Дмитрий ЯЗОВ, бывший министр обороны СССР, член ГКЧП:
- Это была попытка спасти нашу Родину, великий СССР. Ту страну, за которую мы так долго воевали. Как можно было сменить наш советский строй, который победил фашизм, на то убожество, что имеем сегодня?
Борис НЕМЦОВ, лидер фракции СПС в Госдуме:
- Это была революция, и мы как защитники "Белого дома" были преисполнены энтузиазма и романтизма: вот закончится коммунизм и заживем. Но путь к свободе оказался более тернист, чем тогда казалось. А еще это были конвульсии СССР - в Беловежской пуще крах лишь закрепили формально. Так что с помощью ГКЧП коммунисты организовали свои похороны.
Валентин ВАРЕННИКОВ, бывший главком Сухопутных войск ВС СССР, член ГКЧП:
- Члены ГКЧП были наивны. Утопизм их заключался в том, что им казалось, будто лидеры СССР и России заблуждаются. Мы верили в это до последнего, даже когда находились уже в заключении. А фактически Ельцин и Горбачев были врагами и предателями своего народа.
Константин БОРОВОЙ, активный борец против ГКЧП:
- Для меня те дни остались в памяти ощущением опасности. Ведь все было серьезно - планировались аресты. Демонстрацию, которую мы проводили, остановили в центре Москвы колонной танков. Тем приятнее была победа, которая досталась в борьбе. Это был первый шаг к демократическому государству. Надо отдать должное членам ГКЧП, которые его спровоцировали.
Егор ЛИГАЧЕВ, депутат Госдумы, сторонник ГКЧП:
- Я до сих пор чувствую горечь, что мы не смогли. Это был протест разрушению нашей жизни. Люди, которые отважились на этот протест, вне сомнения, достойны уважения, но они были нерешительны. И связались с теми, кто развалил страну, - Ельциным и Горбачевым. Если бы они на них не надеялись...
Маура РЕЙНОЛЬДС, московский корреспондент газеты "Лос-Анджелес Таймс", в дни ГКЧП - сторонний наблюдатель:
- В Америке августовский путч 1991 года называют не иначе как "началом конца СССР". Итоговая победа демократических сил - это переломное событие не только в истории вашей страны, но и западного мира. К сожалению, вы, россияне, похоже, еще не до конца это оценили.
Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ, верный продолжатель дела ГКЧП:
- По-моему, сегодня всем очевидно: это была крупнейшая провокация, за которой стоят Горбачев и Александр Яковлев - люди, предавшие партию и государство. Более 60 процентов населения считают большой потерей развал СССР. Вслед за т. н. победой над гэкачепистами свободы не наступило. Напротив, ситуация усугубилась, и прежде всего в экономике.
Владислав ФЛЯРКОВСКИЙ, телеведущий, в те дни - активный противник ГКЧП:
- Действия ГКЧП - это бездарные и грубые движения. Но, как видим, и неудачные перевороты меняют ход истории.
Владимир ГОРИККЕР, кинорежиссер, в дни ГКЧП - сторонний наблюдатель:
- Это был вооруженный переворот, к которому, как и во всякой революции, я отношусь отрицательно. ГКЧП как бы спасал СССР, но на самом деле высшие госчиновники бились за сохранение своей власти. Они были очень противные, эти члены ГКЧП. А делать что-либо все равно было поздно.
20.08.2002
www.kp.ru