. В этом же разделе содержатся предложения, касающиеся профилактики коррупции и включающие в себя специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации, должностей госслужбы, перечень которых должен определяться специальным нормативным актом.

Здесь же содержатся указания на необходимость полноценного развития института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, содержится ряд идей. Я не буду на всех останавливаться, потому что работа ещё идёт, но хотел бы, чтобы вы знали, что речь идёт о сокращении категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведение оперативно-разыскных мероприятий, обеспечивается справедливость и равная доступность правосудия как принцип. Соответствующая позиция раскрывается в нормативных актах, должна быть раскрыта.

Кроме того, устанавливается ряд достаточно важных и новых для нас новелл, таких как административная ответственность юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также процедура дисквалификации в качестве административного наказания. И то, и другое в нашем законодательстве в таком чистом виде отсутствует.

В принципе это те позиции, которые мы принимаем на себя после присоединения к нескольким конвенциям. Имею в виду Конвенцию ООН против коррупции, Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Эти конвенции, как вы знаете, Россия приняла и ратифицировала, при вашем участии, естественно.

Уточняются требования к судьям, к лицам, претендующим на замещение должностей судей, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных и представительных органов государственной власти, работникам Счётной палаты, служащим Центрального банка и некоторые другие позиции, которые нам ещё необходимо будет обсудить.

Есть предложение возложить определённые запреты - дополнительные запреты и ограничения - на государственных и муниципальных служащих: устанавливается запрет на приём на правоохранительную службу и службу в органах Федеральной службы безопасности граждан, имеющих судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам. Этого у нас не было. Устанавливается в качестве оперативно-разыскной задачи обнаружение имущества, подлежащего конфискации, и целый ряд других мер, которые ещё предстоит окончательно обсудить и по которым будут приняты отдельные документы: отдельные законы, в некоторых случаях отдельные указы Президента, иные подзаконные акты.

Второй раздел этого документа посвящён мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции. Здесь достаточно понятные вещи, которые требуют тем не менее нового изложения либо последовательного применения в повседневной деятельности, такие как отдельная регламентация использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на использование такого имущества, с тем чтобы снизить количество коррупционных актов с этим имуществом; совершенствование норм, которые регулируют осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд с целью исключения произвольного толкования, дискриминации или предоставления неоправданных преимуществ.

Предлагаются меры по передаче части федеральных полномочий регионам при одновременной оценке системы их работы и части функций государственных органов в негосударственный сектор как мера совершенствования функционирования государственного аппарата, создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества. Естественно, всё это будет развёрнуто в отдельный блок и в отдельную совокупность законов.
Мы также возвращаемся к известным принципам, которые были введены ещё в 2002 году, принципам служебного поведения государственных служащих, с тем чтобы принять действенные меры по предотвращению конфликта интересов и в необходимых случаях по привлечению отдельных государственных служащих к ответственности за несоблюдение соответствующих правил, ряд других мер, связанных с государственной службой.

И, наконец, третий раздел - это меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. Здесь тоже целая совокупность предложений и по использованию средств массовой информации, и по применению возможностей неправительственных организаций в целях создания соответствующих мотиваций антикоррупционного поведения; меры, связанные с улучшением преподавания юридических дисциплин, сокращением количества юридических вузов, которые не соответствуют требованиям, утверждённым в определённом порядке нашим Министерством, - в общем, всё то, о чём вы хорошо знаете.

Таким образом, после принятия этого плана - и почему я считаю крайне важной нашу встречу - нам нужно будет перейти собственно к юридической работе, заключающейся в том, чтобы этот план превратился в ближайшие полгода в набор законов, которые будут приняты как на федеральном уровне, так и на уровне соответствующих субъектов Федерации, которые вы представляете. Это большая, серьёзная работа. Просил бы к ней уже начинать прямо сейчас готовиться. Ряд этих законов может создавать и напряжение, и по-разному толковаться. Мы должны минимизировать все сложности и войти в новый год с современным антикоррупционным законодательством, за которое нам не будет стыдно и которое будет эффективно применяться.

Вы понимаете, что в нашей стране коррупция превратилась в способ существования огромного количества людей. Это печально, но это именно так. По сути, она превратилась в норму, повседневную норму жизни. Люди, которые сталкиваются с такого рода преступлениями, просто смирились с этим. Проще заплатить, чем возбуждать какие-то проблемы, обращаться в правоохранительные органы или в судебную систему. Те же, кто получает взятки, кто совершает коррупционные правонарушения, вообще не ощущают никаких рисков или считают эти риски пренебрежимыми. Так не должно быть.

Я предлагаю обсудить тот набор идей, который сегодня сформирован. Хотел бы выслушать ваши предложения, и будем считать, что мы начинаем с вами законодательную работу по противодействию коррупции.

Спасибо.

Заключительное слово на заседании Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Даже это короткое выступление и обсуждение показывают, насколько важна та тема, которую мы с вами сегодня затронули.

Вы знаете, когда я принимал решение о том, чтобы выпустить соответствующий Указ, работать над планом, то, естественно, слышал от разных людей мнения: "Зачем вы это делаете? Всё равно ничего не добьётесь. Сколько раз это уже начиналось в нашей стране на протяжении веков - ничем существенным не заканчивалось". Это очень сложная тема. Но ещё хуже - ничего не делать.

Чтобы работать по этому направлению, у нас сейчас есть практически всё: и современная законодательная система, которую мы должны приспособить под определённые новые состояния, и финансовые возможности, абсолютно отличающиеся от того, что было в 90-е годы. Поэтому считаю, что заниматься этим вопросом - дело чести государства.

Теперь некоторые соображения по сути того, что прозвучало.
Сергей Михайлович [Миронов] затронул два момента, которые, на мой взгляд, абсолютно актуальны на сегодняшний день.

Первый, о чём мы неоднократно говорили, - вопрос об административных регламентах. Обсуждение этого вопроса начиналось ещё около пяти лет назад. Практически ничего не сделано. Придите в любое министерство, попросите административный регламент, чтобы посмотреть, как движутся документы, запросите информацию о том, где ваш документ находится, - ничего не ответят. Вам ещё, может быть, ответят, потому что вы большие начальники, руководители законодательных или правоохранительных органов, и то не сразу, гражданам не ответят ничего.

Надо обязательно создать полноценную систему административных регламентов. То же самое - электронный документооборот. Мы не просто так начали заниматься Интернетом и внедрением электронных форм общения. Это не только развлечение для школьников, но и достаточно мощный антикоррупционный ресурс. Вы знаете, что во многих странах уже и декларации отправляют по Интернету, и разные другие действия совершают, и ответы получают. Во-первых, это быстро, а во-вторых, как совершенно справедливо сказал Сергей Михайлович, минимизировано общение с чиновником. По Интернету или какой-то иной коммуникативной системе вымогать взятку значительно сложнее, и следы остаются.

Дальше. То, о чём говорил Валерий Евгеньевич Аксаков: обязательное проведение антикоррупционной экспертизы. Впоследствии коллеги тоже все эти вещи поддерживали. Я согласен, это серьёзное, важное направление, но эта экспертиза должна быть разумной. Мы сами сначала должны заложить критерии этой экспертизы: что исследуется, на предмет каких конкретно возможностей, - с тем чтобы мы не взрыхлили юридическую поляну до такой степени, что работать будет невозможно. Мы же понимаем с вами, что при желании на эту тему даже я (понимая, что я уже давно юридической практикой не занимаюсь) готов за полчаса "раздолбать" любой закон и показать там десяток возможностей для злоупотреблений. Мы их должны минимизировать. Но это не должно превращаться в самоцель. Тем более что наш чиновник настолько талантлив, что даже если мы устраним десяток возможностей, то он найдёт ещё три десятка.

Но с чем я абсолютно солидарен - с тем, что мы должны уменьшать диспозитивность в административном праве, в административных процедурах. То есть усмотрение в деятельности чиновников должно быть сведено к минимуму. Это совершенно очевидно.

Некоторые позиции звучали о независимости суда. Это очень тонкая вещь. Я солидарен с тем, что мы должны предпринять всё от нас зависящее, для того чтобы укрепить независимость судей. И мы специально этим занимаемся в ходе работы, которая ведётся, по сути, параллельно с работой над антикоррупционной темой. В то же время, конечно, мы понимаем и то, что судья, как и любой гражданин Российской Федерации, не может быть полностью "забронирован" от уголовной и иной ответственности. Вопрос в способе, порядке привлечения к ответственности и в том, насколько эффективно это делает, собственно, само судейское сообщество. Будем продолжать общение по этой теме тоже.

И - я об этом говорил, и коллеги вспомнили - в 2002 году был подписан Указ Президента о принципах служебного поведения госслужащих. Хороший документ сам по себе. Откровенно говоря (специально им когда-то ещё, шесть лет назад, сам занимался), не действует вообще никак. Вспомните хоть один случай, когда российский чиновник публично заявил бы о конфликте интересов, сказал: "Вы знаете, мне вот тут акции по наследству достались, или жене кто-то передал, заявляю о конфликте интересов, прошу принять решение". Ни слова! Почему? Потому что никого за это не наказали. Мы все неплохо знаем, у кого какие активы есть, если уж говорить серьёзно. Но большинство государственных служащих даже не утруждаются в формальном использовании законодательства в части передачи этих активов в доверительное управление. И механизма нормального нет, и не делают этого. Поэтому нам нужно разработать полноценный порядок передачи активов в доверительное управление. Или давайте подумаем, можем принять и более жёсткую точку зрения, потребовать отчуждения этих активов.

Причем в сторону лиц, которые не являются родственниками или друзьями соответствующего человека. Это вопрос выбора. Может быть, и не нужно избыточных жёсткостей, но как минимум необходимо, чтобы была декларация об этих активах, и они были переданы в доверительное управление тому или иному учреждению, обладающему правом на трастовую деятельность.

То, что говорили Министр юстиции, а потом первый заместитель Генпрокурора, мы, естественно, отдельно обсудим.

Здесь также Александр Эммануилович сказал об уголовной ответственности юридических лиц. Вот эту идею я не могу поддержать. И, несмотря на то, что она содержится в ряде международных конвенций, думаю, что она бессмысленна для нашего правопорядка. У нас никогда не было уголовной ответственности юридических лиц, ибо наша наука и практика всегда стояли на том, что уголовная ответственность - это репрессия, и это так. Своим остриём она направлена на личность, а юридическое лицо - фигура фиктивная, придуманная законодателем. И ответственность она может нести только имущественную или административную. Хотя лица, работающие в соответствующем предприятии, организации, то есть в соответствующем юридическом лице, естественно, должны и могут нести и уголовную, и административную ответственность.

Ещё одна вещь, о которой сейчас довольно много говорили: нам действительно необходимо освободить советы директоров компаний, которые имеют государственную долю или контролируются государством, от значительной части чиновников. Председатель совета директоров в акционерном обществе, которое контролируется государством или в котором есть доля участия государства, - это вполне объяснимая вещь - может быть и высоким государственным служащим. Но зачем там десяток клерков среднего звена? Государственную позицию способен озвучить и председатель совета директоров в соответствии с данными ему государственными директивами. Все остальные, по сути, занимаются просто или лоббизмом, или кормлением. Один-два государственных служащих - это максимум, что по-хорошему нужно иметь в акционерных обществах, даже полностью принадлежащих государству. Остальные фигуры должны быть наняты за деньги, и это должны быть специалисты, независимые члены совета директоров. Но при этом они, конечно, должны находиться в рамках тех директив, которые дало государство как акционер.

Согласен с тем, что нужно подумать и о присутствии общественности при проведении тендеров, различного рода процедур. В общем, у нас это есть, но на практике зачастую игнорируется. То, что говорили коллеги - Дмитрий Владимирович Кулагин и Марина Дмитриевна Истиховская: коррупция действительно может быть продолжением борьбы с коррупцией. Вполне возможная вещь: деньги можно получать от всего, в том числе и от борьбы, и очень немаленькие деньги. И примеры у нас есть. Но это не значит, что мы не должны этим заниматься. В противном случае нужно просто поднять руки вверх. Это первое.

И второе: недопустима кампанейщина: можем "взорвать" и бизнес, и государственную службу, и всю страну. С точки зрения проведения кампаний у нас всегда все было "хорошо". Мы это делать умели и любили. Но действовать по этой проблеме нужно разумно, жёстко и последовательно. Жду подобной работы и от законодателей и от правоохранительных органов.

До встречи.

Партия социальной справедливости не будет сегодня перегружать этот материал своими комментариями - у нас очень умные читатели и они в состоянии сделать выводы сами.

Но мы обязательно вернёмся к этим выступлениям Дмитрия Медведева завтра и выскажем и нашу точку зрения.

Лев Иванов - член Президиума Политического совета политической партии "Партия социальной справедливости".

02 июля 2008 года.
www.nasledie.ru



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован