12 ноября 2002
2307

Дмитрий Скобелкин: `О вопросах взаимодействия Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу, Банка России и кредитных организаций в области создания системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем`

Скобелкин Дмитрий Германович -- заместитель председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу, Москва

Тема: "О вопросах взаимодействия Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу, Банка России и кредитных организаций в области создания системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

СКОБЕЛКИН Д.Г.

Уважаемые дамы и господа!

От имени Комитета по финансовому мониторингу я приветствую всех участников столь значимого для банковской системы России мероприятия и вкратце хотел бы остановиться в своем выступлении на том, что уже за истекший период сделано Комитетом во взаимодействии с Банком России, с кредитными организациями, и что предстоит сделать.

Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу был создан в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года "О противодействии легализации отмывания доходов, полученных преступным путем" (далее я его буду называть "закон") и Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября прошлого года "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Комитет приступил к своей работе 1 февраля 2002 года. Комитет является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным применять меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и является координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

С 1 февраля 2002 года в Комитет регулярно стала поступать информация от финансовых посредников, включая кредитные организации, об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с законом. В настоящее время сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, поступают из полутора тысяч кредитных организаций, десятков страховых и лизинговых фирм. Объем банка данных составляет свыше 100 тысяч описания сделок, подлежащих контролю.

По результатам проведенной аналитической работы для углубленной проверки выделены материалы по 50 физическим и юридическим лицам. Осуществлена передача в органы МВД и Прокуратуры 6 материалов, по двум из которых уже возбуждены уголовные дела по статье 174 Уголовного кодекса. Это легализация преступных доходов.

Первые результаты работы большинства кредитных организаций свидетельствуют о том, что они оказались готовыми к работе в рамках установленного законодательством правового поля. В данном случае следует отметить активную работу Банка России -- по предварительной подготовке российской банковской системы к выполнению требований закона. Была проведена значительная работа как в области нормотворчества, так и в области обучения, комплекса обучающих мероприятий, которые Банк России провел в январе-феврале текущего года.

За истекший период решены первоочередные вопросы организации деятельности Комитета. К настоящему времени реализованы в основном задачи оснащения Комитета информационно-технологическим оборудованием и соответствующим программным обеспечением. Налажен ежедневный прием информации от кредитных и некредитных организаций, операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю. Созданы защищенные информационно-вычислительные системы КФМ по сбору формализованных сообщений о финансовых сделках, подлежащих контролю. Информация в настоящее время поступает, как я уже говорил, от кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых, лизинговых компаний, почтовых отделений, ломбардов.

Функционирует сервер, мощность которого достаточна для того, чтобы принимать, обрабатывать и хранить информацию, поступающую от многих тысяч ее поставщиков одновременно.

Завершается тестирование автоматизированного рабочего места. Система будет обеспечивать передачу формализованных сообщений по сети Интернет с соответствующим уровнем защищенности. В июне уже началась работа по формированию территориальных органов Комитета, которые будут выполнять отдельные функции Комитета в федеральных округах, естественно, в тесном взаимодействии с учреждениями Банка России, финансовыми посредниками, кредитными организациями.

В тесном сотрудничестве с Банком России была проведена работа по подготовке и выпуску ряда документов, определяющих взаимодействие Банка России и КФМ. 28 января 2002 года заключено соглашение об информационном взаимодействии между Банком России и Комитетом, осуществляемом в соответствии с законодательством. Данным документом установлены основные принципы сотрудничества и взаимодействия между ведомствами в сфере информационного обмена. Буквально на днях, если я не ошибаюсь, 3 числа подписано дополнительное соглашение между Банком России и КФМ, которое предусматривает создание специализированной рабочей группы Банка России и Комитета, в которую будет входить достаточно много представителей различных подразделений Банка России и Комитета. И эта группа создана для оперативного решения вопросов, возникающих у кредитных организаций при практической реализации требований закона. Я думаю, что это будет правильно -- решать оперативные вопросы в рамках такой группы.

В рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации преступных доходов КФМ установлены контакты с соответствующими органами других стран, в частности с "Фимцем" (США), "Тактим" (Франция), "Валютное бюро" (Италия) и другими.

Реализуются мероприятия, направленные на вступление Комитета в Международную организацию подразделений финансовых разведок, так называемую группу "Эгмонт", объединяющую финансовые разведки 58 стран мира. Интересно, что сейчас как раз во время проведения Конгресса в Монако проводится пленарное заседание этой группы, где присутствует председатель Комитета по финансовому мониторингу, где рассматривают вопрос о приеме Комитета в эту группу. И, по нашим оценкам, вероятность приема именно на этом пленарном заседании Комитета в группу "Эгмонт" достаточно велика. Это важный пункт не только с международной точки зрения признания усилий России в борьбе с отмыванием преступных денег, но и с точки зрения возможности обмениваться информацией с соответствующими подразделениями мира.

Немаловажным это будет и для решения вопроса об исключении России из так называемых черных списков, куда Россия была включена специальной комиссией по борьбе с отмыванием капиталов.

Теперь буквально вкратце о проблемах и задачах на перспективу.

Практика работы кредитных организаций по выполнению требований закона показывает, что общими для всех стали трудности с критериями оценки необычных и подозрительных сделок в рамках внутреннего контроля. На эффективности работы кредитных организаций также сказывается отсутствие у последних специального программного обеспечения для автоматизированной выборки операций по критериям закона.

Большой проблемой становится отсутствие необходимой информации по участникам операций, проводимых в рублях, которая должна передаваться в КФМ. Решение данных вопросов также требует совместных усилий Банка России, КФМ и, безусловно, участников кредитных организаций.

В течение четырехмесячного периода практической реализации закона выяснилась необходимость внесения поправок в законодательство о борьбе с отмыванием преступных доходов и соответствующие нормативно-правовые акты. Следует:

- исключить дату дублирования предоставления информации в рамках закона и сведений, предоставляемых в контролируемые органы России (налоговые органы, учреждения Банка России) в рамках исполнения других нормативно-правовых актов, что в значительной степени должно сократить огромное количество различной отчетности, дублирующей друг друга;

- внести изменения в законодательство, предусматривающие усиление уголовной ответственности за разглашение сведений, предоставляемых в рамках закона;

- законодательно наделить кредитные организации правом отказа клиенту в открытии счета и одностороннего расторжения договора банковского счета по определенным основаниям для противодействия проникновению преступных капиталов в финансовую систему;

- необходимо определить порядок направления письменных запросов кредитной организации по уточнению данных формализованных сообщений и получению, предусмотренному законом, дополнительной информации об операциях, подлежащих обязательному контролю. Но это крайне необходимо для проведения углубленного анализа и проверки полученной информации, которая может вызывать подозрение с точки зрения легализации преступных доходов.

- необходимо, безусловно, продолжить работу по созданию нормативно-правовой базы в сфере борьбы с финансированием терроризма и незаконной эмиграции.

Комитет сознает всю важность ситуации и совместно с Банком России и специалистами кредитных организаций принимает меры для решения возникших вопросов в рамках выполнения закона.

Для повышения эффективности, взаимодействия и выстраивания системы противодействия легализации преступных доходов в России первоочередные вопросы заключаются, по нашему мнению, в следующем:

- продолжить дальнейшее развитие технических каналов связи КФМ, Банка России, кредитных организаций;

- наладить систему регулярного обучения персонала в соответствующих подразделениях кредитных организаций;

- отработать запросную систему по операциям, подлежащим контролю, а также выявляемых при осуществлении внутреннего контроля;

- рассмотреть необходимость создания экспертного совета из числа представителей банковских ассоциаций, специалистов кредитных организаций, возможно, на региональном уровне с участием также специалистов КФМ, Банка России для более оперативной работы на местах;

- необходимо также провести совместно с Банком России работу по оптимизации форматов электронных сообщений, которые передаются кредитными организациями в Банк России, так как продолжает поступать достаточно большое количество сообщений из банков, заполненных с различными нарушениями, порядка 14 %. Конечно, это не так много, как было раньше, но тем не менее, это требует совместной работы по корректировке Положения Банка России No 161-п, который установил порядок заполнения и передачи информации Комитету. Работа в этом направлении также проводится.

Необходимо также наладить совместно с Банком России и его территориальными учреждениями систему сверки поступающих от кредитных организаций сведений в соответствии с требованием закона для контроля их достоверности. Также необходимо отработать механизм взаимодействия с Банком России для предоставления последнему в целях банковского надзора информации о кредитных организациях, которые не представляют сведения в КФМ или представляют в неполном объеме и с нарушением требований закона. И здесь, на наш взгляд, позитивным является то, что Банк России, Совет директоров Банка России принял решение о создании специализированного подразделения, осуществляющего оперативный контроль. Я имею в виду Департамент, который будет заниматься инспекционными проверками и организацией этой работы на местах. Я об этом решении узнал из средств массовой информации. И последнее, что необходимо, это рассмотреть возможность совместно с Банком России выпуска периодического печатного издания с комментарием по применению требований законодательства и нормативных актов, а также по актуальным вопросам и проблемам в целях обмена положительным опытом в рамках организации внутреннего контроля по выполнению требований закона кредитными организациями.

Я благодарю вас за внимание и надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Спасибо.

(Аплодисменты)


http://mbk.spb.ru/rus/mbk2002/plenary/skobelkin.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован