О подробностях отставки Бориса Ельцина, о его путешествии на Святую землю в дни Рождества и о дальнейших планах первого президента рассказывает его пресс-секретарь Дмитрий ЯКУШКИН.
Дмитрий, сколько же времени проработали вы с Борисом Николаевичем?
- Почти полтора года.
Срок немалый, чтобы изучить своего патрона. Как вы восприняли в самый канун Нового года известие о его отставке?
- Это было неожиданно, но, вы знаете, мы все, в том числе и я, сразу окунулись в конкретную работу.
Интересно, а почему же первый президент Советского Союза Горбачев, находившийся в то время где-то в зарубежье, заявил, что для него отставка - не новость?
- Не очень понятно, что он имел в виду. О решении Ельцина - и то за какое-то очень короткое время - знали лишь единицы. В первую очередь, конечно, Владимир Путин.
А как в самый момент отставки прореагировали на нежданное сообщение ближайшие помощники Бориса Николаевича?
- Многие работали с ним давно. И раз принимается такое решение, то это решение президента, которое надо уважать.
Вы уверены, что решение было взвешенным, не спонтанным?
- Безусловно. Теперь очевидно, что президент обдумывал его некоторое время. Об этом я могу судить по отдельным высказываниям Бориса Николаевича, которые сейчас, после отставки видятся в другом свете.
Почему было выбрано такое несколько необычное время? Канун праздника, газеты не выходят
- Ну мне кажется, что ориентироваться в таких случаях на выход газет - это просто мелковато для президента. А что касается выбора момента, то, наоборот, он очень значимый. Последний день года, наступает 2000-й, символическое начало нового отсчета времени. И в выступлении президента как раз сказано: хорошо бы, чтобы для России отсчет этого времени начался с новыми лицами в политике.
Что испытывает пресс-секретарь при событиях такого масштаба?
- Борис Николаевич объявил об этом сам. И это произвело на всех очень сильное эмоциональное впечатление. Все мы были взволнованы. От девушек, которые записывали это телевыступление, до, казалось бы, привыкших ко всему ближайших помощников президента. После выступления было немало текущей работы, потом, как вы знаете, началась подготовка к поездке в Израиль. Сейчас прошло уже десять дней, но к этому событию возвращаешься постоянно. Оно требует спокойного осмысления. И потом смотрите, как все сошлось. Свой первый визит в новом качестве Борис Ельцин совершил на Святую землю. Первый раз представитель высшей российской государственной власти побывал в Вифлееме. Впервые службу провели главы различных православных церквей в одном месте. Столько символики. И это все нужно пережить. Рождество, начало года, у всех было приподнятое настроение.
Как чувствовал себя Ельцин во время поездки?
- Он чувствовал себя неплохо и очень спокойно. С психологической точки зрения, появилась определенная легкость. График был очень напряженный, но он не ощущался как нагрузка. Наоборот, это было в удовольствие, это не было обузой. Спало напряжение. За обедом с президентом Израиля Вейцманом Борис Николаевич произнес очень длинный тост. Он импровизировал, не читал по бумажке. По-моему, в этой поездке Борис Николаевич чувствовал себя раскрепощенным. Очень много людей хотели сняться с ним просто на память. Было много проявлений добрых человеческих чувств.
Дмитрий, а вам не было грустно?
- Грустно мне не было. Было философское, я бы сказал, библейское настроение. Хотелось отрешиться от суеты. А она чувствовалась, когда после 31 декабря некоторые наши политики начали говорить: `Я ему давно говорил об уходе. Это я:` И все это казалось таким мелким по сравнению с тем выбором, который президент сделал.
Промелькнули сообщения, что он планирует совершить еще несколько поездок - во Францию, в Англию...
- Пока о таких уж конкретных планах я говорить не могу. Но думаю, что они будут. Особенность всех официальных визитов заключалась и в том, что президент мало что успевал увидеть - только резиденции, переговоры, выступления... Даже крупнейшие столицы он фактически не видел. К нему сохранилось доброе отношение со стороны лидеров мировых держав, и я думаю, что многие из них проявят к Ельцину внимание, будут заинтересованы в неформальных беседах. Для любого человека прежде всего сложно изменить ритм жизни. А у президента он был всегда напряженный. Ельцина всегда попрекали тем, что он жаждет власти. Это не так. Для него сложение полномочий - именно изменение ритма жизни. Что касается его мыслей - они о том, чтобы все было нормально в стране. И последние слова, сказанные в день ухода на кремлевском крыльце были такими: `Берегите Россию`. И все время - и в самолете, когда летели в Израиль, и здесь Борис Николаевич к этому возвращается. 7 января в аэропорту `Внуково` его встретил Путин. И около часа они провели вместе - встретили Рождество.
Существует и довольно активно действует Фонд Горбачева. Правда ли, что планируется создать и Фонд Ельцина?
- Я бы не хотел, как и о поездках, говорить сейчас что-то уж очень конкретное. Думаю, там может быть библиотека, документы эпохи Ельцина. Может быть, даже мини-музей. Но фонд будет не только направлен в прошлое, но и носить общественно-политический характер. Я знаю, что Борису Николаевичу выделены рабочие помещения в Кремле.
А кто из прежних сотрудников остается работать с ним?
- Люди, протрудившиеся с ним долгие годы: Владимир Шевченко, возглавлявший службу протокола, Валерий Семенченко, руководивший работой канцелярии.
Татьяна Борисовна Дьяченко - дочь и советник президента - покинула администрацию. Кем и где ей предстоит работать?
- Пока у нее нет никакой должности. Думаю, она будет вместе с Борисом Николаевичем.
А вы остались в Кремле?
- Я уже работаю помощником руководителя президентской администрации Волошина.
Не считаете ли вы, что сенсационный уход Ельцина, провозгласившего Владимира Путина своим преемником, даст Владимиру Владимировичу солидную фору в борьбе с остальными претендентами на президентский пост?
- На эту ситуацию можно посмотреть и с другой стороны. На Путина возложена колоссальная ответственность. Ему надо доказывать делом, что он действительно достоин будущего президентства. Я бы сказал, что это не только не облегчение, а дополнительная ответственность. Есть вещи, которых от него в определенном смысле ждут. Это прежде всего развернутая программа по экономике, внешнеполитические шаги...
Позвольте немного о сугубо личном. Как строилось общение с президентом? Ельцин обращался к вам `на вы`, по имени-отчеству?
- По-разному, но всегда `на вы` и всегда уважительно. Это его черта: пунктуальность, уважительность, щепетильное отношение к деталям. Никогда не опаздывать. Бывали, конечно, редчайшие случаи, когда президент назначал встречу и не по своей воле вынужден был задерживаться. Он множество раз извинялся перед этим человеком, хотя никто и вопроса так не ставил. И тут речь идет не о лидерах других государств, а о своих сотрудниках.
Беседу вел Николай Долгополов
`Труд`, 11.01.2000
http://nvolgatrade.ru/