13 сентября 2006
3249

Дмитрий Саблин: Битва за квадраты

"Нет ничего более недоступного, чем доступное жилье", - иронизируют россияне. Военнослужащим не до смеха: для шуток просто не осталось ни сил, ни желания. Действительно, не смешно, когда узнаешь, что преподаватель Академии Генштаба им. Фрунзе стоит под номером один в очереди на жилье с 1989 года, а военный летчик, тоже No 1 в своей очереди, в течение двух лет слышит от председателя жилищной комиссии: "Да, поступили квартиры не в военном городке, но ты на них даже не рассчитывай - они целевые, под конкретные фамилии". О том, с чем связан этот беспредел в жилищном вопросе и почему военнослужащие, принявшие присягу, не могут десятилетиями получить причитающееся им жилье, мы беседовали с депутатом Государственной Думы от фракции "Единая Россия", заместителем председателя комитета по собственности, Первым заместителем председателя Всероссийской общественной организации ветеранов "БОЕВОЕ БРАТСТВО", подполковником запаса Дмитрием Саблиным.
- Дмитрий Вадимович, как военный и как депутат Госдумы, скажите, что же все-таки происходит с жильем для военнослужащих? Почему люди, принявшие присягу Родине и поклявшиеся в случае необходимости пожертвовать своей жизнью ради ее защиты, не могут получить крышу над головой?
- Вы правы, ситуация в сфере жилья для военнослужащих ужасная. Других определений у меня просто нет. Если говорить о проходящих службу офицерах, то сейчас наблюдается острая нехватка служебного жилья. Посмотрите сами: многие жители военных городков, по определению Минобороны, "утратили связь с Вооруженными силами". Служебное жилье, отданное им во временное пользование, занято, а приходящих на службу офицеров просто некуда селить. Мобильный фонд жилья практически исчерпан. Поэтому молодые офицеры вынуждены снимать квартиры за свои кровные деньги.
- А разве воинская часть не компенсирует им затраты на съем квартиры?
- Компенсирует, но в пределах оговоренных норм. Так, молодой офицер космических войск получает всего 1500 рублей в месяц на аренду жилья. Скажите, где сегодня он может за эти деньги снять комнату, я уже не говорю про квартиру?
- Вы сказали, что военнослужащие, ушедшие в запас, не освобождают полученное ими служебное жилье...
- Да, и, поверьте, не по своей воле. В этих служебных квартирах они находятся годами на "птичьих" правах. Ни продать, ни обменять, ни передать по наследству это жилье они не могут. Я уже не говорю про состояние этого жилищного фонда, десятилетиями не ремонтировавшегося. Как заметил Губернатор Московской области Борис Громов, "такое впечатление, что по некоторым военным городкам прошелся Мамай". Военнослужащие, вышедшие в запас, вместе со своими семьями годами стоят на очереди, и многие уже отчаялись получить жилье. Более того, на сегодняшний день сфера передачи жилья военнослужащим является одной из самых непрозрачных и коррумпированных.
- Как это проявляется на практике?
- А на практике это проявляется так: майор запаса стоит на очереди уже шесть лет, из них два года числится под номером один в своей очереди. При этом за последние годы строительство шло и на его воинскую часть выделялось жилье. Но шло оно "мимо" этого офицера, как ему объяснили, конкретным людям по целевому выделению. Возникает вопрос: а для чего существует очередь? И кто эти "конкретные люди"? Другое частое нарушение - это выделение квартир в военных городках. Министерство обороны строит жилье именно в военных городках, а не за их пределами.
- То есть получается, что это новое жилье мало чем отличается от старого? Никаких прав на него у офицеров и членов их семей нет?
- Совершенно верно. Подобные предложения вообще идут в разрез с федеральным законодательством.
- Тогда почему Министерство обороны предлагает офицерам это жилье? И почему они соглашаются?
- Ну, насчет офицеров - понять несложно. Их просто ставят в такие условия: или берите, что дают, или дальше снимайте квартиры и ютитесь в общежитиях. Что касается Минобороны, то причина проста: военные городки - это государство в государстве. На них не распространяются многие нормы строительства, гораздо меньше согласований и разрешений. То есть Минобороны фактически само себе разрешает построить дом, после само распределяет жилье, а затем само себя и контролирует. При этом "спускает" в прессу бодрые отчеты: нами за пять лет было построено 48 тыс. квартир для уволенных в запас. А вот тот факт, что это только 20% от запланированного, стыдливо замалчивается.
- Неудивительно, что при этой круговой поруке офицеру получить жилье очень проблематично. А как же наше законодательство? Разве оно не регулирует эти отношения?
- Здесь у нас наблюдается странный для России парадокс: законодательство в отношении жилья для военнослужащих достаточно хорошо прописано, права военнослужащих на получение служебного жилья и жилья после увольнения де-юре защищены. Посмотрите закон "О статусе военнослужащих", статью 15, и вы увидите, что на бумаге все предусмотрено. Основная проблема - это отсутствие механизма контроля, возможности разорвать эту самую круговую поруку.
- А как же все попытки изменить ситуацию? Например, система жилищных сертификатов?
- Если вы помните, эта система заработала не сразу, а сейчас и вообще - практически приказала долго жить. Причина состояла опять в той же самой проблеме: идея была хорошая, а механизм ее реализации не был прописан. Первое время никто просто не понимал, что с ними делать: ни военнослужащие, ни риэлтеры, ни застройщики. Только с опозданием на полгода специалисты рынка недвижимости поняли, что под эти бумаги дается нормальное обеспечение и им можно верить. В этот период многие офицеры, особенно в Московской области, смогли приобрести себе жилье. Однако сейчас этот инструмент перестал быть эффективным. Если года два назад офицер, получивший на руки сертификат, мог позволить себе купить двухкомнатную квартиру в Подмосковье, то сейчас на эту сумму трудно купить даже комнату. К тому же жилищные сертификаты распределялись в регионах по квоте, то есть выстраивалась еще одна очередь - не за квадратными метрами, а за ценными бумагами.
- А вступившая в силу накопительно-ипотечная система?
- Закон о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих я бы назвал очень сырым. С одной стороны все просто: за каждый год службы на счет офицера государство начисляет определенную сумму. И уволившись в запас, военнослужащий снимает эти деньги и покупает квартиру. На первый взгляд - все правильно и понятно. Но, с другой стороны, закон лишает военнослужащих права получать жилье в течение трех месяцев после увольнения. Кроме того, право купить квартиру возникнет не раньше, чем через 10 лет службы, а реально купить можно будет только через 20 лет. И то, если рост цен на квартиры в том же столичном регионе удастся стабилизировать.
- Почему так происходит? Почему в законе "О статусе военнослужащих" черным по белому прописано, что военнослужащих должны обеспечить жильем, а никто закон не выполняет? Можно ли привлечь виновных к ответственности?
- Можно и нужно. Как я уже говорил, необходима четкая система контроля за распределением жилья для военнослужащих. Сейчас реализуется так называемая программа "15+15", а точнее, Постановление правительства от 28 апреля 2006 года No 249 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих". По этой программе в 2006-м и 2007 году на строительство жилья для военнослужащих в пяти самых проблемных регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Калининградская область) будет выделено по 15 млрд рублей. Так вот, расходование этих средств и распределение жилья будет контролировать Правительство РФ, в отличие от всех предыдущих программ строительства жилья для военнослужащих. Я считаю, что эту практику нужно распространить на все дальнейшие строительные программы. Систему необходимо сделать прозрачной. Нельзя допускать, чтобы расходование средств, строительство, распределение жилья было монополией только одной структуры - Минобороны. Более того, я уверен, что за распределением жилья должны следить независимые общественные структуры - советы офицеров и ветеранов, которые будут контролировать этот процесс. Утвердить законодательно это не сложно, более того, сами офицеры давно уже готовы к таким мерам. То, что у нас стыдливо называют "социальной напряженностью", на самом деле гораздо печальнее и острее. Назрела ситуация, которую необходимо переломить. Решить проблему жилья для военнослужащих необходимо как можно быстрее, и здесь нужны не популистские законы, а конкретные действия.



Собственная информация

www.er-duma.ru/pubs/18230
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован