Жизнь успешного топ-менеджера в России - это сплошная работа с маленькими "пятиминутками" отдыха. Губернатор Тверской области, член генерального совета партии "Единая Россия" Дмитрий Зеленин один из таких. Регион, которым он руководит, в нашей стране считается одним из самых стабильно развивающихся.
Активная жизненная позиция, а также занятия йогой, горными лыжами и виндсерфингом помогают тверскому губернатору выдерживать колоссальные физические нагрузки, связанные с его работой. Любовь к спорту он пытается привить и своим четверым детям. Кроме того, Зеленин занимается благотворительностью. Например, помогает восстанавливать старые дворянские усадьбы в Тверской области.
- Вы пришли в политику из бизнеса. Почему решили сменить амплуа?
- Отмечу, что сначала я из собственного бизнеса пришел в управление в крупном бизнесе, а потом уже в государственный менеджмент. Просто я посчитал, что у меня есть способности, которые можно реализовать в политике и которые могут принести необходимые плоды. Это и легло в основу моего выбора.
- Что для вас самое сложное в управлении регионом?
- Подбор персонала. Зарплаты у госчиновников не очень высокие, необходимо, чтобы они росли, но адекватно социально-экономической ситуации в стране и регионе. Поэтому подобрать грамотных людей на руководящие должности бывает не просто.
- "Единая Россия" помогает вам справляться с трудностями?
- Да, конечно. "Единая Россия" поддерживает многие программы, например, связанные с восстановлением аварийного жилья, с реализацией национальных проектов.
- Как в вашем регионе реализуются национальные проекты?
- Мы пытаемся решать задачи, связанные с национальным возрождением России, и пока нам это удается. Например, стараемся материально поощрять тех врачей, которые соглашаются ехать работать в российскую глубинку, повышая им заработную плату. Как раз за счет тех денег, которые выделяются на национальные проекты. Мы закупаем новое медицинское оборудование и отсылаем его в межрайонные центры. Мы поощряем преподавателей, которые внедряют инновационные программы в тверских школах. Главное, чтобы общенациональные программы дополнялись нашими собственными областными ресурсами. Просто распределять федеральные деньги не только неэффективно, это настоящая дискредитация самой идеи нацпроектов.
- Похоже, вы далеко не консерватор, а скорее наоборот - любите перемены.
- Нет, не консерватор. Зачем улучшать до бесконечности какую-то процедуру? Для решения большинства задач достаточно того, чтобы люди "загорелись" какой-то идеей и сами стремились выполнить ее лучше, найти новые, нестандартные решения. А это нужно мотивировать. Только в этом случае можно добиться эффективных результатов.
- В чем, по-вашему, залог успеха топ-менеджера?
- В самом деле добиться успеха не сложно. Нужно использовать весь ресурс знаний для решения задач, в которых, может быть, ты еще пока не разбираешься. Да, любой новый проект имеет свою специфику. Но у любого успешного топ-менеджера есть опыт и знание теории о том, как достичь лучших результатом. Их он должен гибко применять на новых местах работы. И конечно же топ-менеджер - это человек, способный объединять и мотивировать людей для решения разных, в том числе глобальных, задач.
- Если бы у вас появилась возможность жить за границей, уехали бы?
- Нет. Потому что, с одной стороны, я люблю то место, где живу. А с другой - я тут большего добьюсь. К тому же я патриот своей страны и понимаю, что не смогу жить без России. И еще, считаю глупым стесняться произносить такие слова. Любовь - прекрасное чувство, о нем надо говорить вслух, в том числе и о любви к Родине.
- Почему вы заинтересовались проектом, связанным с восстановлением русских усадеб?
- Это одно из достояний нашего региона. У них своя история, которую, на мой взгляд, нельзя забывать. В старинных усадьбах жили достойные люди, дворяне... Кроме того, около усадеб до сих пор есть какие-то обжитые поселения. И, восстанавливая усадьбы, мы даем вторую жизнь как историческим памятникам, так и этим поселениям.
- В вашем роду были дворяне?
- Наверное, были. К сожалению, я не знаю подробностей своей родословной. Но точно знаю, что многие мои предки в прошлом занимали высокие должности. Мой прадед Липатов был главным бухгалтером завода "Пермские моторы". Где-то с 1928-го по 1933 год. Другой мой прадед был главным инженером "Магнитки". Отец его жены, наверное, был дворянином - он работал юристом в Санкт-Петербурге. Вообще у меня было много достойных предков из Казани, Санкт-Петербурга и Москвы.
- Кто из ваших родственников послужил для вас примером?
- Прежде всего родители и родственники, жизнь которых я видел. В своих близких я искал именно те качества, которые помогали мне в жизни. Например, мой дед Демидов Алексей Иванович входил в совет общероссийской Патриархии. У него до советской власти была собственная химчистка в Столешниковом переулке, разные мастерские (например, скорняжная). Он никогда не унывал, и его любили окружающие люди.
Дед добился в своем деле очень многого. Моя коммерческая жилка явно от него. Прадед мой Манин Марк Степанович был очень жестким, твердым и строгим человеком. Он, простой деревенский парень, поступил в инженерный университет в Санкт-Петербурге. Потом ушел на войну, где попал в плен, из которого ему удалось бежать. И, наверное, эти его качества: твердость, жесткость и строгость - есть во мне.
Например, благодаря ему я прекрасно понимаю, что добиться результата можно всегда, если четко следуешь своему собственному мнению. Отец поставил меня на горные лыжи. Он дал мне понимание того, что такое спорт. Он сам был мастером спорта по лыжным гонкам. И любовь к труду мне папа "привил". Он многое делал собственноручно - от мебели до моторных лодок.
- А дома, в семье, твердость и решительность проявляются?
- Твердость, на мой взгляд, должна проявляться прежде всего в достижении цели. Бессмысленно быть строгим, если ситуация этого не требует. В семье все не просто. Я занятой человек, много работаю. Каждый свободный час я стараюсь посвящать своим детям. У меня их четверо - две старшие девочки (7 и 9 лет) и два мальчика (2 и 5 лет).
- У вас спортивная семья?
- Старается быть спортивной. Жена катается на коньках, она президент Федерации фигурного катания в Твери. Она и на горных лыжах хорошо катается. А дети занимаются плаванием, гимнастикой, горными лыжами.
- Говорят, вы поклонник конного спорта. Сами ездите верхом?
- Да. Но это не главное. Для меня главное - здоровье детей, которые живут в нашем регионе. Мы стараемся развивать в наших детях интерес к спорту. Поэтому мы помогли открыть спортивные школы, в которых молодежь с удовольствием занимается конным спортом. Школы не мои, но я им помогаю.
- Какими видами спорта вы еще занимаетесь? Говорят, у вас есть личный тренер по фитнесу.
- Никто другой, как тренер, не сможет помочь тебе добиться собственного результата. В фитнесе этим результатом должно быть собственное здоровье. А еще я занимаюсь йогой, виндсерфингом и горными лыжами. Всему этому я старался обучаться у лучших российских тренеров. Не упускаю возможность послушать замечания тренеров нашей российской сборной.
- Ваша супруга курирует благотворительные проекты. Принимаете ли вы участие в ее работе?
- Я стараюсь напрямую этого не делать, потому что это ее работа. Но мы советуемся по общим практическим и стратегическим решениям. Очень сложно проводить социальную государственную политику и одновременно заниматься благотворительностью. Поэтому я оставляю благотворительность для жены.
- Кто вам подбирает одежду?
- По этому вопросу я советуюсь с разными людьми. Но среди них нет модельеров. По-моему, модельеры готовят образы и одежду будущего, а мне нужно носить одежду сейчас. Практически все время я в галстуке и костюме. Для совсем протокольных встреч предпочитаю Brioni. Для менее официальных - Gucci и Dolce & Gabbana.
- Есть ли такие вещи, которые вы хотите купить, но не можете себе позволить?
- Таких вещей много. Если даже очень хочется купить, я задаюсь вопросом: а нужно ли это мне? - и принимаю мгновенные решения, чтобы долго не мучиться. Надо уметь себе отказывать.
- Есть ли среди представителей российской элиты люди, которым вы помогли состояться в жизни?
- Это пусть сама элита скажет. Думаю, будет перебором, если я скажу, что кому-то помог.
- Вот какой вы скромный.
- Дело не в скромности. Просто каждый человек все понимает по-своему. Зачем мне его публично заставлять оправдываться. А вдруг он не думает, что я ему помог в жизни?
- Скажите, пожалуйста, с кем из представителей российской элиты вы дружите?
- У меня очень много друзей. Все они практически занимаются бизнесом - это и друзья детства, и школьные друзья. Но я не могу сказать, что я очень близок к кому-либо из тех, кто находится "наверху".
- Вы говорили, что среди ваших друзей есть бизнесмены. Получается, понятия "бизнес" и "дружба" для вас совместимы?
- Да, конечно. Кстати, среди моих близких людей есть те, кому так же, как и мне, нравится кататься на горных лыжах и на виндсерфинге.
- Среди ваших приятелей есть люди, завидующие вашим успехам?
- К счастью, я не знаю тех людей, которые мне завидуют. И явных врагов у меня нет. По крайней мере, я о них не знаю.
- В свободное время читаете книги, смотрите фильмы, путешествуете?
- Изредка бывают периоды, когда мне удается это сделать. Как правило, к сожалению, нет. Хочу много читать, но пока не получается. Мне совесть не позволяет сидеть-читать книгу, если у меня есть какое-либо нерешенное дело. Единственное, что удается, - это слушать в самолете аудиокниги (в основном исторические). Мой друг Григорий Березкин недавно подарил мне набор таких книг, и я их слушаю.
А в целом свое свободное время я стараюсь посвящать семье, даже на отдых за границей времени почти не остается. Первые два года губернаторства я вообще почти никуда не ездил. Только в этом году удалось выбраться дня на три, покататься на виндсерфинге и позже на горных лыжах.
- Где вы предпочитаете отдыхать за границей и куда ездили за последний год?
- Последний раз я ездил с детьми в Стокгольм и в парижский Диснейленд. Мне интересны разные страны и точки земного шара. Я побывал в довольно отдаленных местах - на Гавайях, в Коста-Рике, островах Зеленого Мыса, на Маврикии. Там есть ветер, а значит, отличные возможности для виндсерфинга. Мне нравится отдыхать, находя какие-то полезные занятия. Я уже давно не отдыхал пасcивно, не занимаясь спортом.
Елена Маякова
9.12.2006
http://www.vz.ru/print.html?id=57562