21 мая 2008
3686

Дмитрий Орлов: Правительство большинства

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

"Кто чей?" - этот вопрос, традиционно весьма существенный при формировании любого правительства, часто звучал и в последние дни. Выяснилось очевидное: центр принятия кадровых решений - единый, хотя и состоящий из двух "тандемных" фигур. Однако правительство Владимира Путина - это еще и правительство, опирающееся на парламентское большинство. Большинство в широком смысле складывается из партий, сказавших "да" новому премьеру: "Единой России", "Справедливой России" и ЛДПР. Ну а собственно большинство - это правящая "Единая Россия", председателем которой избран недавно Владимир Путин.

Прежде всего "Единая Россия" непосредственно представлена в кабинете. Так, вице-премьер Александр Жуков - автор ее экономической программы. Сергей Иванов, Дмитрий Козак, Рашид Нургалиев, Виктор Христенко, Юрий Чайка - формализованные сторонники "Единой России". Неудивительно, что председатель Высшего совета правящей партии Борис Грызлов заявляет: "Мы уверены, что профессионалы, вошедшие в правительство, будут работать с Государственной думой в режиме конструктивного сотрудничества". Впрочем, непосредственной и жесткой кадровой "связки" между парламентским большинством и опирающимся на него правительством российская конституционная система не предусматривает - в отличие, например, от британской, в соответствии с которой министрами могут быть только члены палаты общин. Поэтому формальные подсчеты "партийных портфелей" попросту бессмысленны.

Владимир Путин создал в правительстве несколько зон системной ответственности - они сконцентрированы вокруг вице-премьеров, а роль министров возросла. Влияние "Единой России" именно на такую структуру правительства несомненно. Так, еще в марте Грызлов заявил о недостаточной эффективности созданной в 2004 году системы "министерство - агентство - служба" и предложил усилить полномочия министерств.

Но самое важное - достигнутая концентрация общественного доверия. Владимир Путин - председатель партии, которая обладает большинством в Госдуме и практически во всех региональных законодательных собраниях. У премьера лично - самый высокий рейтинг за всю российскую историю. Это взаимно усиливает премьера и "Единую Россию". Опираясь на партию, формирующую парламентское большинство, правительство Путина реально становится правительством большинства населения.

Сильными и эффективными были в российской истории именно те кабинеты (весьма, заметим, немногие), которые опирались на парламентское большинство. Кстати, именно опирались - правительства парламентского большинства, непосредственно формируемого Думой и ответственного перед ней (или, как говорили деятели либеральной оппозиции, "ответственного министерства"), в российской истории не было никогда. В I и II Думах (1906 - 1907 гг.) большинства у правительства не было, и это прямо (и негативно) повлияло не только на стабильность работы кабинета, но и на ситуацию в стране. Вспомним два знаменитых ленинских большинства III Думы: "черно - сотенско-октябристское" и "октябристско-кадетское". Петр Столыпин и Владимир Коковцов опирались именно на них. В IV Думе премьеры Иван Горемыкин и Борис Штюрмер потеряли поддержку большинства; напротив, сформировался оппозиционный "Прогрессивный блок", деятельность которого серьезно ускорила Февральскую революцию.

Советская система была весьма специфической, однако ни одно более или менее эффективное правительство той поры - Ленина, Рыкова, Сталина, Хрущева или Косыгина - не могло бы работать без опоры на ВЦИК и позднее Верховный Совет, игравшие главную роль в легитимации его деятельности. Абсолютное большинство в этих органах принадлежало РКП(б) - ВКП(б) - КПСС - разумеется, в нерушимом союзе с беспартийными.

Доминирование КПРФ в I и II Госдумах новой России не позволило правительству Черномырдина опереться на парламентское большинство. Итог - политика проводилась половинчатая и непоследовательная, заведомо кризисная (и к кризисам неоднократно приводившая), а президент Ельцин, балансируя на грани закона, был вынужден злоупотреблять созданием необходимых норм, издавая указы. И только кабинеты Примакова и Путина - действительно эффективные кабинеты конца 90-х - работали с опорой на большинство в парламенте, хотя внутренняя структура этого большинства была очень различной.

Нынешняя ситуация отчасти уникальна, отчасти наследует традиции. Но в любом случае доминирующее думское большинство, на которое может в любой момент опереться премьер - лидер правящей партии, - штука пока в нашей истории редкая и потому более чем ценная.

"Известия",
21.05.2008, No090
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован